В Штаты ска попал нескоро и неблизким кружным путем - через Великобританию, панк и реггей. Зато здесь он прекратил волновое движение, прижился и осел надолго. Решающим фактором для того, чтобы американцы врубились в то, что ска - это круто стал 2Tone-бум в Великобритании 1979-1982 годов.
Считается что третья волна ска началась на Восточном побережье США, в городе Нью-Йорке. Во многом так оно и было. В 1982-м году в Нью Йорк Сити британский экспатриант и фанат всего, связанного со ска Роб Хингли (Rob Hingley) основал группу, названную им The Toasters.
В конце семидесятых Хингли еще жил в Лондоне и играл в группе Eye-Witness вместе с членами будущих Bad Manners и западно-африканским супер- перкуссионистом Джимми Скотом. Оказавшись в 1981 году в Нью-Йорке, мистер Хингли понял, что задержится там надолго: с тех пор как Хингли купил сингл Милли Смолл (Millie Small) 'My Boy Lollipop', он слушал только ска и думал только о ска. Придя в Нью-Йорке на концерт The English Beat будущий основатель третьей волны ска был шокирован. В большом клубе было всего 100 человек. Оказалось, что ска-сцена в Нью-Йорке и всей Америке отсутствовала в принципе! Спустя месяц на концерте Madness его опасения подтвердились. Там не было никого вообще!
Первый состав The Toasters состоял в основном из его коллег по работе в книжном магазине, торгующем научной фантастикой. Магазин назывался Forbidden Planet. К 83-му Тостеры были готовы к концертам. Надо сказать, что Тостерз в данном случае обозначает вовсе не множественное число известного кухонного прибора. Скороговорки первых ямайских ди-джеев, работавших на стыке рэпа и пения во времена саунд-систем назывались toasting. (Подробнее о ямайских саунд-системах 60-х см. здесь) Соответственно логично было называть таких людей тостерами. В процессе обретения такого уникального названия были отброшены два промежуточных: 'the Bouncers' (Вышибалы) и 'Not Bob Marley'.
Как только Тостеры начали регулярные выступления в знаменитых AZ и CBGB клубах, они начали сталкиваться со все большим количеством людей, которые что-то слышали или читали о ска и о том, что это прикольно, но реально не представляли что это такое. Тостеры объясняли им: мы играем ска. Здесь, как мне кажется, кроется корень одного интересного явления. Я говорю о том, что беря в руки диск какого-нибудь из современных американских ска-музыкантов, часто удивленно спрашиваешь себя и окружающих: А ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ СКА? Так вот: основная модель ска от Тостеров это ураганно быстрый рокстеди с характерным триольным ритмом. Если не представлять себе корни этой музыки, то можно легко воспринять ее как скоростные тяжелые буги-вуги со четко выделенной слабой долей и жесткими дудочными риффами. Что, видимо, и происходило со многими идейно не подкованными америкосами. Пути развития при таком неверном представлении об исходной точке оказались совершенно непредсказуемыми. Так стали появляться стили, содержащие в названии модную приставку ска, но по сути от ска весьма далекие.
Надо думать, что и американские коллеги мистера Хингли по группе тоже достаточно слабо представляли себе, чего он от них хочет по крайней мере на первых порах. Так или иначе, в 1985 году вышел первый релиз Тостеров - Recrimination (EP) с заглавной песней Run Rudy Run. По сути это был первый релиз ска-музыки отечественного производства в Штатах. С продвижением пластинки и постоянными концертами Тостеров в течение следующего года в Нью-Йорке стали появляться новые ска-группы. Среди пионеров нью-йоркского ска можно назвать Beat Brigade, the Boilers, the Second Step и the A-Kings.
Хингли вспоминает то время: "Я не знаю почему именно в 1986-м появилось так много ска-групп, но как раз тогда вместе серией сборников Mash It Up, начавших выходить наряду с NY Beat (NY Beat: Hit & Run, сборник нью-йоркских групп вышел в 1986 году и сейчас считается первым релизом третьей волны) были заложены основы американской ска-культуры, состоявшей из модов, скутеристов, скинхэдов и просто ска-фанов".
Последующие EP-шники и полноценные альбомы Тостеров такие как Skaboom (1987) и Thrill Me Up (1988) выходили все время на разных лейблах (Celluloid, Unicorn and Ska Records). Все эти союзы были неудачными и кончались изнасилованием мозгов Тостеров со стороны выпускающих компаний. Тогда-то Хингли и ощутил необходимость в сильном независимом лейбле для продвижения идей ска-музыки. Нетрудно догадаться, что речь сейчас пойдет о Moon Ska Records (первоначальное название Icebear).
В 1990-м на Moon Ska вышел третий полновесный альбом Тостеров This Gun For Hire, EP-шник группы NY Citizens "Stranger Things Have Happened" и сборник New York City Ska Live, содержащий выступления практически всех клубных ска-команд, существоваших в то время в Нью-Йорке. В следующем году увидел свет дебютный альбом знаменитых ныне The Scofflaws. В этом же году Хингли переиздал на Moon Ska знаменитые дебютники банд Let's Go Bowling (Music To Bowl By) и Dance Hall Crashers; также были сделаны увенчавшиеся огромным успехом шаги по экспансии музыки ска и в частности лейбла Moon Ska Records на Западное побережье. Видимо, эти два года и являются в полной мере временем окончательного формирования явления под названием третья волна ска.
1992 год. Продвижение ска на западном побережье дает свои плоды. Moon Ska выпускает компиляцию появившихся к тому времени калифорнийских ска-групп под названием California Skaquake. Лейбл начинает представлять свою музыку для дистрибьюции другим фирмам. Первыми становятся канадский King Apparatus и вашингтонский Skunks. В результате торгового соглашения с немецким леблом Pork Pie records изголодавшаяся по ска американская публика получает доступ к целой плеяде пост2Tone групп, включая немецких ска-звезд SKAOS.
В том же 1992 году в местечке под название Ritz Moon Ska организовали фестиваль Скалапалуза "Skallapalooza". В нем приняли участие The Skatalites, Bad Manners, The Toasters и много других групп. Фестиваль имел оглушительный успех. Даже пришел запрет от Lollapalooza на использование их названия и имени. По следам фестиваля был организован Moon 'Skavoovee' тур, в которомучавствовали The Skatalites, the Selecter, the Special Beat, The Toasters, Scofflaws and Pietasters.
C тех пор Moon Ska чувствовали себя прекрасно. Все больше артистов и групп сотрудничали с ними. Их каталог включал в себя сотни альбомов, офис находился в престижном районе Нью-Йорка, Манхэттене...
Западное побережье США, особенно легендарная для истории психоделии Калифорния - территория огромная, исторически противостоящая Востоку. Если на Востоке культурный центр компактно соcредоточен в Нью-Йорке и, отчасти в Бостоне, то основное отличие Запада состоит в разобщенности городов и штатов на большой территории. Культурные центры Сан-Франциско и Лос-Анджелес не играют здесь доминирующей роли. Тем не менее изначально было нечто общее между сканкерами Запада - все группы, о которых сейчас пойдет речь, начинали играть конкретно под влиянием компании из The Specials, Madness, English Beat и иже с ними.
Среди основоположников ска на Западном Побережье можно назвать группу The Untouchables. Пластинки 2Tone records стали откровением для ребят, увязших в фанке и прогрессиве по самые уши. Они как раз вплотную подошли к пониманию того, что неграми и мультивиртуозами им все равно ни за что не стать, как вдруг услышали ПРОСТУЮ, ВЕСЕЛУЮ, ПОЗИТИВНО ЗАРЯЖЕННУЮ и ЖУТКО ЭНЕРГИЧНУЮ музыку никак не засвеченную на их родине. Вопрос был решен мгновенно и единогласно. Шел 1982-й год. Местом действия являлся Голливуд. Тем не менее их первый альбом (его продюсировал сам Джерри Даммерс) вышел в Англии из-за полнейшего безразличия американских звукофирм к подобной музыке. Они играли микс ска с ретро-соулом в общем ритм-н-блюзовом ключе и имели даже хит I Spy for the FBI, т.е. Я-Шпион ФБР. Впоследствии Untouchables значительно помогли таким группам как No Doubt и The Skeletones расширить аудиторию. Еще одна группа Donkey Show в начале восьмидесятых на Единороге (Unicorn rec) выпустила EP с четырьмя песнями, который сейчас практически невозможно найти.
Fishbone начинали в 1979 году также под сильным влиянием 2Tone. Полностью темнокожий состав отвязно играл ска, фанки, не гнушаясь всяческими припанкованными тяжеленькими риффами. К середине восьмидесятых они были однозначно самой лучшей концертной группой западного побережья. В конце восьмидесятых Фишбоны продались американским монстрам CBS, сильно менялся состав, но остался характерный отвяз. Послушайте их кавер на известную песню Боба Марли "Crazy Baldhead" (mp3), записанную для компиляции Ska Island в 1997-м году. Дуэт баритон-сакса и трубы просто потрясающий. Это настоящее ощущение Rude!
Во многом исторической для калифорнийского ска стала компиляция Moon Ska rec. 1988-го года, названная Skaface. На ней впервые появились Let's Go Bowling, Donkey Show, No Doubt и Skankhead (позже переменившие название на Skankin' Pickle). Второй известный сборник калифорнийского ска - уже упоминавшийся здесь California Skaquake. Среди участников - Jump With Joey, the Skeletones и Hepcat. Так Калифорния стала самым настоящим "ска- штатом". Тем не менее уже упоминавшаяся здесь разобщенность музыкантов и территорий не позволяет говорить о каком-либо сформировавшемся едином калифорнийском ска-саунде. Группам тяжело устраивать общие гастроли и мутить какие-либо совместные проекты, поэтому каждый варится как бы в собственном соку.
Когда происходило становление третьей волны, в аудиторию потенциальных слушателей ска попало большинство любителей хард-кора. Хард-кор - это разновидность панка, сформировался в начале 80-х как американский ответ на британскую музыку Oi!; значительная часть аудитории - скинхэды. Именно хард-коровые группы преобладали на клубной сцене Нью-Йорка тех годов. На тех же сценах начали выступать ска- команды. Совершенно логичной выглядела идея смешения этих двух стилей. Вскоре это стало лишь вопросом времени. В законченном виде новый стиль - ска-кор пришел из Бостона. Пионерами его стали Mighty Mighty Bosstones. Они собрались вместе в середине 80-х когда единственной ска-группой Бостона были Bim Skala Bim. Разогревая концерты Fishbone, "бостонцы" встретили не очень восторженный прием и, было, распались, но, наблюдая начало ска-бума, в 1991 выпустили дебютный, "сенсационный по своей энергетике" (© P.i.N.) альбом "Devil's Night Out". То, что они играют ска так быстро, "бостонцы" объясняли не очень хорошим владением инструментами.
Говорит басист Джо Гитлмэн (Joe Gittleman): "Когда мы начали играть вместе, получался преимуществнно хард-кор. Но все мы любили музыку ска, и ска просто жил внутри каждого из нас. Постепенно это стало отражаться и на музыке, но ска для нас все-таки оставался небольшой частью из того что мы делали" В результате этой деятельности хард-кор перешел в мажорные гармонии, в нем появилась гитарная слабая доля и быстрые дудочные риффы на переднем плане. Темп при этом не изменился. Так появился ска-кор, который был слишком легок для хард-кора и слишком тяжел и быстр для настоящего ска.
Бостонцы" приложили все усилия к тому, чтобы их не называли ска-группой. И правильно сделали. Их музыка несла принципиально другую энергетику - по сути их посыл не выходит за рамки так называемой гитарной альтернативы и панк-рока. От уникальных позитивных вибраций настоящего аутентичного ска "бостонцы" поначалу были далеки как Москва от Кингстона (потом их все-таки "засосало"). С другой стороны положительный заряд ска не мог не отразиться на музыкантах - в их коре появился юмор и здоровый пофигизм. Это и стало отличительными чертами нового стиля. (Кстати, еще в середине восьмидесятых нью- йоркские хард-кор бойцы из Murfy's Law пытались использовать ска в своей музыке, но реально ощутимого результата не достигли).
В то время как каждый калифорниец шел своим собственным путем, в Нью-Йорке сложилась совсем другая ситуация. Этот город сам по себе является крупнейшим культурным центром и здесь часто происходят весьма значимые в культурном мире события. В связи с этим в городе всегда есть большое количество как своих, так и приезжих музыкантов, готовых к любым экспериментам. Также они гораздо больше стремятся к контактам с коллегами, потому что для них важен скорее не результат, а сам творческий процесс. Роб Хингли в своих интервью говорит о существовании уникального нью-йорского ска-саунда. Думается, утверждение это справедливо в отношении лишь раннего периода, сейчас же нью-йорская ска-сцена настолько разнообразна, что говорить нужно не об одном общем саунде, а, по крайней мере, о двух больших направлениях. Первое - это продолжающееся смешение ска с другими стилями. Такие группы берут ска и пытаются максимально приблизить его к звучанию альтернативных гитарных групп. Второе же - сильное новое движение с ориентацией на корневую ямайскую манеру исполнения. Эти музыканты пытаются играть и развивать ска в таком ключе, как если бы он никогда не покидал берегов Ямайки.
В то время как многие ска-фэны уверены в том, что ска - это разновидность хард-кора, существует совсем другой сегмент ска-сцены. Здесь продолжаются эксперименты со стилями, участвовавшими в рождении самого ска - R & B, джаза, соул-музыки. Движение это распространено, впрочем, не только в Нью-Йорке. С родины Mighty Mighty Bosstones появились Skavoovie and the Epitones и the Allstonians. В Нью-Йорке живут тяжелые скастеры Mephiskapheles, более традиционную музыку представляют the Slackers и the Insteps. Западное побережье, "рассадник" ска-кора подарило нам тем не менее Hepcat, Ocean 11, Mobtown, Los Hooligans и Jump With Joey. Некоторые из них раньше играли так называемую "тяжелую" музыку. Заменяя задрайвованные гитары риффами на дудках, изучая настоящую историю музыки ска, они учатся мыслить самостоятельно и зачастую у них получается создавать настоящий ска - тот, каким он и должен быть: максимально далекий от битовых рисунков и образа мышления рока и панка, со своей уникальной ритмикой и неповторимой позитивной энергетикой.