В субботу вечером
и
, вернувшись с фотосессии сделали мне предложение:
- Ника, а хочешь посмотреть подземный Киев?
- Канэчна хочу!
В свое время я умудрилась закончить Московский Горный по специальности Маркшейдерское дело, и даже тема диплома была (о, ужас!) про строительство канализационного коллектора. Правда, неглубокого.
А тут - побродить под Киевом, да еще на глубине метров 60 - да кто ж от этого откажется!
На следующий день мы встретились со Скифом и его другом Соулом, также имеющим большой опыт в покорении киевских глубин, и отправились искать вход. Вариантов маршрутов было 2: поискать что-то новенькое, нехоженное, или спуститься в проверенный водогон.
[показать]
Далеко не под каждым люком открывается замечательный подземный мир. И не в каждый можно спуститься. Лесенки (или скобы) есть не везде, и в большинстве мест узковато.
Люки вскрывали на глазах у совершенно неизумленной публики: людям все равно, кто там возится у люков. Хотя все же один молодой человек подошел к нам и поинтересовался, что это мы тут делаем и платно ли это. Мы тайн не выдали, в поход его не взяли, и он расстроенно побрел к своей дорогущей машине, припаркованной у Лавры. Не хватает радости в жизни ему. А мы не сделали бизнес. А могли бы.
Потом Соул решил пойти на разведку. Мы остались ждать и смотреть, какой же приход у Лавры. Занятие оказалось завораживающим, но снимать я не решилась. Среди киевской элиты очень модно по воскресеньям продъезжать на своих пепелацах на службу. Имея хорошую машину, дресс-код соблюдать не обязательно. Можно и каблуки одеть повыше, и юбку покороче.
Соул вернулся минут через 15, совершенно не оттуда, откуда ушел под землю, сообщил, что ничего там интересного нет, что вылез он посреди монастырского двора, но интереса к нему не проявил никто.
В результате мы решили пойти по проверенному маршруту.
По пути не смогла пройти мимо наскальной надписи:
[показать]
Место входа, разумеется, строго засекречено, и на него не будет никаких намеков.
Вошли через люк, пролезли над трубами. Темно, грязно, ржаво, сыро.
Точка старта. Мы как бы снова оказались на поверхности земли, но за закрытой наглухо решеткой. Нам предстояло, нырнув в темноту, довольно долго пройти по металлической решетке между двумя огромными трубами.
[показать]
За трубами был небольшой кусочек совершенно пустого, и большого в сечении тоннеля, по которому шагалось весьма бодро. Тем более, что тоннели идут под небольшим уклоном, и с горки, да в начале пути, всегда идти легко.
Наконец дошли до первой шахты. И только посмотрев вверх поняли, что забрались весьма глубоко.
[показать]
Со сводов свисают сталактиты. Сталагмиты тоже встречаются, но гораздо реже:
[показать]
Место явно очень хорошо обжито диггерами.
И его охраняет большой розовый дракон:
[показать]
А в загоне пасется лошадка:
[показать]
Интересно, кто тут убирает этой щеткой?
[показать]
Вентили и трубы. Это так романтично!
[показать]
Чтобы пройти дальше, нужно протиснуться сквозь эти трубы. Трубы большие, а проход узкий.
[показать]
А дальше - 2 км вот такого пейзажа. Рельсы, труба, бетон.
Местами рельсы уходят под воду. Воды, порой, по колено.
Поэтому для путешествий с осени по весну бахилы или болотные сапоги - обязательны!!!
Также обязательны фонарики (на лоб и в руки), шапки, штормовки и перчатки.
[показать]
Это первая наша большая остановка.
Вертикальная шахта.
Теоретически, тут можно выбраться на поверхность.
Практически - нельзя. Все лестницы сгнили.
[показать]
Хотя, если вам не хватает адреналина, можно попробовать воспользоваться этими лесенками:
[показать]
До следующей точки - еще километр. Пейзаж везде однообразен - труба, рельсы.
Встретили вагонетку. Покатались. Весело. Долго не проехали: вагонетка застряла. Интересно, как она раньше ездила? Трубы уже, рельсы прямее?
[показать]
И о воде - источнике жизни на Земле. Воды в большинстве случаев явно не грунтовые. В основном это текут трубы. Вылившаяся вода в первой части нашего маршрута была очень чистой и прозрачной. Во второй - сверху плавала цементная пыль.
Наконец дошли до конечной точки. 4 километра хождения под землей, на поверхность в этом месте вновь не выбраться. Причина все та же: лестницы сгнили.
В воде лежат поваленные вагонетки:
[показать]
И уже никому не нужные вентили:
[показать]
Наверх лезть не получится. Разве что по тюбингам, но мы не скалолазы.
Поэтому нам предстояло проделать тот же четырехкилометровый путь. Разница лишь в том, что мы уже изрядно устали, и дорога теперь пойдет в горку.
[показать]
Идти назад было очень тяжело. Во-первых, гриндерсы - это очень классная обувь, надежная, красивая, но не для таких походов. Когда идешь по колено в воде (благо бахилы надежно защищают), то чувствуешь себя на тренировке по аквааэробике, с большим утяжелением в области конечностей.
Поэтому если пойдете под землю, одевайте наиболее легкие по весу туристические ботинки.
Да и вообще, такие походы требуют неплохой физической подготовки.
Киевское клеймо "каштан"
[показать]
А значение этой таблички мы так и не поняли.
[показать]
Время пролетело незаметно.
Вошли в 3 часа дня, вылезли в 10 вечера.
Ощущения от прогулки: интересно, познавательно, но очень однообразно и утомительно. Да еще и потом всю ночь снились кошмары. Через некоторое время я бы решилась пойти еще, но только в более интересное место и с более коротким маршрутом. И конечно же, в правильной экипировке.
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ ТАКОЙ ПОХОД БЕЗ ОПЫТНЫХ ДИГГЕРОВ!
Большое спасибо Скифу и Соулу за экскурсию.
Отдельное спасибо
за гриндерсы. В кедах мне было бы... даже боюсь представлять.