Существенный вклад в развитие античной музыкальной теории внёс известный греческий писатель и философ Плутарх (46 - 127). Плутарху принадлежит довольно обширный трактат "О музыке", который является одним из важнейших источников наших знаний об античной музыке и её теории. Правда, в последнее время принадлежность этого трактата Плутарху оспаривается. Однако аргументы, которые приводятся для доказательства этого, нельзя считать достаточно серьёзными. Во всяком случае, не вызывает никакого сомнения, что Плутарх проявлял живой и постоянный интерес к проблемам музыки. О музыке он пишет в своих "Застольных беседах", причем содержание этого сочинения во многом совпадает с содержанием трактата "О музыке". К проблемам музыкальной теории и учению о "гармонии сфер" он обращается и в своём позднем тарктате "О происхождении мировой души по "Тимею" Платона". Поэтому нет никаких серьёзных оснований считать, что трактат "О музыке" не принадлежит Плутарху.
Иллюстрация к «Сравнительным жизнеописаниям» перевода Джейкса Амьота (1565)
Плутарх происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городе Херонее в Беотии, (известном по знаменитой битве 338 г. до н. э.). В молодости в Афинах Плутарх изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония. В дальнейшем значительное влияние на философские взгляды Плутарха оказали перипатетики и стоики. Сам он считал себя платоником, но на самом деле был скорее эклектиком, причём в философии его интересовало главным образом её практическое приложение. Ещё в молодые годы Плутарх вместе с братом Ламприем и учителем Аммонием посетил Дельфы, где всё ещё сохранялся пришедший в упадок культ Аполлона. Это путешествие оказало серьёзное влияние на жизнь и литературную деятельность Плутарха.
Учители. Мыслители. Пророки. Плутарх
Вскоре после возвращения из Афин в Херонею Плутарх получил от городской общины какое-то поручение к римскому проконсулу провинции Ахайя и успешно выполнил его. В дальнейшем он верно служил своему городу, занимая общественные должности. Обучая собственных сыновей, Плутарх собирал в своем доме молодёжь и создал своего рода частную академию, в которой играл роль наставника и лектора.
Плутарх
Плутарх был хорошо известен современникам и как общественный деятель, и как философ. Он многократно бывал в Риме и других местах Италии, имел учеников, занятия с которыми вёл на греческом языке (латынь он начал изучать лишь «на склоне лет»). В Риме Плутарх встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу со многими выдающимися людьми. Среди них были Арулен Рустик, Луций Местрий Флор (соратник императора Веспасиана), Квинт Сосий Сенецион (личный друг императора Траяна). Римские друзья оказали Плутарху ценнейшие услуги. Став чисто формально членом рода Местриев (в соответствии с римской юридической практикой), Плутарх получил римское гражданство и новое имя — Местрий Плутарх. Благодаря Сенекиону он стал самым влиятельным человеком своей провинции: император Траян запретил наместнику Ахайи проводить какие-либо мероприятия без предварительного согласования с Плутархом. Впоследствии это распоряжение Траяна было подтверждено его преемником Адрианом.
Марк Ульпий Нерва Траян. Римский император
На пятидесятом году жизни Плутарх стал жрецом Храма Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение амфиктионов, которые воздвигли ему статую.
Как видно из каталога некоего Ламприя, предполагаемого ученика Плутарха, он оставил после себя около 210 сочинений. Значительная их часть благополучно дошла до нашего времени. По традиции, идущей ещё от издателей эпохи Возрождения, сочинения эти делятся на две основные группы: философско-публицистические, известные под общим названием «Ἠθικά» или «Moralia», и биографические (жизнеописания).
Third Volume of a 1727 edition of Plutarch's Lives printed by Jacob Tonson.
Плутарх не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители написали до него. Но в обработке Плутарха целая традиция, отмеченная знаком его личности, обрела новый облик. Именно в таком виде она влияла в течение многих веков на европейскую мысль и литературу.
A page from: Plutarch: Vitae illustrium virorum. Rome, printed by Ulrich Han (Udalricus Gallus), 1470 Collection: University of Leeds Library
Богатству интересов Плутарха (в основном они вращались вокруг семейной жизни, жизни греческих городов-государств, религиозных проблем и вопросов дружбы) соответствовало значительное число его сочинений, от которых сохранилось меньше половины. Чрезвычайно трудно установить их хронологию. Тематически и мы можем разделить их на 2 группы: первая, очень разнородная, охватывает созданные в разные периоды сочинения, в основном философские и дидактические, объединяя их под общим названием Этика (Moralia); вторую составляют биографии (в научной литературе используются обычно латинские названия этих сочинений).
