Исмаил (Измаил) — родоначальник арабов, упоминаемый в Библии сын Авраама (Быт.16:3) от рабыни Агари. Удалённый вместе с матерью в пустыню Фаран, женился на египтянке (Быт.21:21), и от него произошло двенадцать сыновей (Быт.25:13), ставших родоначальниками мелких племён бедуинов, которые завладели пустыней, лежавшей между Ханааном и Египтом (Синайский полуостров).
Сыны Измаила выращивали верблюдов и контролировали караванную торговлю между Галаадом и Египтом (Быт.37:25). Именно измаильтяне продали Иосифа Прекрасного в Египет, выкупив его у братьев (сыновей Иакова). :
«Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет — вытащить Иосифа и продать его арабам, потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью» (Иудейские древности, кн. 2.3:3).
Также Библия отождествляет измаильтян с
мадиамитянами (Быт.37:28).
Единственной дочерью Измаила была Васемафа (Быт.36:3), которая вышла замуж за Исава (Едома).
Также, родословие
Мухаммада восходит к Исмаилу.
Иаков, Израиль — третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки, родившей после двадцатилетнего бесплодного брака. Почитается во всех авраамических религиях: в иудаизме, христианстве и исламе.
Имя Иаков интерпретируется как производное от слова акев «пята, след», так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26). Помимо имени собственного, ивритское יעקוב [Йаа́ков] является глаголом в будущей форме третьего лица мужского рода и переводится «(он) будет следовать, последует».
[209x] История Иакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов (
Исава и
Иакова), которым предназначено стать родоначальниками двух народов (
эдомитян и
евреев) , причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков хитростью добился от престарелого слепого отца Исаака благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Вся дальнейшая жизнь Иакова, как она рассказана в книге Бытия, представляет собой расплату за обман.
Избегая мести брата Исава, Иаков по совету матери удалился в город Харран (Северная Месопотамия — Арам-Нахараим) и женился там на двух дочерях своего дяди Лавана — Лии и Рахили. От них и их служанок Зелфы и Валлы имел двенадцать сыновей (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин) и дочь Дину. Сыновья Иакова стали родоначальниками двенадцати колен израилевых.
Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — Израиль («Имеющий власть над силами»), с напутствием: «...ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт.32:27,28). Еще одно толкование имени
Израиль — «Богоборец».
Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему отведен был богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них.
В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7: см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. 82:2).
Исав (Едом) — старший сын Исаака и Ревекки.
После того, как Исав продал свое первородство за красноватую снедь (за чечевичную похлебку, почему и получил имя Едом, т.е "красный") брату Иакову, он со злобой преследовал своего брата до тех пор, пока они не встретились около Пенуэла и не примирились (гл. 33).
Исав является родоначальником
эдомитян (
идумеев; Быт. 36:1, 8-9).
Идумеи, едомитяне или эдомитяне — потомки Исава, брата Иакова (Израиля), прозванного Едомом. Жители страны Идумеи со столицей в городе
Петра. Заняв дикие скалы и пустыни к югу от Палестины, едомитяне сделались бичом для окружающих народов, особенно для евреев, к которым они питали родовую ненависть.
В конце II века до н. э. были завоеваны и насильственно обращены в иудаизм царем из династии Хасмонеев.
В I в. до н. э. едомитянин Ирод I по решению Рима стал царем Иудеи. Он истребил род Хасмонеев и основал новую правящую династию (
иродиадов).
Окончательно сошли с исторической арены после разрушения римлянами Иерусалима (70 г. н.э.) и превращения окружающих территорий в римские провинции.
Иуда — четвёртый сын патриарха Иакова, от Лии (Быт.29:35). Его женой была ханаанейка Шуя, которая дала ему трех сыновей. Ему посвящается особая глава в описании его отношения к своей снохе Фамари (ивр. Тамар) (Быт.38).
По имени Иуды впоследствии было названо одно из еврейских государств —
Иудейское царство.
От этого же имени происходит и названия еврейского народа на иврите и других языках (иудеи).
Он стал родоначальником знаменитого колена Иудина, из которого произошёл царь Давид, основатель царской династии. Из этого же колена произошел и Иосиф Обручник. На момент исхода из Египта колено Иудино насчитывало 74600 человек (Чис.1:27) и было самым многочисленным израильским племенем. Во времена Моисея вождем племени был Нахшон.
В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.
В русском языке существуют понятия «еврей» и «иудей», разделяющие национальную принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры.
Сим (ивр. שם, Шем) — старший сын Ноя. Считается родоначальником упоминаемых в Библии семитских народов. Основные представители семитских народов - евреи и арабы. Сим считается прародителем арабов, арамеев, евреев, остальных семитских наций, и армян. Современное употребление понятия «семиты» было введено в обиход российско-немецким историком Августом Людвигом Шлёцером.
.