Митрополит Иоанн (в миру Иван Матвеевич Снычёв) — епископ Русской Православной Церкви; с 20 июля 1990 митрополит Ленинградский (впоследствии — Санкт-Петербургский) и Ладожский, постоянный член Священного Синода.
[показать] Пресс-секретарём митрополита Иоанна называет себя Константин Душенов, бывший военный моряк и бывший главный редактор (в 2010 году осужден на 3 года лишения свободы) газеты «Русь Православная», которая сама себя позиционирует как «антисемитская черносотенная газета русских националистов, православных экстремистов и маргиналов Христовых».
В 1994—1995 годах петербургское издательство «Царское Дело» опубликовало главные труды митрополита Иоанна на тему судьбы России и русского народа, православия, российской истории: «Самодержавие Духа (Очерки русского самосознания)», «Голос вечности (Проповеди и поучения)», «Одоление смуты (Слово к Русскому народу)», «Стояние в вере (Очерки церковной смуты)», «Русь Соборная (Очерки христианской государственности)».
Существует устойчивое мнение, что фактическим автором книг и статей за подписью митрополита в 1990-х был К. Ю. Душенов. Сам Душенов категорически утверждает авторство Владыки.
По утверждению митрополита Питирима (Нечаева) в семинарии митрополит Иоанн имел прозвище «Ванька-хлыст» за экзальтированную религиозность.
Митрополит Иоанн стоит у истоков движения за канонизацию Ивана Грозного. Практически все сторонники этой идеи апеллируют к его книге «Самодержавие духа» (1995), в которой полностью отвергалась вся негативная информация о царе как плоды «заморской клеветы» — иезуита Антония Поссевина, вестфальца Генриха Штадена, англичанина Джерома Горсея и других иностранцев — «авторов политических памфлетов, изображавших Московское государство в самых мрачных красках», а крупнейшие русские историки, начиная с Карамзина, обвинены в «очернительстве» образа благочестивого царя и в том, что они «воспроизводили всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные „гости“»
Идея канонизации Ивана Грозного, как правило, объединяемая с идеей канонизации Григория Распутина, встретила крайне негативную реакцию руководства Церкви, включая самого Патриарха Алексия II. В докладе Синодальной комиссии по канонизации Архиерейскому собору РПЦ (октябрь 2004), подписанном председателем комиссии митрополитом Ювеналием, отмечалось, что «имена Ивана Грозного и Г. Распутина используются (…) как знамя, как символ политической нетерпимости и особой „народной религиозности“, которая противопоставляется „официальной религиозности“ священства (…) В лице первого царя и „друга“ последнего самодержца пытаются прославить не христиан, стяжавших Духа Святого, а принцип неограниченной, в том числе — морально и религиозно, политической власти, которая и является для организаторов кампании высшей духовной ценностью».
М. Ювеналий обвинил сторонников канонизации в том, что они «часто не понимают разницы между православным церковным вероучением, основывающимся на Божественном Откровении, и государственно-политической тоталитарной идеологией, произрастающей из человеческого мифотворчества».
Воспоминания митрополита Питирима (Нечаева):
«Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. <…> Снычёва же в Патриархии просто не воспринимали всерьёз. В семинарии у него было прозвище «Ванька-хлыст», данное ему за его экзальтированность... Что касается позднейшей деятельности митрополита Иоанна, у меня она вызывает некоторое чувство настороженности, так как за ней мне видится чья-то опытная рука, толкающая на необдуманные поступки простодушных верующих людей.»
(Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима.)
«Он сам по себе был совершенно беспомощным человеком, не мог связать толком двух слов и уж тем более — написать тех книг и статей, которые вышли под его именем. Кто-то раздувал эту чудовищную по своей сути фигуру, это была совершенно очевидная манипуляция. (…) К сожалению, у нас сегодня большое число солидных и вполне укорененных в церкви людей живут в глубокой вере в мировой заговор против России. Это смесь мракобесия с больной психикой.»
