Иван Охлобыстин представил 10 сентября в Лужниках свою «Доктрину-77»...
Свою точку зрения высказал настоятель Московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский:
«Я психически нормален как никто», – говорит Иван Охлобыстин.
Хотелось бы узнать, насколько нормален этот «никто».
[299x] Иван Охлобыстин действует как последовательный постмодернист. Он доводит до абсурда сначала идею священства, теперь идею царства, монархии. И если рассматривать «Доктрину» не с точки зрения бытийности, а – событийности, то перед нами действительно событие. С точки зрения актуального искусства, получилось круто, все сделано на высоком уровне. Перед нами – великолепный перфоманс, яркая акция постмодернизма. Из ряда вон выходящая, которую можно назвать второй серией «Generation П», эта акция точно отражает то, что происходит в нашем мире. А происходит – абсолютная бессмыслица, тупик, деградация общественного сознания, девальвация всех ценностных вещей.
Выступление Охлобыстина (с этой точки зрения) демонстрирует, как в глазах общества деградирует и теряет свою ценность представление о священстве, о Церкви, о патриотизме, о Родине, о нашей истории. Оно вопиет: вот какие мы теперь, вот что творится в наших умах! Все идеи доведены до полного абсурда. Все самые высокие, самые трогательные вещи обращены в прах. И сам пафос любви, пафос жертвенности, пафос национального сознания искажены до карикатурно-мультипликационных форм. Наверное, все это только так можно явить, чтобы показать, в каком ужасе мы живем. Действительно, страна находится на грани полного фола. Но, повторяю, все вышесказанное имеет смысл, если принимать «Доктрину» Ивана Охлобыстина именно как акцию актера, художника, постомодерниста, актуалиста…
Но, с другой стороны, мы видим, что такие «доктрины» понимаются серьезно и проходят на «ура». Многие люди почему-то считают, что это и есть высказанные смыслы. Что здесь как раз бытийность, а не событийность. И это, конечно, пугает. Потому что, например, Иван Охлобыстин – священник, пусть и в запрете, допускает немыслимое количество ереси. «Бога можно постичь только по Его творению» – что это, как не ересь? У нас есть Священное Писание, Предание… И когда дальше человек пытается говорить что-то о вере, о православии – его мысли уже не воспринимаешь.
Я уже не говорю обо всех остальных вещах, как бы случайно разбросанных по выступлению, но имеющих свое смысловое ударение. Например, «Людьми можно считать тех, кто не желает нам зла» – явная аллюзия на слова Христа «любите врагов ваших». Получается, человек имеет уже свое учение. Он говорит как пророк, он уже пророчествует. «Я говорю вам, что будет дальше…» – он предупреждает. У него есть свое евангелие. Это, безусловно, мессианское выступление. Я не удивлюсь, что в ближайшее время появится новая постмодернистская хлыстовская секта, где батькой и христом будет старец отец Иоанн Охлобыстин.
И на этом фоне не так уж и важны удивительные пассажи, встречающиеся в выступлении, которые свидетельствуют о безграмотности оратора. Он все время говорит об империи, и заявляет, что в Грузии должен быть император – грузин, а в Армении – армянин. Итак, Остапа несло...
Действительно, наша Родина находится в совершенно катастрофическом состоянии. И то, что сейчас придумал Охлобыстин – это подарок «Единой России», Путину и Медведеву перед выборами. Я думаю, они специально дадут ему деньги на выборы. Потому, что на этом фоне любой кандидат в президенты будет смотреться вполне прилично.
Александр Архангельский: Охлобыстин – акробат под куполом церкви
Священник не может быть шутом, он может быть только юродивым. Разница опять же дьявольская. Юродивый в диких формах обличает дикость этого мира. А шут в своих прикольных выходках ее умножает. Юродивый вскрывает рану и освобождает нас от гноя. Шут гноится вместе с нами. А может быть, сильнее нас.