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр Македонский и Юлий Цезарь (аудиокнига)
В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (греч. Тихе) и её роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима. Большую группу составляют также популярно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным для Плутарха является небольшое сочинение «О состоянии духа». Не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, Плутарх часто приводит множество ценных сведений по истории философии. Таковы сочинения «Платоновские вопросы» и «О сотворении души в „Тимее“», а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков.
В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, «О чрезмерном любопытстве», «О болтливости», «Об излишней робости»). По этим же причинам Плутарх занимался вопросами любви и брака. К сочинениям на темы семейной жизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене Плутарха Тимоксене, потерявшей единственную дочь. Во многих сочинениях находят отражение педагогические интересы Плутарха («Как нужно молодому человеку слушать поэтов», «Как пользоваться лекциями» и т. д.). Тематически приближаются к ним политические сочинения Плутарха, особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей.
Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие — приближенные по своему характеру к научному докладу. Так, например, сочинение «О лике на лунном диске» представляет различные теории относительно этого небесного тела; в конце Плутарх обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов.
Плутарх писал и о человеческой душе, интересовался психологией, психологией животных («О сообразительности животных», «О мясоедении»), был приверженец вегетарианства. Вопросам религии Плутарх посвятил многочисленные произведения, среди них так называемые «пифийские» диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах. Наиболее интересным в этой группе представляется произведение «Об Исиде и Осирисе», в котором Плутарх, сам посвященный в мистерии Диониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса.
Об интересе Плутарха к древностям свидетельствуют два сочинения: «Греческие вопросы» (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graecae) и «Римские вопросы» (Aitia Romaika; лат. Quaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Пристрастие Плутарха к анекдотам, проявившееся и в его биографиях, отражено в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений, «Апофегмы царей и полководцев», скорее всего не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения как «Пир семи мудрецов» или «Беседы на пиру» (в 9 книгах).
В «Этику» Плутарха включены и неаутентичные произведения (неизвестных авторов, приписанные Плутарху ещё в древности и получившие под его именем широкую известность). К важнейшим из них принадлежат трактаты «О музыке» (один из главных источников наших знаний об античной музыке вообще) и «О воспитании детей» (произведение, переведенное ещё в эпоху Возрождения на многие языки и до начала XIX в. считавшееся аутентичным).
..............................................
Трактат "О музыке" написан в форме диалога, в котором принимают участие три лица: хозяин симпозиума Онесикрат и два его гостя - Лисий и Сотерих. В застольной беседе, в форме непринуждённого, живого разговора излагает Плутарх основные понятия и проблемы античной музыкальной теории: он говорит о развитии музыкальных жанров, о происхождении музыки, изобретении музыкальных инструментов, об основных ладах древнегреческой музыки, о музыкальном воспитании. При обсуждении всех этих проблем Плутарх привлекает суждения самых различных философских и музыкальных авторитетов античной древности: Платона, Аристотеля, Аристоксена, Пифагора. Исторические сведения о музыке он, по его словам, черпает из недошедших до нас трактатов: "Перечня знаменитых музыкантов" Гераклида Понтийского и исторического трактата Главка из Регия.
Опираясь на все эти источники, пытаясь их каким-то образом синтезировать, Плутарх рисует картину исторического развития музыкального искусства. Прежде всего он ставит вопрос и том, кто был первым изобретателем музыки.
Вопрос о происхождении музыки был одним из главных вопросов античных трактатов о музыке. В этом проявлялось присущее древним грекам глубокое чувство истории. Но довольно часто эти представления не выходили ещё за пределы мифологического понимания времени, истории. Поэтому античная история музыки строится, как правило, на основе мифологических и полулегендарных имён.
Плутарх в этом отношении не представляет исключения. Он ссылается на легендарных изобретателей музыки - Олимпа, Амфтона, Лина, Демодока. Легендарный характер носят и его сведения об изобретении и употреблении старинных ладов и ритмов.
Что касается общих вопросов теории музыки и эстетики, то здесь Плутарх выступает как программный эклектик. Он пытается синтезировать самые различные, а иногда и противоположные точки зрения: Платона и Аристотеля, Пифагора и Аристоксена. Прежде всего, он развивает традиционное платоно-аристотелевское представление о музыкальном воспитании и музыкальном этосе. С этим связано всё излагаемое Плутархом учение о ладах. Каждому из ладов даётся определённая этическая характеристика, причем показывается моральное преимущество дорийского и фригийского ладов над лидийским и миксолидийским.
