ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА
11-03-2007 09:53
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
После разгрома Шумеро-Аккадийского царства, территория Сеннара была
поделена между Амореями, которые укрепились в Аккаде и образовали Аморейское
царство со столицей в Исине, и семитскими кочевыми племенами на севере. Но цари
Исина были слабы, в конце третьего тысячелетия они уступили царям Вавилона. Тогда
Вавилон был незначительным городом и только в 1894 году до н.э. он стал крупнейшим
государством Двуречья. Время существования древне-вавилонского царства 300 лет-это
замечательная эпоха в развитии Двуречья. В это время сложилась народность и
вавилонская культура, она впитала в себя все культурные достижения Аккада и Шумера.
Древне-вавилонское царство не знало внутренних усобиц. Единство и прочность была
достигнута благодаря тому, что Вавилонские цари опирались на свои аморейские
родоплеменные общины, также к тому времени Двуречье стало единым государством,
которое поддерживало дружбу с соседями, и был создан кодекс Хаммураби, как
единственный свод правил и законов из 282 статей для жителей царства.
Особенным занятием населения древне-вавилонского царства было земледелие.
Крупное скотоводство, как и раньше, было развито только на юге на заболоченных
пространствах. Из полевых культур высеивали пшеницу, ячмень и кунжут, из садовых -
финиковою пальму. Верховным собственником всех земель был царь. Их них 1 – 2%
частные владения, 80 –90% владения общины, остальная земля находилась в
непосредственном распоряжении царя. Арендаторы платили 2/3 урожая.
Ремесло теперь не было только обслуживающим фактором, в городах
ремесленники имели свои лавки, где принимали и исполняли заказы. Торговля в
древне-вавилонском царстве получила значительное развитие. Крупную торговлю вели
цари и храмы. Торговали: хлебом, скотом, серебром, медью. Обратно привозили рабов,
тюк. Стало не хватать рабочей силы. К 1800г. до н.э. Вавилон превратился в цветущий
сад. Одним из мудрых царей Вавилона был Хаммурад, начиная с его правления это
царство было культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения
древних вавилонян вошли в современный быт: мы делим год на 12 месяцев, час на
минуты, а круг на 360 градусов. Менялись цари и завоеватели, а вавилонцы собирали
библиотеки и обучали молодых писцов. В 689 г. до н.э. Вавилон. По приказу
ассирийского царя был разрушен. Но город был отстроен вновь и приобрел новую
значительность. Вместо узких улочек, теперь были вымощены улицы длиной в 5км.,
они делили город на правильные кварталы. Был построен семиступенчатый храм,
похожий на пирамиду высотой в 91км. А главный вход в город был украшен воротами
посвященными богине Иштар, сам город охраняли две оборонительные стены, каждая
6-7 м. толщиной.
К семи чудесам света причисляли “висячие сады” , они были насаженны на
террасах-каскадах и получался эффект свисающих деревьев. Вообще, Вавилон, по
мнению ученых, был самым могущественным царством в Междуречье. Но в 539г. до
н.э. без сопротивления сдался иранскому царю Киру.
Культура Вавилона оказала огромное влияние на культуру Сирии, Финикии и
Палестины, и далее на Восток в Иран. О высоком развитии культуры Вавилона говорят
раскопки на месте городов Ура и Лагама, найденные там вещественные доказательства
говорят о том, что крестьяне жили в глинобитных хижинах, обработку земли
производили первобытным плугом в который запрягались пара волов. Для орошения
полей и садов использовались особые водочерпалки, существующие и теперь. Они
напоминают наш колодезный журавль.
Главным средством сообщения в южном Двуречье были реки Тигр и Евфрат, и
специально построенные для транспорта каналы, которые являлись соединительными
путями между реками. Транспортировка грузов производилась на больших гребных
судах, напоминающих современные баржи. Произошло и изменение в письменности,
теперь вместо комбинации горизонтальных и вертикальных клиньев писались
идеографические знаки, здесь знаки обозначали не словами и понятия, а звуки речи, но
клинообразное письмо так и не превратилось в азбуку, и забегая вперед скажу, что
только в шестом веке до н.э. персы, завоевавшие Двуречье смогли создать алфавит.
Религиозные воззрения древне-вавилонского общества влияло и на литературу,
и на науку, и на изобразительное искусство. Всего в Вавилоне почитались 100
различных богов, не считая духов рек, озер, гор и т.д. Самые почитаемые Боги: Энлиль
– Бог земли, Анул – главный Бог Урука, Бог неба, Эа – главный Бог Эриду, Бог моря. В
третьем тысячелетии жрецы объединили их в “троицу” , правящую миром.
Хранителями культов были жрецы. При проведении обряда жрецам помогал весь
персонал храма от певцов, музыкантов до танцовщиц и поэтов. Должности жрецов
переходили по наследству и всегда хорошо оплачивались.
