• Авторизация


Масленица 12-02-2007 12:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Веселый праздник проводов зимы достался нам в наследство от предков-язычников.
Существует много версий появления этого праздника. Вот одна из них.
По легенде героиня славянской мифологии, воплощавшая одновременно плодородие, зиму и смерть, родилась далеко на Севере и была она дочкой Мороза. Однажды некий крестьянин заметил ее, выглядывающую из-за сугроба, и попросил согреть и развеселить его. Масленица схватила мужика и пустилась с ним в пляс до упаду.
А вот другая версия.
Праздник масленицы известен на Руси еще с давних времен, и устраивался он тогда в честь языческого бога Велеса, покровителя домашнего скота и самих скотоводов. Разве можно было в такой день зарезать какое-нибуть животное, да еще и есть его мясо? Этот праздник и назывался тогда вовсе не масленица, а мясопуста.
Праздник масленицы совпадает с проводами русской зимы. Масленица длилась целую неделю. И все дни этой недели имели свои названия: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, перелом, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, а уж воскресенье - проводы, целовальник.
Так, тещи приглашали дочерей с их мужьями в гости в среду, а зятья ждали их с ответом визитом в пятницу, на тещины вечерки. Между прочим, званая теща должна была с вечера прислать в дом зятя все, что требовалось для приготовления блинов: подставку для сковороды, сами сковороды, черпак и кадку для теста. Тесть же присылал муку и кадушку коровьего масла.
С четверга праздник развертывался во всю ширь. Гуляли в Сокольниках, Мариьной роще, на Девичьем поле, ездили за Рогожскую заставу. Разворачивались масленичные гулянья и на Красной площади.
Обязательно устраивали кулачные бои, борьбу, выводили медведей, которые потешали публику, в толпе гуляющих появлялся бродячий кукольник с Петрушкой.
В самой центре москвы, там, где сейчас расположен Александровский сад, устраивались ледяные горки. Народ любил съежать с них в Яузу и Москву-реку. Так же было популярно возведение и взятие снежного городка.
Ну а в воскресение - прощальный день - устраивали проводы Масленицы. С утра собирали дрова для костра, а когда он разгорался, в огонь кидали блины со словами "Гори, блин, гори, Масленица!" В преддвери Великого поста люди просили друг у друга прощение и посещали могилы родных.
[331x400]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Синди 12-02-2007-14:16 удалить
Масленицей принято называть один из древнейших праздников русского земледельческого календаря. Он связан с проводами зимы и встречей весны. Первоначально основным обрядом этого праздника были похороны антропоморфного персонажа, олицетворявшего зиму.
В течение недели с ним вместе веселились, катались на тройках, ходили в гости. В конце недели соломенное чучело разрывали на части или, что случалось гораздо чаще, сжигали на костре, находившемся посредине селения, или на возвышенном месте.
Обряду сожжения предшествовала церемония "похорон" масленицы - шествие, сопровождаемое ряженьем, карнавальными процессиями с обязательным поношением и руганием зимы в специальных песнях.