Плутарх критически относится к состоянию современной музыки, называет её "пёстрой", "пустенькой" и "расхлябанной". Он возражает против увлечения "театральной" музыкой, которая в погоне за новизной утрачивает, по его мнению, возвышенность и суровость старинной музыки. "...Крекс, Тимофей и Филоксен, - говорит он, - и прочие композиторы этой эпохи являются вульгарными в своей погоне за новизной и стремлении к так называемому теперь популярному и театральному стилю. Вследствие этого немногочисленность струн, простота и возвышенность музыки оказались совершенно устарелыми". В другом месте своего трактата Плутарх вновь возвращается к этой мысли, отмечая, что " прекраснейший строй, который ввиду его строгости разрабатывали древние, совершенно заброшен современными музыкантами". Поэтому Плутарх не без иронии приводит те места из комедий Ферекрата и Аристофана, в которых высмеиваются всевозможные нововведения в музыке.
Аристофан (444 до н. э. — между 387 и 380 гг., Афины) — древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии».
Высшим идеалом для Плутарха является строгая и возвышенная музыка классиков. "...Если кто желает в музыкальном творчестве соблюсти требование красоты и изящного вкуса, тот должен подражать старинному стилю, а также дополнять свои музыкальные занятия прочими научными предметами, сделав своей руководительницей философию..." В этом смысле Плутарха больше всего устраивает пифагорейский подход к музыке: "Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувства, он утверждал, что достоинства её должны быть воспринимаемы умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы".
В целом, в трактате "О музыке" Плутарх не даёт самостоятельной концепции музыки и лишь эклектически сочетает самые разнородные теории греческой классики.
Более самостоятельный взгляд на музыку Плутарх развивает в другом своём сочинении - "Застольных беседах" (полностью здесь: simposium.ru, где он, очевидно в подражание Аристоксену, говорит о музыке как средстве украшения на пирах и способе смягчить и уравновесить возбуждающее действие вина. В "Застольных беседах" обсуждается вопрос о том, насколько можно принимать экстатическую музыку. Один из участников беседы Каллистрат выступает в защиту чувственной музыки, обосновывая свою мысль тем, что этот род музыки допускается на стадионы и театры, ибо "смотреть и слушать что-нибудь вместе со многими и приятнее и достойнее, потому что как можно больше людей мы берём в свидетели, конечно уж, не нашей невоздержанности и избалованности, а нашего достойного и утонченного времяпрепровождения".
Каллистрат, таким образом, обосновывает гедонистический взгляд на музыку, утверждая, что "ни одно из этих удовольствий не является тайным, не нуждается ни в темноте, ни в ограждающих стенах". С этим мнением спорит Ламприй, который, выражая мысль Плутарха, говорит о необходимости умеренности и воздержания от слишком чувственной музыки.
В конечном итоге в эклектическом по стилю и духу мировоззрении Плутарха взяло верх пифагорейско-платоническое представление о музыке. Об этом свидетельствует более позднее сочинение Плутарха "О происхождении мировой души по "Тимею" Платона".
В этом сочинении Плутарх переходит на позиции пифагорейско-платонических представлений о музыке. Здесь он подробно излагает пифагорейское учение о "гармонии сфер" и "музыке космоса". И хотя он говорит, что учение Пифагора о числах "ещё нуждается в доказательстве", и хотя он сомневается в существовании прямых соответствий между тонами и планетами, отмечая, что "эти остроумные сопоставления далеки от истины", тем не менее он с убеждённостью говорит о космическом значении музыки. "...Размеры небесных тел, их взаимные расстояния и скорости вращения, как элементы единого организма, стоят друг с другом и образуемым ими целым в определённых соотношениях, хотя эти соотношения ещё не постигнуты нами. Непосредственное же влияние числовых соотношений, положенных творцом в основу мира, проявляется в гармонии и внутреннем единстве мировой души..."
Итог, к которому приходит Плутарх, весьма симптоматичен. Он отражает общую эволюцию эллинистической теории музыки, которая привела в конце концов к грандиозным космическим интерпретациям музыкальной гармонии в духе неоплатонического символизма.
Лит.: Шестаков В.П. История музыкальной эстетики