Что касается литературы, то она по своему содержанию так или иначе связана с
религией, большее число ее связано с литургическими и магическими текстами,
остальные находки рассказывают о мифологических преданиях. Мифы рассказывают о
происхождении мира, людей, земледелия, оседлой жизни. Самым высоким
достижением вавилонской художественной литературы является эпическая поэма о
Гильгамешелегендарном царе Уруна. Поэма рисует его в образе богатыря- великана,
красавца и мудреца, две части в нем были от бога, а одна от человека. Вместе со своим
другом он совершил ряд подвигов, он прославился на столько, что в него влюбилась
богиня Иштар, а Гильгамеш отверг ее, за это богиня Иштар поражает болезнью и
смертью Энкида -друга Гильгамеша. Тогда Гильгамеш решает постичь тайну жизни и
смерти. Он предпринимает решение путешествовать в страну богов. Он встретил там
Ут-Напиштима, который рассказал ему как сам получил бессмертие: во времена
царствования его в Шуруп пане, боги разгневались на людей и послали на них
всемирный потоп (можно заметить как напоминает этот миф наши библейские
сказания) , все люди погибли и остался один Ут-Напиштим с женой и детьми, когда
вода сошла, боги забрали его к себе. В заключении Ут-Напиштим спрашивает
Гильгамина: “Кто из богов введет тебя в сонм бессмертных?” , но не нашлось такого.
Тогда Гильгамин пробует побороть смерть магическими способами, но и это не удается.
Гильгамин возвращается на родину и вызывает из страны мертвых - Энкиду, чтобы
узнать участь погибших. Конец поэмы утрачен, но все же значение поэмы велико. Эта
первая поэма не решает проблем жизни и смерти, но является критической религии.
Также были найдены произведения нравоучительной литературы, одним из
интереснейших является “Разговор господина с рабом” , в котором отражается
разложение рабовладельческой верхушки.
К числу произведений светской литературы относятся царские записи
исторического содержания. В них рассказывается о том, кто, когда прорыл канал,
построил дамбу или рассказывается о вступлении на престол очередного царя, о его
реформах, о победах на войнах и т.д.
Тут мы видим, как возрос интерес к литературе и какой мощный скачок сделали
жители Двуречья в этой области от глиняных табличек с расчетами количества зерна до
интереснейших поэм.
Описывая древне-вавилонскую культуру нельзя не упомянуть о научных знаниях
этого народа, тем более, что они имели практическое приложение в быту и хозяйстве.
Приемы астрономии древних вавилонцев является основной греческой и арабской
астрономии, которые в свою очередь легли в основу европейской астрономии.
Хранителями этих знаний были жрецы. Мироздание они представляли себе так - Земля
- это круглая гора, стоящая посреди мирового океана, над землей высится, наподобие
опрокинутой чащи, небесная сфера, над ней находится небесная плотина - жилище
богов. Затмения луны и солнца объяснялись тем, что луну и солнце заслоняют злые
духи. К началу второго тысячелетия вавилонские астрономы выделили пять планет-
Венеру, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн. И звезды были распределены по созвездиям,
далее из всех были выделены двенадцать созвездий “на пути солнца” . (созвездия
зодиака) На основе астрономических наблюдений была выработана календарная
система.
Практические потребности привели в начале второго тысячелетия к развитию
математических знаний, им были известны четыре правила арифметики: возведение в
квадратную степень и извлечение квадратного корня некоторые геометрические
положения, которые применялись при измерении площадей. Но большим препятствием
на пути десятеричная система исчисления - единица, 60,3600 с подсобными делениями
10,600. Эта система была получена при выработке счёта времени: 7 - дней лунной фазы
12 - число месяцев в году 12* 5 = 60 наличие этого числа показывает связь с
первобытной системой счёта по пальцам руки. Шестидесятеричная система
окончательно выработалась в связи с измерением видимого суточного кругового пути
солнца по небу. Вавилонцы высчитали, что если уложить по дневному пути солнца
диски, равные солнечному, то их получится 180, а за сутки 360. Всё свелось в формулу:
солнце за день делает по своему кругу 360 шагов. Это деление стало применяться по
всякому кругу, оно было позже заимствовано римлянами и перешло в европейскую
геометрию - деление круга на 360 градусов.
Месяц вавилоняне делили на 4 части по фазам луны, семидневная неделя была
утверждена по семёрке великих богов солнце, луна и пять видимых простым глазом
планет, дни недели получили название этих богов. Семидневная неделя чару римлян
сделалась достоянием всех европейских народов. Вообще Вавилон, по мнению учёных,
был самым могущественным царством в Междуречье. Но в 539 году до н.э. Без
сопротивления Вавилон сдался иранскому царю Киру. Кир уничтожил последних
представителей царствующего дома и объявил себя царём Вавилонии. Он обнародовал
манифест, в котором, Кир обещал сохранить старые порядки в Вавилонии, почитать его
богов и содействовать развитию города.