С принятием христианства масленицей, или сырной седмицей (неделей), стали называть последнюю неделю перед началом великого поста. Это название объясняется тем, что верующим уже не разрешается есть мясную пищу, но можно употреблять молочные продукты, рыбу и блины, которые являются ритуальным масленичным блюдом.
Каждый день масленичной недели имел свое особое название и приуроченные к нему обычаи. Понедельник назывался "встречей" и завершался праздничным ужином. Вторник - "заигрыш" - считался началом веселья и различных развлечений, среда называлась "лакомкой". А в четверг начиналась " широкая масленица". В ней большую роль играл культ предков, поскольку обязательным элементом было посещение родителей.
Конец недели, и прежде всего, суббота считался прежде всего женским праздником, поэтому в домашних развлечениях участвовали преимущественно женщины. Воскресенье обявлялось "прощенным". Это означало, что в этот день всей семьей отправлялись на кладбище и поминали умерших родственников. Считалось, что на масленицу необходимо необходимо помириться со всеми обиженными и разрешить семейные ссоры и споры.
Обычай веселится перед великим постом распространен у всех народов, исповедующих христианство. Любопытно, что к нему восходит и значение слова "карнавал", в основе которого латинское словосочетание - carnis vale" - "прощай, мясо!"
[400x477]
Синди 12-02-2007-14:47 удалить
Кулачные бои были любимым развлечение на Руси. Чаще всего они происходили во время масленицы. Обычно эти состязания начинались в широкий четверг (загул) и завершались в воскресенье.
Бои, как правило, устраивали на реке, где специально расчилась и выравнивалась прямоугольная площадка. Там собирались две группы противников, которые поочередно соревновались друг с другом. Нередко бойцам предлагали за победу большие призы, а с середины ХIХ века на каждого из них делались ставки.
Вогруг площадки собиралось множество зрителей. Туда же приходили музыканты с барабанами, бубнами, иногда с литаврами.
В Москве кулачные бои устраивались на всем протяжении Москвы-реки, а также на Неглинной и на специальной площадке, находившейся у Красных ворот.
Бои происходили не только между отдельными бойцами, но и между группами противников - "стенка на стенку". Как правило, на реке сходились представители двух противоположных берегов. Схватки были очень жестокими, сопровождались увечьями. Но такие столкновения все же являлись исключением и происходили только из-за каких-нибудь личных или социальных причин.
Во время масленицы кулачные бои проходили как своеобразные игрища. Участники стремились показать свою удаль, умение владеть различными приемами обороны. Зрители восторженно приветствовали тех, кто умел мастрески увертываться от ударов. Ведь первоначально кулачные бои входили в систему подготовки древнерусского воина. Чтобы успешно обороняться в бою, ратник должен был знать около ста пятидесяти различных приемов и положений корпуса. На лубочных картинах можно увидеть кулачных бойцов в самых различных позах.
[300x211]
Синди 12-02-2007-14:55 удалить
Этот праздник пришел к нам из язычества. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.

Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Приготовление опары для заварного теста сопровождалось разными ритуалами. Часто готовили опару в тайне от всех, чтобы не сглазить блины. Каких только блинов не пекли на Масленицу: блины гречневые, постные, блины с яйцами, луком и снетками, блины скороспелые гурьевские, царские блины, пшеничные, манные, блины пшеничные со взбитыми сливками....

Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: "У нас де горы готовы и блины испечены - просим жаловать".

Среда - лакомки. В этот день зять приходил "к теще на блины". Кроме зятя теща приглашала и других гостей.

Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, шумные пирушки.

Пятница - тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тещ, угощали их блинами.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

"Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась", - отмечали бытописатели Москвы. А в воскресенье наступали проводы Масленицы.

Наиболее распространенный вид проводов - сжигание Масленицы. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

Проводы Масленицы символизировали проводы зимы и были похожи на карнавальные шествия.

[400x364]
Синди 12-02-2007-14:59 удалить
В стародавние времена Карачун, поссорившись с богами небесными, едва не превратил всю землю в мертвое, заснеженное царство. Кое-как с ним поладили и решили, что часть года на земле будут царить сам Карачун и Зима, его верная подруга, а затем придет Весна и начнет вершиться круговорот времен года. Однако когда пришло время дать дорогу Весне, старуха Зима вдруг заупрямилась. УЖ очень не хотелось ей проваливаться в подземное темное царство.
- Не уйду, - воскликнула она, злорадно гоняя по землю самые студеные, самые свирепые метели из всех, что у нее оставались. - Не уйду, пока меня не почествуют достойными проводами. Но только так, что и сама не знаю как. Да еще хочу, чтобы в каждом доме светило по солнышку.
Боги призадумались. Зима просила невозможного! Жалко им стало людей: если не ублаготворить разошедшуюся Зиму, она, чего доброго, начнет народ морить холодом и голодом.
Вдруг светлая Лада радостно воскликнула:
- Я знаю, что надо сделать!
Она обернулась птичкой-синичкой и спустилась с небес на землю.
В назначенное время Зима отправилась на собственные проводы. И не поверила своим глазам: в каждой избе, в каждом доме стоят на столах блюда, на которых стопками лежит что-то круглое, вкусно пахнущее.
То были блины, печь которые научила людей Лада. И каждый блин светился как солнышко! А люди веселились, плясали, пели песни, вволю пировали, разъезжали в нарядных санях, строили снежные городки и разрушали их - словом, чествовали Зиму вовсю! И называли ее щедрой, хлебосольной, масляной, веселой, честной госпожой.
Старуха так удивилась, что без спора убралась с земли.
Пришла Весна, но с тех самых пор люди каждый год провожают Зиму, как бы устраивают по ней щедрые поминки. В честь нового весеннего солнышка пекут масляные блины.
Но зовется Масленица не только Блинной, но и Оладиной, потому что Лада когда-то научила людей печь не только блины, но и оладьи.

Для наших предков Масленица воплощала плодородие - и вместе с тем зиму и смерть.
Масленице во всю историю России был посвящен особый праздник, когда «честную госпожу» встречают с величальными песнями. Имя Масленицы перенесено на соломенное чучело, облаченное в женскую одежду, с масляным блином или сковородкой в руках. С ним вместе веселятся, катаются с гор и на тройках в течение масленичной недели, а затем сжигают на костре или разрывают в клочки.
Похороны Масленицы сопровождаются карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным весельем, призывами весны и упоминанием Масленицы в обрядовых песнях-веснянках, где та называется обманщицей (в связи с Великим постом, который в христианские времена наступал сразу после масленичных пир шеств), объедалой, блиноедой: блин, говорят, не клин - брюхо не прорвет!
На Масленицу совершали обряды, олицетворяющие борьбу Весны с Зимой и поражение злой старухи.
В субботу сырной недели строили на реках, прудах и в полях снежный город с башнями и воротами - царство Зимы, которое должно пасть под натиском Весны. Играющие вооружаются палками и метлами и разделяются на две стороны: одна защищает город, а другая нападает на него; после упорной схватки врывается в ворота и разрушает укрепления; воеводу, взятого с боя городка, в старину купали в проруби.
Вечером в воскресенье (последний день Масленицы, называемый ее проводами) поселяне выносили из своих дворов по снопу соломы и, сложив их на окраине деревни, сжигали при радостных криках и песнях собравшегося народа: это называлось сожжением Масленицы.
Был еще обычай сжигать в Прощеное воскресенье ледяную гору, для чего собирают по дворам хворост, щепки, худые кадки, ненужное старье, складывают все это на ледяной горе, а затем разводят костер - символ весеннего солнца, яркие лучи коего растапливают снежные покровы зимы.
Таким образом, олицетворяя в празднестве древних богов, заправляющих сменою годовых времен, народ встречу Весны назвал встречей Масленицы, а изгнание Зимы - сожжением Масленицы и ее проводами. В самом деле, ведь пробуждение природы от зимнего сна и возрождение к новой жизни осуществляется одновременно.
В самые старые времена это был праздник богини Лады. В эту пору в честь Лады старались весело свести между собой старых девок или холостяков, ободряли нерешительных, а если это происходило по злой воле или скупости родителей, к таким домам подносили зеленое от старости бревно, показывая, что ум старческий замшел и мешает жить молодым.
Веснянки, которые заводили на прощанье с Масленицей, были славословиями Лады, потому что именно она велела Весне явиться на землю.
Схожий с Масленицей персонаж других народов - карнавал.

[330x349]
Синди 12-02-2007-18:28 удалить
Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен. Семь дней Москва звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну. Торговые ряды в Масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками, да не обычными, а с узорами да надписями: "Кого люблю - тому дарю", "от милого подарок - дороже золота". Соленья, рыба, икра - ешь до отвала! Но самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. Где Вы сможете прокатиться на расписных санях так, чтоб захватило дух? Спуститься с огромных ледяных гор? Покружиться на гигантских каруселях? Закружит вас Широкая Масленица в танцах и хороводах - ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки.
А шуты и скоморохи насмешат до слез. В балаганах и театрах - представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может поучаствовать в маскараде.Нарядиться до неузнаваемости или закутаться в шубу до пят выпить с медведем по чарке водки. А в последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Масленица для русских - все равно, что карнавал для итальянцев, тем более, что и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского "карнавал"(carne-vale) означает "говядина, прощай!", а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась "Мясопустом", потому что в эту неделю запрещалось есть мясо. Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права.
[600x282]
Синди 12-02-2007-18:31 удалить
В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло сравнится по популярности с блинами. Блин сопровождал человека всю жизнь - от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов). Никто не знает, когда блины впервые появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Самые разнообразные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но прежде всего, блины - обязательное угощение на масленицу, ставшее необходимым атрибутом весеннего праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не масляна», «На горках покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масляница», «Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить». Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой и т.д. Масленица была разгульным праздником, это факт. Праздник продолжался неделю, от этого в христианстве и название «последняя седмица» перед Великим Постом. В четверг начиналась «широкая масленица. Праздновалась она очень шумно. В эти дни не было грехом:
пить до перехоты,
петь до насады,
плясать до упаду.
Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу. И главным блюдом были блины. На лакомки, то есть в среду «масленой недели», тещи приглашали «на блины» зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка от сюда и пошло выражение «к теще на блины». Обычно в этот день "для удовольствия любимого зятька" собиралась на гулянье вся местная родня. Зато в пятницу на тещины вечери зять угощал блинами тещу с тестем. Правда угощение было весьма своеобразным. По обычаю, зятья и дочери звали старших поучить их уму - разуму, и такое приглашение считалось для родителей великой честью, о нем обычно знали все соседи и родня. Пренебрежение зятя к этой традиции очень тяжело переживалось, осуждалось и посеяло вечную вражду между ним и тещей.
Курьез же заключался в том, что званная теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и кадушку с коровьем маслом. В старину блины пекли, как правило, из дрожжевого теста, да Вы, наверное, это и сами уже поняли. Мука бралась самая разная: гречишная, пшеничная, овсяная, просяная, ячменная и даже гороховая. Сегодня мы обычно используем пшеничную муку, а между тем истинно русские блины из гречишной. Пшеничные блины не имеют той пухлости и рыхлости, какие придает гречневая мука. Кроме того, блины из гречки обладают очень приятным вкусом, слегка кисловатым привкусом. Раньше приготовление блинов было настоящим обрядом - это считалось таинством, хозяйки проделывали все втайне от домашних и тем более от посторонних. Одни выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу, другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца. При этом женщины причитали:
Месяц, ты, месяц,
золотые твои рожки
взгляни в окошко,
подуй на опару.
Дрожжи обычно разводили в теплой воде, а затем постепенно добавляли молоко и муку, замешивали тесто. Когда тесто замешано, кастрюля покрывали полотенцем и ставили в теплое место. После увеличения опары, в кастрюлю добавлялись все остальные компоненты, все тщательно перемешивалось и снова ставилось в теплое место. После того, как тесто поднималось второй раз, можно печь блины, хорошо протопив печь мелкими сухими березовыми дровами. Равномерный жар, словно волшебник, усеивал тесто многочисленными дырочками, румянил его, делал особенно привлекательным. А что за дух стоял на кухне, когда пекутся блины! Сковороды брались чугунные, небольшого размера, т.к. русские блины выпекают величиной с блюдце. Тогда еще продавались специальные сковороды для блинов. Они состояли из нескольких маленьких сковородок сваренных вместе. Очень важно, чтобы сковороды были абсолютно чистыми. Для этого их ставили на огонь, дно посыпали солью, прокаливали, а затем протирали сухой чистой тряпкой. После такой процедуры блины не прилипали к сковородам и легко отставали от их дна.Перед тем как вылить тесто на раскаленную сковороду, ее смазывали растительным маслом, либо несоленым салом. В качестве помазка использовали половину картофелины или чистую тряпочку, намотанную на вилку. Готовые блины укладывали стопкой, смазывая каждый сливочным или топленым маслом, и ставили в теплое место, чтобы не остыли. Для этой цели существовала специальная блинница - большое керамическое блюдо с полусферической крышкой.
[425x310]
Синди 12-02-2007-18:55 удалить
Масленицей называют неделю, предшесствующую великому посту. В славянском народном календаре масленица разделяла два главных сезона - зиму и весну. Поэтому основной едой во время масленицы были блины, своей формой напоминавшей о близком приходе солнца и , следовательно, лета. Обряды же были связаны с проводами зимы и встречей весны.
Праздник масленицы соединил в себе черты многих древних культов. Главным их них был культ усопших. Поэтому первый блин не ели, а клали на слуховое окошко дома, куда ночью будто бы прилетали навии. Иногда этот блин отдавали нищим на помин души.
Масленичная неделя начиналась с "встречи праздника". В этот день дети и молодежь собирались на высоких местах или на горах для катания. Там они грелись около костров, пели масленичные песни, в которых приветствовали приходящую к ним масленицу. Обычно день завершался семейным пиршенством.
Во многих местах в это день играли в "снежный городок" - делились на две группы, одна из которых обороняла, а другая пыталась захватить специально построенную снежную крепость. Те, кому удавалось взять город, получали право целовать всех девушек, присутсвовавших на празднике. На следующий день ходили в гости.
Значительная часть обрядов масленичной недели была посвящена чевствованию молодоженов, тех, кто, женился во второй половине прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины. Их могли поставить в воротах и заставить целоваться под крики "горько", иногда молодых зарывали в снег или осыпали в знак будущего благополучия. В эти дни молодые должны были выставлять угощения всем гостям.
Во время масленичной недели совершались также обряды, посвященные будущему урожаю. Это всегда делали женщины. Катаясь с гор, они старались съехать как можно дальше, чтобы летом уродились высокими лен и конопля.
Самым главным днем масленицы счи талось последнее воскресенье. В этот день отмечали заговение перед началом великого поста. В России последнее воскресеньн масленичной недели называли прощенным воскресеньем: близкие люди просили друг у друга прощения за причиненные в году обиды. Кроме того, в этот день полагалось сходить на кладбище, чтобы попросить прощения и у умерших.
Основным же эпизодом последнего дня масленицы были "проводы". К этому дню специально изготовляли чучело из соломы и сажали на колесо. Затем с песнями и играми несли чучело через всю деревню, сажали на заранее приготовленный шест и сжигали или разрывали на части.
Чучело всегда сопровождали ряженые, одетые в вывернутые наизнанку тулупы, маски или шкуры животных. Они танцевали, кривлялись, задевали всех своими шутками. После того как чучело сгорало, оставшуюся золу и солому разбрасывали по полю - для обеспечения будущего урожая. Иногда чучело топили в речной проруби.
День проводов масленицы завершался пиром, на который приглашали всех знакомых. После ухода гостей со стола не убирали, чтобы угощались и прилетавшие позже навии.
Прощиние с масленицей завершалось в первый день великого поста - чистый понедельник. В этот день очищались от совершенных грехов и прежде всего от скоромной пищи. Для этого обязательно мылись в бане, а также парили посуду и особенно молочную утварь, очищая ее от жира и скверны.
[425x310]


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Масленица | Синди - Осень на улице, а в душе весна | Лента друзей Синди / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»