• Авторизация


ЛУКУМОН У ЭТРУСКОВ 11-05-2013 14:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Если вы самостоятельно попытаетесь определить значение слова "лукумон", то, вероятно, скоро начнете недоумевать. Отыскать это слово нелегко, но, проявив упрямство, вы обнаруживаете целую россыпь значений. Это даже забавно, что их так много, ведь все они опираются на одно-единственное суждение Сервия, римского грамматика, жившего около IV-V веков н. э. Он оставил нам пространные комментарии к поэмам Вергилия. Относительно лукумонов он заявлял следующее: "Лукумоны на языке этрусков цари". Это утверждение породило целую вереницу разнообразных суждений в Новое время. Одни считали лукумонов просто царями. Другие уточняли - наделенными сакральной властью. Третьи полагали лукумонов родовыми старейшинами, четвертые - выборными царями. Еще одно мнение: сословие аристократов. Наконец последнее: совершенно особая должность. Никак нельзя не признать, что каждое из приведенных мнений по-своему остроумно, но, к сожалению, они все не имеют последующего раскрытия, а именно: как же конкретно данные персонажи действовали в этрусской жизни?
То немногое, что известно о лукумонах, можно распределить по группам. Во-первых, это информация, так сказать, из первых рук: этрусские памятники. Во-вторых, разнообразные предания о лукумонах, дошедшие до нас с помощью греческих и римских авторов. Из таких свидетельств выстраивается довольно длинная цепочка фактов, конец которой - в IV веке до н. э., а начало теряется в столь туманной древности, что ее даже трудно хронологически "схватить".
Начнем с этрусских памятников, потому что здесь мы получаем редкую возможность познакомиться с одним из лукумонов.
[453x375]

Каменный саркофаг, крышка которого сделана в виде фигуры грузного пожилого мужчины: он возлежит на мягком ложе, опираясь левой, согнутой в локте рукой на две подушки. Этот мужчина, имя которого Ларис Пулена, разворачивает перед нами свиток. В довольно пространной надписи сообщается, какие Ларис Пулена занимал должности, а также перечисляются линии родства. Ларис Пулена был лукумоном. И еще - жрецом этрусского варианта бога Диониса. Прадед Лариса Пулены, как полагают специалисты, читая прозвище "creice", был греком.
Саркофаг относится к первой половине III века до н. э. и происходит из Тарквинийского государства, где там располагался один из важнейших религиозных центров страны.

Второй документ более поздний (в пределах 150-30 годов до н. э.). Это самый длинный из известных на сегодняшний день этрусских текстов. Запись сделана на пеленах для бинтования мумии. Мумия молодой женщины происходит из Египта и обработана в полном соответствии с законами этой страны. Но на пеленах записан этрусский текст, нечто вроде религиозного календаря с указанием необходимых ритуалов в честь того или иного божества в течение разных месяцев. И вот среди специальных религиозно-культовых терминов возникает этрусская форма "Lauxumneti" - указание, судя по грамматической форме, на некое место, к которому по каким-то причинам имел отношение лукумон.
Историки о лукомонах
Чтобы у читателя возникло самостоятельное мнение, дадим панораму свидетельств по источникам, но проделаем - как 6ы движение в - обратном направлении, вниз по исторической лестнице. Дело в том, что применительно к восприятию лукумонов в древности действовала и еще одна достаточно странная закономерность: чем дальние вглубь истории мы продвигаемся с помощью античных авторов, тем более осмысленными становятся их суждения о лукумонах...
Самый поздний из сохранившихся эпизодов обнаруживается у античных историков - Полибия, Тита Ливия, Плутарха.
Это осада галлами сначала этрусского города Клузия, а затем уничтожение ими самого Рима. Оказывается, галлы под стенами Клузия появляются в результате действия именно лукумона. Он был сыном очень знатного и богатого этруска, который, умирая, поручает Аррунту, жителю Клузия воспитание своего ребенка. Однако воспитанник отплатил Аррунту черной неблагодарностью. Тогда, чтобы наказать лукумона, Аррунт обращается за помощью к галлам. В этом анекдотическом эпизоде для характеристики лукумона можно почерпнуть очень мало. Нет сомнения, что рассказ самым нелепым образом перекодировал этрусские реалии. Поэтому стоит обратить внимание только на два нюанса. Первый - это специфичный характер власти. Лукумон находится над всеми структурами управления, не будучи наделен какой-либо должностью, просто сказано, что "обладал большой властью". Второй - странная неуверенность античных авторов в обозначении - то ли лукумон некое звание, то ли Лукумон - имя. И, может быть, еще один нюанс, который в данном случае, вероятно, и случаен: это то, что в одних источниках лукумон - умирающий отец, в других - его сын-сирота. Тогда получается, что здесь какое-то наследуемое по отцовской линии звание.
Теперь перенесемся на 3-4 столетия назад. VIII век до н. э... Предыстория лукумонов в Риме, согласно античной исторической традиции, начинается с Ромула, то есть с середины VIII века до н. э. Лукумоны из Этрурии направляются на помощь первому римскому царю. Но, оказавшись на новом месте, они, как видно, перестают быть тем, чем являлись в Этрурии. Мы ничего знаем об их деятельности. От них остается след как о неких Луцерах. Зарождается легенда о том, что некто Лукумон, или иначе Луцер, дал имя одной из триб Рима.
Особого внимания заслуживает судьба Тарквиния Древнего (в Этрурии он звался лукомоном). Он становится родоначальником этрусской династии царей в Риме (616-510/509 гг. н. э.).Античная традиция достаточно полно донесла до нас те признаки, которыми отличалось правление этрусских царей. Среди них насаждение культа подземных божеств и ритуализация всей жизни. Все это принимает такой размах, что царь начал восприниматься античной традицией как средоточение связей с потусторонним миром, а его дворец, город как своеобразный инструмент управления этим миром.

Однако пойдем далее в глубь истории. Теперь мы окажемся на самом рубеже развертывания этрусской цивилизации в Италии. Очередная легенда о лукумонах может быть соотнесена с XI - IX веками до н. э. Где-то в окрестностях города Тарквинии во время пахоты из борозды неожиданно возникает человекообразное существо по имени Тагес, он сообщает некое тайное учение, позволяющее смертным понимать язык божественных знамений. Лукумоны оказываются в числе тех, кому Тагес передает свои знания.
Очень интересно определение лукумонов, сохранившееся в словаре Феста: лукумоны - "некие люди, называвшиеся так за их безумие, потому что места, к которым они подходили, становились опасны". Такое определение не исключает, однако, что лукумон только на опрёделенное время впадает, например, в экстаз, а обычно вполне нормален. Вторая половина фразы, где объясняется причина безумия, по-видимому, не очень верно передает былое отношение к лукумонам. Раньше все могло объясняться проще: лукумон обладал особенной (магической) силой, которая распространялась на окружающее пространство и была смертельна для обыкновенных людей. Вот почему лукумоны, перебиравшиеся далеко от мест источения особой энергии, утрачивали свои способности. Перечисленное выше сведения заставляют подумать прежде всего о шаманах. Шаманизм получил чрезвычайно широкое распространение по земному шару.
На этом мы закончим свой рассказ о лукумонах. Он мог бы еще продолжаться, но нет смысла, ибо понятие лукумонства заявляет о себе в любом явлении этрусской культуры. Это стержень, или, лучше,- сердцевина этрусской цивилизации. Экономика, история, культура, религия, искусство пронизаны измерениями этого понятия. Для всех историков аксиома, что древнегреческая цивилизация должна не может быть полноценно описана и оценена только сквозь призму понятия "полис". Точно так же для оценки этрусской цивилизации может быть употреблено понятие "лукумонство".
Мавлеев Е.В. Журнал "Наука и религия"
ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ СТАТЬИ
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Эльдис 22-06-2013-10:00 удалить
Спасибо, очень интересный рассказ о лукумонах.
Thanakwill 22-06-2013-10:20 удалить
Ответ на комментарий Эльдис # Эльдис, пожалуйста и спасибо за внимание к моим записям!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЛУКУМОН У ЭТРУСКОВ | История_Древнего_Мира - История Древнего Мира | Лента друзей История_Древнего_Мира / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»