Нельзя оставить без внимания историю развития северной части Двуречья,
расположенному по среднему течению Тигра. Там 350 км. К северу от Вавилона в Ш
тысячелетии семитские выходцы из Аккада основали поселения с городами Ассур,
Керкук, Нузи. Уже тогда Ассур имел торговые связи с соседями - малоазиатской
областью Каппадонией, это объяснялось тем, что Вавилон, Сирия и Палестина не
имела своих месторождений металлов. Я уже упоминала, что природные условия
северного Двуречия значительно отличаются от южного. Здесь Тигр и Евфрат находятся
на большом расстоянии друг от друга, приблизительно 400 км, поэтому их разливы не
так распространены. Также горы здесь подходят к самому Тигру. В силу этих условий
земледелие в Ассирии зависело от дождей. А племена, жившие в горах, занимались
скотоводством и охотой. Особое значение для Ассирии имело наличие в горах железа.
Железные орудия труда и оружие создали для ассириян преимущества в технике и в
военном деле.
Расцвет Ассирийского царства приходится на XV в. Основой ассирийского
общества был общинный быт. Общинами кроме обработки своих земель должны были
работать на постройке каналов, храмов и дворцов.
В XIV - XIII вв. Появился первый сборник ассирийских законов, в котором
поддерживалось частное землевладение. За нарушение частного права владения были
установлены штрафы и уголовные наказания.
Главными врагами Ассирии с конца XII в. Были арамеи. Они продвигались из
Сирии к Евфрату и основали сильное царство Бит- Адини. Отсюда Арамеи начали
опустошительные набеги в Ассирию. Вслед за Арамеями появился враг с севера -
племена жившие в области нынешней Армении, ассирийцы называли их урартийцами.
К X веку натиск на Ассирию стал ослабевать, т.к. часть арамеев оседала в долинах,
строила свои поселения, постепенно они смешались с местным населением и
вторжения уже не возобновлялись. Ассирия оправилась от опустошений и бедствий и в
конце X в. Ассирийские цари сами перешли в наступление против горных племён и
урартийцев. В Ассирию были приглашены тысячи рабов. Тогда была заложена основа
будущей великой Ассирийской державы. С середины XIII в. Ассирией правят цари,
наиболее выдающие, проявившие талант полководцев: колесницы с вооружёнными
копьями возничими ; конницы и пехоту вооружённую копьями, щитами и луками.
Кроме того, существовали специальные части землекопов (строящих осадные
сооружения) строители понтонных мостов на бурдюках, и саперные части. Воинами
были не только рабы, но и наёмные чужестранцы.
Тиглат и Саргон совершили основные завоевательные походы. Первый завоевал
всю Сирию с Дамаском, присоединил к Ассирии Вавилонию. Нанёс тяжёлое
поражение, образовавшуюся в эту эпоху, царству Урарту.
Саргон, обеспечив поддержку со стороны Сирии и Палестины, уничтожил
Израильское государство и хеттские княжества. И на голову разбил войско Урарту.
В 671 г. приемник Саргона - Асаргадон подчинил Египет. В связи с частыми
войнами в хозяйственном быту Ассирии произошли изменения: с притоком огромных
масс военной добычи и дани бурно растет торговля. Однако завоевание Египта было
последним военным успехом Ассирийской державы с середины седьмого века ее
могущество идет к упадку и Ассирия гибнет ослабленная внутренним кризисом и
восстаниями покоренных стран. В 605 году остатки ассирийского войска были
уничтожены, и Ассирия перешла под власть мидийского царя. От городов остались
только развалины дворцов, но хорошо сохранились художественные произведения,
украшавшие здания. Среди таких произведений особое место занимают крылатые быки,
изображавшие духов. В них заметно влияние Египта, но в некоторых отношениях
ассирийские художники превзошли своих учителей. Вообще нельзя говорить о вполне
самостоятельной ассирийской культуре. Основой ассирийского народа были выходцы
из Аккады, поэтому в религии и литературе мы встречаем вавилонские элементы. В
ассирийской религии фигурируют те же боги, которые служили в Вавилонии. Один из
последних царей Ашубанипал собрал в своем дворце библиотеку щуммерских и
вавилонских литературных произведений. Причем “книги” были разложены по
тематике и годам выпуска. Царь послал гонцов в храмы для пополнения библиотеки.
Результатом стала библиотека, сохранившая все значительное, что было создано в
Междуречье за две с половиной тысячелетия история страны. Также свое развитие
получила архитектура: уже в IX в ассирийцы начали строительство дворцов,
украшенных изображениями военных действий и мирового быта царей с их садами,
прудами и женами, приближенными и рабами. Ассирийцы любили точность в деталях,
в отличии от Вавилонских художников, где искусство было символичным.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote