Пять тысяч лет назад Кришна низошел в Матхура-дхаме. В то время Матхура была столицей, в которой правил царь Уграсена. Его сына звали Камса. Он был демоном и безбожником. Благодаря совершенной тапасье, аскезе, Камса обрел мистическую силу, и поэтому считал себя непобедимым. Он был врагом садху и всего благочестия. Заточив своего благородного отца в темницу, Камса взошел на трон.
Этот человек покоривший всех индийских царей, жил как демон. В Священных Писаниях говорится, что Земля, Притхиви Деви, видя демонические деяния Камсы, очень огорчилась. Вместе с богами она пришла к Господу Брахме. Затем, Притхиви Деви, со слезами на глазах взмолилась Кширодакашайи Вишну: "Ты обещал приходить и защищать праведников и принципы религии, а так же наказывать злодеев. Так исполни же Свое обещание".
После свадебной церемонии Васудева ехал со своей женой на колеснице во главе пышной процессии. Управлял этой колесницей сам Камса. Вдруг с небес раздался голос: "Из лона этой женщины, твоей сестры, явится тот, кто убъет тебя. Это будет ее восьмой ребенок. Он положит конец твоим демоническим деяниям".
Услышав это, Камса был ошеломлен: "Я должен уничтожить эту женщину! Прямо сейчас!" Он захотел убить Деваки. Васудева и другие пришли в смятение и стали молить Камсу: "Ты великий герой – чего тебе бояться? Никто не может убить тебя – так ты велик! Никто не знает, сказал ли голос с неба правду. Так зачем же следовать ему? Мы ведь друзья!"
А Васудева сказал: "Если ты боишься, что мой сын убъет тебя, то я буду отдавать каждого новорожденного младенца мужского пола. Сегодня очень благоприятный день, и к тому же – Деваки твоя сестра. Не убивай ее!" Камса внял доводам Васудевы и не стал убивать сестру.
Через некоторое время у Деваки родился сын, и Васудева отнес его Камсе: "Вот мой первый сын – возьми его". Но боги ждали появления седьмого сына. Понимая их мысли, к Камсе пришел Нарада. Он сказал: "Тебе нечего бояться, так как это не восьмой сын. Отдай его родителям!"
Камса спросил Нараду: "Какие новости ты слышал о Нараяне?" Нарада ответил: "Нараяна готовит твое убийство. Но ты не способен это понять. Как можно определить восьмой цветок в гирлянде? Откуда ты можешь знать, сколько детей родит Деваки? Какой из них будет восьмым? Так же как в гирлянде: в зависимости от того, как ты считаешь, восьмой цветок будет разным". Камса согласился с Нарадой.
Тогда демон стал убивать, одного за другим, шесть детей Васудевы. Более того, он заточил Деваки и Васудеву в тюрьму. И вот в лоне Деваки появился седьмой ребенок... Йогамайя забрала младенца и перенесла его в лоно Рохини. Этого ребенка звали Баларама. Баларама явился как сын Васудевы, но матерью Его стала Рохини. Это описывается в "Шримад Бхагаватам".
Все думали, что седьмой ребенок пропал. Пришло время, и Сам Кришна вошел в лоно Деваки. Деваки была очень красива в это время. Хотя риши, муни и жители райских планет приходили в тюрьму, ни Камса, его слуги, не видели их. Они приходили туда в своей духовной форме и прославляли Деваки Деви и Кришну.
Так проходил месяц за месяцем, и наконец, настал день Кришна Джанмаштами – время, когда Кришна появился на свет. Это был восьмой лунный день. Все небесные светила и другие факторы образовывали самый благоприятный день для Джаянти.
В "Шримад Бхагаватам" описывается, что шел приятный дождик, и в небе собрались грозовые тучи. А все небесные светила заняли самое благоприятное положение. Все водоемы наполнились, а атмосфера была благостной и прекрасной. Так как настала полночь, небеса были темными.
Боги танцевали в великой радости. И вот Кришна Явил Свой четырехрукий образ Чатур-вьюхи. Он был украшен драгоценностями. Видя эту четырехрукую форму Бога с короной на голове и драгоценностями, Деваки и Васудева, в изумлении, стали молиться Господу. Брахма, издалека, так же предлагал Ему свое почтение. Воспевая славу Господа, Деваки и Васудева, все боги, возносили Ему молитвы. Апсары танцевали, а гандхарвы играли на музыкальных инструментах. Спутники Господа Вишну так же молились Ему.
Васудева и его жена спросили Господа, почему Он явился в этом образе из лона Деваки. Вишну ответил им: "Жизнь за жизнью, вы оба совершали тапасью, аскезы, чтобы обрести Меня как сына. И вот вы стали Моими родителями. В прошлых воплощениях вы молились о рождении сына, который был бы украшен четыремя руками, короной и драгоценностями. Такова была ваша молитва. Я прихожу, когда захочу и как захочу. Хотя Я находился в лоне Деваки, Я пребываю в сердце каждого живого существа. Поэтому Мое имя – Васудева. Я живу в сердцах всех джив, душ. Я исполнил ваше желание, и по Своей воле явился сюда в образе Вишну".
Васудева и Деваки возносили молитвы и прославляли Господа Вишну. Деваки сказала: "Прабху, пожалуйста, прими образ обычного ребенка. Я хочу взять Тебя на колени и целовать Тебя". Об этом написано в "Бхагаватам" – Кришна стал нормальным ребенком.
Кришна сказал Васудеве: "Мои игры в этом миреуже начались. Поэтому, отнеси Меня в Гокулу, в дом Нанды Махараджа. Оставь Меня там, а девочку, которая родилась, возьми с собой". Васудева взял ребека и отправился в Гокулу. Двери темницы сами собой открылись, а все стражники заснули крепким сном.
Несмотря на темноту, Васудева нашел верную дорогу, ведущую к Ямуне. Анантадев, в образе гигантской змеи, клобуками своих головов защищал Васудеву от дождя.
Когда Васудева пришел к Ямуне, река к тому времени вышла из берегов. Не было ничего подходящего, чтобы переправиться через нее. Задумавшись, Васудева увидел, как кто-то переходит реку вброд. Это был шакал. Последовав за зверем, Васудева перешел Ямуну. С этим связана еще одна история из Пуран, но сейчас я не буду ее рассказывать.
Так, с маленьким Кришной на руках, Васудева пришел в дом Нанды Махараджа. Нанда Махарадж был сводным братом Васудевы (по матери), поэтому тот хорошо знал этот дом и его окресности.
Отправившись прямо в комнату Яшоды, Васудева увидел, что женщина лежит без сознания. А рядом, в колыбели, находилась девочка. Он положил младенца, и две формы Кришны слились воедино. Об этом сообщается в Писаниях. Васудева взял девочку, которая была не кем иной, как Йогамайей, и покинул дом Нанды Махараджа. После того, как он принес девочку в темницу, все возвратилось в прежнее положение.
Деваки взяла малышку на руки, и та начала плакать. От ее плача проснулись стражники. Услышав плач новорожденного ребенка, они отправились к Камсе.
Каждый день демону снились сны, в которых Господь Вишну убивает его. Услышав известие, Камса немедленно пришел в темницу. Он очень удивился, увидев девочку: ведь у Деваки должен был появиться восьмой сын. Но оснований для каких-либо подозрений, у Камсы не было.
Демон взял девочку, с намерением убить ее. Деваки взмолилась: "Это не мальчик. Зачем тебе убивать девочку?" Однако Камса был неумолим. Он ухватил девочку за ножки, и хотел ударить ее о камень. Но неожиданно она вырвалась из его рук и поднялась в небо, приняв затем форму Матери Дурги. У Дурги Деви – 10 рук, а у Ситы Деви – восемь. Камсе была явлена форма Йогамайи.
С небес Йогамайя сказала демону: "Как ты глуп, Камса. Ты хочешь убить Вишну, но это невозможно. Сегодня Он явился в этот мир для того, чтобы уничтожить тебя. Не совершай больше ошибки. Если хочешь спасти свою жизнь, молись о милости Вишну". Но Камса не послушался ее. Он созвал своих министров, советников и друзей. На этом собрании было решено, что все младенцы, родившиеся за семь дней до этого, должны быть убиты.
Такова история явления Господа Кришны. В "Шримад Бхагаватам" описывается рождение Кришны, Который пришел, чтобы положит конец демонической деятельности. Мы видим, что всю Свою Жизнь Кришна сражался с демонами. Он убил Путану, Тринаварту, многих друзей Камсы... Повзрослев, Он отправлся в Матхуру вместе с Баларамой, и братья убили там Камсу. Такова история явления Кришны.
Лекция, прочитанная в День Шри Кришна Джанмаштами
2000 год.
Шрила Б.С. Говинда Махарадж