• Авторизация


Дубль. 26-10-2009 03:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вот, решил я дублировать свои сообщения из "Тоски по интеллекту" в своем дневнике. Дабы не приходилось искать, если что.

Mr. Freeman и другие ролики.

Вот, напоролся в сети на этот ролик.


Посмотрел его, понравилось. И дело не только и не столько в том, что хорошо нарисовано, и озвучка весьма качественная.
Хлесткие обвинения, бьющие прямо в цель откровенно радовали душу. Странно, да? Тебя бьют и троллят, а тебе вроде и нравится. судя по тому, что просмотрен этот ролик был 494 827 раз на тот момент, я не один такой. Что же, полмиллиона мазохистов в интернете? (а учитывая тех, что не знали об этом ролике - наверняка не один милион наберется)
И все пишут: "даааа.. заставляет задуматься..." Что же, хотите сказать, никому раньше в голову такие мысли не приходили? Да наверняка приходили и едва ли не ко всем. Ага. И вот все эти 494 827 человек задумались, походили в раздумьях неделю, после чего выкинули свой мобильник и компьютер и "ушли на свободу"? Да хрен! Зуб даю, НИ ОДИН так не сделал.
Так зачем же все смотрят такие ролики, и зачем над ними "задумываются"? И зачем такие ролики появляются в интернете (ну ладно, роликов не так уж и много, но подобных постов во всяких дневниках - пруд пруди)?
Давайте взглянем на систему шире. Выйдя за рамки отдельного пользователя и его ПК. И система, с которой мы столкнемся тогда будет зваться "общество потребления". Не правда ли, набившее оскомину словосочетание? ;) Но давайте взглянем на него не просто как на негативный ярлык, который все стремиться навесить нынешнему миру, а как нечто большее - систему. Ведь система, как то постулируется в ОТС (общей теории систем) может быть как материальной (машина, тело человека, государство), так и нематериальной (язык, научная теория). В данном случае мы имеем нематериальную систему - систему ценностей, именуемых обычно "Обществом потребления".
А нематериальная система обладает всеми теми же свойствами, что и материальная. И среди них - устойчивость и иерархичность (т.е. то, что система состоит из подсистем).
Казалось бы ролики. явно критикующие систему ей только опасны и вредны и должны бы уничтожаться, отторгаться системой на корню. Ан нет - смотрите-ка! Цветут и пахнут. Мало того, в этой же системе и продуцируются. Для чего? Я считаю, чтобы служить "предохранительным клапаном" для подсистем, которые, как известно подвержены сильным хаотическим флуктуациям.
Как это происходит? Допустим, человек недоволен существующим положением вещей (а он недоволен, это эволюционно приобретенное качество, заставляющее двигаться вперед, искать лучшую жизнь: всегда хорошо там, где нас нет). Это недовольство растет и крепнет со временем. И его как-то надо выражать. И оно может вылиться в бунт против системы. Реальный, в ходе которого может появиться некая другая система ценностей (если между недовольными возникнет когерентность), которая может стать конкуренткой обществу потребления.
Но. Пока этого не произошло, человек наткнется в сети на вот этот ролик (или создаст его, если он - недовольный талантливый мультипликатор) и решит: "я задумался над этим всем. я вне системы". Все! Недовольство выражено. Бунт был убит в самом корне. Для системы это выражения недовольства не несет ни малейшей опасности. В то же время излишки деструктивной энергии безопасно сброшены в окружающую среду.
И такую же роль играют различные неформальные субкультуры. Надел человек косуху, поставил ирокез, ввинтил бот в мошонку и думает: я бунтую против системы. Он не бунтует. В лучшем случае, он просто вырезает себя из нее. Для самой системы эта ампутация не имеет вообще никакого значения.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Danu_Morrigan 26-10-2009-19:41 удалить
Вроде бы о людях, а вроде бы и нет… (писал психолог, можно не читать ))), не писать не получилось, к сожалению )

Пост интересный, особенно ролик. ))) В том и другом я усмотрела одну проблему: проблему выбора. Прямо о выборе не говорится, но напрашивается тема выбора, например, «настоящего» и «ненастоящего» бунта. Собственно, к этой проблеме – небольшое уточнение.

Человек, его психика (да и потребительское общество) – не просто система, а система, способная к целенаправленной самоорганизации (саморегуляции). То есть, может выбирать, что ей делать! Об этом забывать нельзя! В тексте поста человек (представитель некоей субкультуры в косухах) противопоставляется системе «потребительское общество», да к тому же ещё и ампутируется из неё. Это в системном подходе в разных отраслях человекознания не делается. Как-то обидно за человека. ) Да и частью системы «потребительское общество» мы остаёмся, что бы мы себе ни прокололи.

Итак. Уточнение закончилось. В посте замечательно оговорены защитные функции «протестующих» роликов и косух. И, раз они в нашем набившем оскомину обществе есть, значит это кому-нибудь нужно. Об этом тоже сказано. Остаётся добавить: не бунтуют (не «флуктуируют» больше чем надо) – и хорошо. Ведь, прежде, чем "действительно" бунтовать (как вчера было сказано - "используя мускулы"), мы можем (и должны) понимать хорошо, как минимум, кто, против чего и зачем бунтует. Использовать лобные доли полушарий мозга прежде, чем мускулы. Для этого не у всех есть ресурс. Посему кто-то выбирает посмотреть ролик, кто-то – поставить ирокез, а кто-то создаёт проекты «обновления гуманитарных ценностей». Каждый выбирает по себе (к тому же, чей-то бунт умрёт от ролика, как было сказано, а чей-то дозреет до состояния, когда сможет что-то изменить).

А вот уже те, кто делает ирокезы, смотрит ролики и создаёт какие-либо проекты, не потому что выбрал сам (им, тем более, лучше не бунтовать), достойны особого внимания…

…ну, коммент длинный и без них, об этих личностях коротко – никто никого никогда не научит понимать и выбирать. Это каждый делает сам.
Bertolomych 28-10-2009-00:48 удалить
О-ой..
еще раз напомню, что потребительское общество здесь - не общество вообще, а система взглядов, ствящая потребление как самоцель и как самый главный проецесс в жизни.
И тогда, чтобы быть "ампутированным" из него не нужно становиться отшельником, или, тем более, вообще прекращать потреблять. Достаточно главной целью жизни поствить другие принципы.
Прекратить потреблять человек, как открытая самоподдерживающася система, не способен. т.е. это будет его смерть.
а по поводу "против чего и зачем " бунтовать - это да, вопрос остается открытым. вернее, против чего - понятно - против общества потребления. зачем - тоже понятно - чтобы избежать участи дрожжей в растворе сахара, у которых экспоненциальный рост (который мы сейчас наблюдаем) приводит к полной гибели колонии после исчерпания ресурсов или при увеличении концентрации отходов. но вот во имя чего? на этот вопрос пока я лично ответа не знаю. т.е. разумных альтернатив обществу потребления пока не придумано.
Danu_Morrigan 28-10-2009-06:25 удалить
Ок - берём срез "система ценностей общества", а не "общество". И что это для изложенных выше соображений моих меняет? Как несчастный индивид (уж не знаю - может быть, его система ценностей) себя ампутирует из системы ценностей общества? Для этого, действительно, не надо быть отшельником или умирать: бесполезно. ) Какие "другие жизненные цели и принципы" может измыслить себе человек, чтобы они вывели его (его систему ценностей) за пределы системы ценностей общества потребления? Как неотделимы общество и человек, так же и системы ценностей, или это не так? По-моему, в системном подходе, применимо к человеку и обществу, так...
Даже если попытаться отделить ценности, напрямую связанные с потреблением как самоцелью, от остальных ценностей общества (тот ещё "номер на канате"), вряд ли кому-то из нас удастся от них откреститься. Если я не права (могу же что-то не уловить и даже совсем не уловить), приведи примеры для особо одарённых. )))
Воот, бунтовать - ради чего и, соответственно, как - неизвестно. Да и надо ли вообще? Что мы - рабочие и крестьяне, которые в царе-батюшке разочаровались? :-)
Danu_Morrigan 28-10-2009-16:21 удалить
сегодня на лекции по ЗМ (Закипание мозга) об обществе потребления говорили, что оно построено, в частности (а то и в целом), на попытке человека измерить себя вещами. ) Очередная попытка измерить безмерность. И попытка лучше знать себя. Меня позабавило, решила кинуть "в копилку". Не знаю, надо ли... я здорово тут от темы "бунт-бездействие" ("преобразование-потребление" - такая формулировка мне милее) отхожу... в эксклюзивность каждого человека. :-D
А речь идёт об обществе. Точнее, ты пишешь об индивиде в обществе, а я - больше об обществе для индивида.
Эх, так и быть, тогда можно принять твоё допущение "ампутации" индивида... ) Только мне оно всё равно не нравится. :-D
Bertolomych 29-10-2009-01:53 удалить
Ну блин.
Если для меня главное - ехать на байке, то я - байкер.
Если для меня главное - много заработать, чтобы купит себе шмотки покруче и сгонять в отпуск на Гоа, то я - потребитель.
Если я езжу на байке, но главное для меня - это заработать на байк покруче - то я все равно потребитель.
А если я езжу на "урале", который говно говном, но едет, ссука, то я все равно байкер.
И байкера с потребителем находятся в разных системах ценностей.
Но т.к. потребительское общество огромное, а других - раз два и обчелся, то последних можно не воспринимать, и для потребительского общества твой переход в другую систему ценностей выглядит как твое отторжение из него.
я об этом.
Ну, т.е. я не об этом, но это я имел ввиду, говоря об "ампутации."


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дубль. | Bertolomych - The Voyage of the Dawn Treader | Лента друзей Bertolomych / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»