(Владимир Фёдоров, протоиерей РПЦ, директор Православного института миссиологии и экуменизма (Санкт-Петербург).)
2 ноября 1995 года митрополит Иоанн скончался на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в Санкт-Петербурге.
Архимандрит Августин (Никитин) так описывает произошедшее:
«Участники праздника ожидали тогдашнего мэра Анатолия Собчака с супругой, но чета опоздала почти на час. Когда высокие гости прибыли, жена мэра Людмила Нарусова подошла к владыке Иоанну под благословение. Благословив супругу Собчака, митрополит начал медленно оседать на пол…».
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Исходное сообщение avistrix Мне глубоко несимпатичны его антисемитские воззрения и многое другое в его личности... Человека, ТАК молящегося, лишь Господь может судить - при чем тут его взгляды, его мнения?..Фига себе!.. Так надоели эти сектанты, охлобыстины и прочие, морочащие народ... Я хочу жить в нормальной стране, без советской, черносотенной и прочей маразматики. Какие люди, такая и страна. Такое и правительство, потому что, если люди хотят империализма, http://www.liveinternet.ru/users/neofitov/post184336956/ http://www.liveinternet.ru/users/neofitov/post185426367/ антисемитизма ... то тогда: Нате вам, пожалуйста!.. И причем тут: кто кого может или не может судить? Тема поста о сектах.
Исходное сообщение avistrix Я всего лишь выразила свое мнение - извините, если оно не совпадает с Вашим.Просто ваше мнение не показалось мне целостным. С одной стороны: "глубоко несимпатичны его антисемитские воззрения и многое другое". И в то же время: "при чем тут его взгляды, его мнения?.. " Действительно, странная ситуация какая то в церкви сложилась. Еще одна цитата: "Не понимаю, почему священников, которые решаются заговорить о спорных моментах российской истории 20-го столетия, одергивают. Тех, кто публично сомневается в идее святой Руси, просят слегка помолчать... А жириновская (читай охлобыстинская, ) стилистика, помноженная на церковный пафос, остается без реакции и не ведет к запрету. Или снова мы идем на эксперимент?.." И один вопрос, риторический (отвечать не обязательно): где именно вы злобу в моем сообщении нашли? PS: Кому то смайлики мои не понравились)...
Исходное сообщение avistrix Вы очень уж активно "боретесь" - с кем? с покойником? Ну, не злобно, пускай, но очень сердито и темпераментно. Неужели Вы не понимаете, что все это - пустое, что ничего от этого не изменится? Церковь деградирует...Ещё раз повторюсь, что сообщение, хоть и озаглавлено "Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв)", тема его — СЕКТЫ (псевдо и околоправославные). Неужели, прочитав сообщение полностью, этого можно не заметить (при желании)? А "борюсь" я весьма посредственно, надо сказать. За пять лет в дневнике чуть более 300 сообщений, на разные темы, не о погоде, в основном, конечно. О чем хочу, о том и пишу.
Исходное сообщение Блейз_2012: "Большую роль в укреплении здоровых сил народа сыграли выступления митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна" (М.В.Назаров)... есть соответствующие места и главы "Миссии русской эмиграции" того же М.В.Назарова. Это вам не какие-то там телевизионные записи. Без "Миссии" не один историк Русского Зарубежья не обходится. Отсюда станет видным невежество мнения о "мракобесии" черносотенцев, и причины разницы суждений о митрополите Иоанне.О каких историках Русского Зарубежья Вы говорите? О тех, что ушли в раскол и делают на этом свою карьеру, пропагандируя антицерковное мировоззрение? Назаров, Михаил Викторович... Утверждает, что в России существует талмудическая иудейская секта, которая практикует ритуальные убийства. Является отрицателем Холокоста. Составитель открытого, так называемого, «Письма 500» и «Письма 5000». Один из координаторов возникшего на этой основе движения «Жить без страха иудейска!» и автор одноименной книги. Автор книг «Миссия русской эмиграции» (2 дополн. изд.), «Радио „Свобода“ в борьбе за мір», «Кто наследник российского престола?» (3 изд.), «Тайна России. Историософия XX века» (4 изд.), «Вождю Третьего Рима» (2 изд.), «Жить без страха иудейска!» (5 изд.), «Диалог РПЦЗ и МП: „Соединение может быть только в Истине“» и др.