При этом что мы можем предъявить Ивану Охлобыстину? Он актер, и актер отличный; он когда-то искренне откликнулся на предложение сыграть по жизни роль сверхсовременного священника, честно попытался слиться с этой ролью, потом честно признался, что ему этот крест не под силу и был запрещен в служении, я бы сказал, очень ласково, с пониманием. Патриарх Кирилл своим уважительным ответом на прошение отца Ивана как бы признал, что вопрос не к нему, а к тем церковным начальникам, которые поставили эксперимент на живом человеке, как физиолог Павлов на собачке. А может ли постмодернист, играющий за гранью фола, быть священником? Ответ: не может. Собачке большое спасибо. Зашить, поставить на довольствие.
Но отец Охлобыстин, как всякий хороший актер, заигрался. Пока он был священником, за ним тянулся шлейф предыдущих ролей, он выкидывал коленца, то притворяясь рокером, то гоблином, то готом. Теперь, запрещенный в служении, но не извергнутый из сана, он с креативным кайфом продолжает роль духовника. И проповедует империум, как большевики проповедовали царство Божие на земле. Да, в отличие от них, он это делает не мрачно, а с подначкой. Но смысл все тот же. Нам нужна Большая Пустота, иначе мы с собой не справимся. Не спрашивай, зачем, спрашивай, каков масштаб…
Я понимаю, как отца Ивана понесло в те дебри, из которых нету выхода. Но я не понимаю, почему священников, которые решаются заговорить о спорных моментах российской истории 20-го столетия, одергивают. Тех, кто публично сомневается в идее святой Руси, просят слегка помолчать... А жириновская стилистика, помноженная на церковный пафос, остается без реакции и не ведет к запрету. Или снова мы идем на эксперимент — посмотрим, что из доктрины Охлобыстина получится? Да ничего хорошего, поверьте.
Если завтра явится АНТИХРИСТ, он будет обязательно прикольным.
Доктрина-77 Ивана Охлобыстина. Полный текст.
Сказ про Ивана из Билайна
Протоиерей Д. Смирнов: Но, по-моему, это прекрасная идея…
Исходное сообщение Блейз_2012: Или я чего-то не понимаю, или ...(глубоко вздыхая) Блейз_2012, Иван просто постебался над все и Вся. И над вами в том числе (псвдопатриотическая, полуязыческая риторика, в стиле Задорнова) . Но если по отношению к патриотизму, например, – это стёб, то по отношению к Церкви – это кощунство. Понимаете? Или Вы действительно видите ИО одним из лидеров патриотического движения в России?.. ) А патриотизмом можно назвать очень многое, почти всё что угодно. Следовательно и патриотические сообщества могут быть очень разными, как и их сторонники. Стоит ли всё это поддерживать?
Исходное сообщение Блейз_2012: Патриотизм же проявляется именно в действии, а не в шараханьи от всего небезупречного. Приходится использовать то что есть. Лучше, если у нас будет какой-то лидер и какое-то движение. Теперь же нет, ни того ни другого. Люди прячутся за псевдонимами, пишут книжки...Иногда легче скрестить коммунизм и христианство, скажем. Или католиков и православных. Был ли патриотом, скажем, Гитлер?.. А Сталин?.. Или разве не являются патриотами своей страны В. Путин или Медведев? Разве они не лидеры? Патриотизм заключается в том, чтобы желать блага своей стране. Всё. А я, например, не хочу, чтобы охлобыстины, или прочие, мою страну дебилизировали. А он именно этим и занимается. Кстати, по тому же Ильину, на которого ИО ссылается, у людей православных, церковных, не может быть никаких политических партий. И не важно как они называться будут. "Проект Россия" писали неофиты и дилетанты в политике. Не называли они своих имен, я думаю, именно поэтому. Первая книга была просто соткана из различных стереотипов, заблуждений и штампов, в том числе очень старых. То, что им удалось освободиться от некоторых стереотипов, наметился прогресс – это хорошо. Но случай этот скорей единичный.