"Увы, в нашу церковную жизнь входит какая-то странная практика. Люди пишут целые тетради своих грехов, а потом идут и зачитывают их священнику на исповеди. Простите, получается, что вместо покаяния человек дает подробный отчет о своей греховной деятельности. Так любой бесенок может написать многотомный перечень своих мерзостей и останется бесенком. Богу не нужны наши отчеты, ему нужны наши сердца, обнажаемые в покаянии. Мы же вместо покаянного молитвенного обращения к Богу начинаем заниматься чисто технической работой – рассудочной фиксацией своих проступков.
Кроме того, для людей, живущих в мирской суете, практика этих греховных «талмудов» безумна еще и с точки зрения элементарного здравого смысла: вряд ли кто-нибудь сможет записать все свои грехи, совершенные хотя бы в течение одного дня.
Покаяние предполагает искреннее, чистосердечное раскаяние во всем том, что является препятствием для соединения с Богом. На исповеди человек кается не священнику, так как священник – это только свидетель покаяния. Человек кается Богу. Кается в том, о чем болит его сердце, мучается совесть: «Господи, вот моя изъязвленная душа – исцели ее».
Профессор Осипов А.И.
Не подумайте, что мы против каких-то записей перед исповедью. Если они носят служебный характер, характер шпаргалки, в них ничего худого нет. Мы против самой идеи превращения исповеди из таинства покаянного предстояния перед Богом в бухгалтерский отчет перед священником.