Исходное сообщение Блейз_2012: М.В.Назаров... подвергаясь преследованиям за свою подлинно патриотическую и христианскую позицию. Чтобы обвинять в антицерковном мировоззрении, надо его знать... Соответственно, Назаров заботится об авторитете Церкви.Вот сайт: http://www.rusidea.org/ (главный редактор: М.В. Назаров) Узнаем там, что сайт поддерживает запрещенный Чин всенародного покаяния http://srn.rusidea.org/news/chronicles/2011/07/24/chronicle_783.html Выступает в поддержку Душенова и отлученного от Церкви Валентина Лукияника, председателя Союза православных братств Украины. Деятельность В. Лукияника, на заседании Священного Синода УПЦ, признана антицерковной, деструктивной и вносящей смуту в церковную и общественную жизнь. Валентин Лукияник отлучен от церковного общения до принесення искреннего публичного покаяния. Сторонников и последователей Лукияника участники заседания Священного Синода УПЦ призвали отказаться от «навязанных им ложных взглядов и поступков и стать на путь послушания святой Церкви и ее священноначалию». Руководствуясь 10-м Апостольским правилом: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен», – Синод объявил верующим УПЦ о невозможности принимать участие в каких-либо акциях, организуемых В.Лукияником. Особо отмечено неуважительное отношение В.Лукияника к епископату и священнослужителям, а также ко всем, не согласным с его позицией. К сожалению, Лукияник В.Б. и его последователи не подчинились решениям священноначалия УПЦ об осуждении «политического православия» (от 21.12.2007) и продолжали свою «политическую деятельность», прикрываясь фальшивой заботой о Церкви и интересах верующих. Этим они сеяли в церковной среде смуту и недоверие к духовенству и священноначалию, подвергая сомнению и не исполняя решений Архиерейских Соборов, Священного Синода и Богословско-канонической комиссии УПЦ. http://www.kiev-orthodox.org/site/events/3148/
Я говорю о всех историках эмиграции. В том числе о всех академических историках. Потому что его работа написана на самом высоком научном уровне. В частности, он рассматривает обоснованность мнения о мировом заговоре, потому что без этого понять поведение русских эмигрантов невозможно. Не соглашаться с Назаровым можно только на его уровне познаний и мыслительных способностей. Одними либеральными ярлыками не обойтись.Между конспирологией и историей есть огромная разница. http://www.rusidea.org/?a=431015 Делаем в поисковике запрос и убеждаемся в том, что кроме сайтов с соответствующей идеологией автор никому не интересен....
Исходное сообщение Блейз_2012 : М.В.Назаров... подвергаясь преследованиям за свою подлинно патриотическую и христианскую позицию. Чтобы обвинять в антицерковном мировоззрении, надо его знать... Соответственно, Назаров заботится об авторитете Церкви."И всем этим руководят два человека: Душенов, о котором я уже сказал, и господин Назаров - это бывший советский перебежчик, который остался на Западе, а в начале 1990-х годов вернулся сюда - может быть, с заданием, может быть, без, - чтобы "спасать Россию", - заявил отец Всеволод, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Он выразил мнение, что данная история была "раскручена двумя этими людьми и их общественными группами поддержки для того, чтобы в идеале устроить переворот в Русской Церкви, захватить в ней власть через дестабилизацию положения, а если по минимуму - то просто устроить очередную кампанию в свою славу, ради своих личных интересов"... http://www.radonezh.ru/main/getprint/4698.html При этом прот. Всеволод Чаплин не думает, что их можно назвать православными христианами. "Они типичные фарисеи. Гордятся исполнением буквы канонов - и не имеют любви. В текстах обоих - лишь чудовищная ненависть. Не только к евреям, но и к церковной иерархии, к действующей власти, к тому же русскому народу, который-де не хочет за ними идти..." Священник уточнил, что не призывает "безусловно хвалить" ни власть, ни иерархов, ни евреев, ни русский народ. "Но о людях, пышущих ненавистью ко всем, кто не разделяет их амбиций, апостол Павел сказал: "Если... любви не имею, ...то я медь звенящая" (1 Кор. 13. 1). Вот так и звенят. Не понимая, почему их не слышат. Но ведь ненависть не способна увлечь за собой нормальных людей. Да и самим ее носителям отравляет жизнь - я это всегда таким на исповеди говорю", - сказал отец Всеволод. http://www.sedmitza.ru/news/363237.html
Исходное сообщение Блейз_2012 "Большую роль в укреплении здоровых сил народа сыграли выступления митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна" (М.В.Назаров). А отрицатели мирового заговора, конечно, будут (как и всегда) клеветать на выдающихся деятелей черносотенного движения, не являясь выдающимися ни в какой мере. Уж в XXI веке, после 11 сентября, не видеть мировой заговор - много ума не надо...Кроме того, «царебожие» напрямую смыкается с иными сомнительными взглядами, бытующими в части православного сообщества, например, неприятием страховых полисов, ИНН, верой в существование заговора евреев или стремлением к канонизации Распутина. Критиками усматривается тесная связь с учением секты хлыстов, вплоть до мнения о том, что данные взгляды есть разновидность хлыстовства. http://ru.wikipedia.org/
Исходное сообщение Блейз_2012 Вы, видимо, всерьёз убеждены, что самые точные сведения располагаются в интернетах и википедиях.......Сравнивать Википедию (энциклопедию) со всем интернетом?.. Да, я считаю Википедию очень нужным и объйктивным ресурсом. Спасибо всем создателям. Что именно Вас смущает, скажем, в вышеприведенной цитате? Чего именно, про царебожие, написано в ваших тайных источниках, тиражом около 500-1000 экземпляров? Да пусть Назаров, даже, полностью отрицает связь ИНН с мировым заговором, не выступает за канонизацию Распутина ... что это меняет? В статье о царебожии о нем лично речь не идет, просто общие сведения. Но связь, между, книгами, выпускаемыми под маркой "митрополит Иоанн" и псевдоправославными сектами вы доказали, вполне. На Радонеже, "монархист" Назаров, выступал, как раз, с пропагандой "Чина покаяния". Как сам он утверждает, "Обращение Диомида" он опубликовал (и спровоцировал его обсуждение) по благословению того же Диомида. Плюс солидарные связи с Душеновым... Разве этого не достаточно, чтобы считать Назарова сектантом и царебожником?.. Кто тогда такие — царебожники? Целью публикации "Обращения Диомида" было помешать объединению МП и ЦЗ, я думаю. К стати, с точки зрения конспирологии, предположение прот. Всеволода Чаплина о диверсионной деятельности М. Назарова кажется не так уж легкомысленным. М. Назарова, вполне можно отлучить от Церкви, по тем же самым причинам, что и его соратника В. Лукияника: http://www.liveinternet.ru/users/neofitov/post185544764/page1.html#BlCom594649431
Исходное сообщение Блейз_2012 Никакого "чина" я по указанной ссылке не нашёл. Выступление В.Востокова на Поместном соборе 1918 никакой не чин, как и использование выражения "всенародное покаяние".Блейз_2012, Херсонская группа провела чин всенародного покаяния: http://srn.rusidea.org/news/chronicles/2011/07/24/chronicle_783.html Дальнейших разговор не имеет смысла, если Вы не хотите ответить, просто, на простые же вопросы: 1. Видите ли вы связь между трудами выпускаемыми под маркой "митрополит Иоанн" и псевдоправославными сектами, деструктивными политическими движениями? 2. Не пропагандируя никого и ничего, согласно своих секретных источников, можете ли Вы дать формулировку такому явлению, как царебожие (ересь царебожия)? о. Всеволод Чаплин конспирологией, в отличие от М. Назарова и др. не занимается.