• Авторизация


Отзвуки каждодневной жизни давно не существующего поселения на вершине холма 06-03-2013 22:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения DONNA_FLORA Оригинальное сообщение

Девушки, набирающие воду с гидриями перед бюветом Калликренского источника.
Ваза из Вульчи.
Лондон, Британский музей.
[700x462]

Ливий и этрусские женщины (И. МакДоугэлл)
На основе доступных нам данных источников существует общее убеждение, что женщины в этрусском обществе имели более привилегированный статус, чем традиционный в мире Греции и Рима. Их художественное изображение на саркофагах и погребальных урнах и в росписях гробниц показывает, что они принимали участие в пирах, располагаясь на ложах с мужчинами, и посещали публичные представления, такие как атлетические соревнования и танцы.

Пиршество Ларта Велха.
III—II вв. до н. э.
Тарквинии, Гробница Щитов.
[678x699]

На некоторых изображениях мы находим трогательные проявления любовной интимности с их мужьями, как на известном саркофаге на Вилла Юлия в Риме и в Бостонском Музее Изящных Искусств, хотя иногда утверждают, что эти примеры представляют скорее идеальные, чем реальные отношения. Однако при любых отношениях между этрусскими мужьями и женами достаточно ясно, что женщины в Этрурии пользовались большей степенью социальной свободы, чем это было возможно в Греции и Риме; отсюда искаженное и отрицательное изображение их как пьющих и развратничающих у Феопомпа, который никогда не был особенно хорош в описании того, что производило культурное потрясение в лучшие времена. Различные погребальные надписи также обнаруживают более высокий статус. В отличие от римских обычаев этрусская женщина идентифицировалась своим собственным именем в дополнение к имени своей семьи, в то же время материнское имя и родовое зачастую фигурируют наряду с отцовскими, что стало привычным в Риме только в императорскую эпоху.

Римские писатели мало в чем расходятся с греческими, однако историк Ливии говорит о выдающейся роли этрусских женщин в римской истории в тот туманный период, когда еще процветали этрусские города-государства с царями или князьями во главе каждого. В монументальной "Римской истории" Ливия именно способная энергичная женщина стоит за спиной первого римского монарха-этруска Луция Тарквиния Приска.

Цари Аверна.
III—II вв. до н. э.
Тарквинии, Гробница Чудовища.
[700x495]

Что не ясно, однако, так это то, насколько такая социальная свобода могла сочетаться с политической свободой и авторитетом. С тех пор как Й.Й.Бахофен в 19 в. предложил свою теорию этрусского матриархата, часто утверждают, что изображения Ливием женщин в истории дома Тарквиниев, особенно Танаквиль и Туллии, показывает, что римская историческая традиция сохранила следы политического авторитета этрусских женщин. "В гражданской жизни . . . они играли значительную роль, на которую римские матроны не могли претендовать"

Лицо женщины.
Ок. 280—150 гг. до н. э.
Тарквинии, Гробница Чудовища.
[672x699]

Семейные надписи говорят, что и после замужества этрусские женщины сохраняли свое девичье имя, — привилегия, недоступная римлянкам, носившим по вступлении в брак только имя мужа. Этрусские женщины не должны были произносить полный смирения брачный обет римлянок: "Если ты Гай, то я твоя Гайя".

Их не заставляли замыкаться внутри домашних стен, как гречанок. Настенная живопись даже VI в. до н. э. запечатлевала их наслаждающимися как пирами, так и спортивными зрелищами наравне с мужчинами. В непринужденных позах они возлегают на пиршественных ложах рядом со своими мужьями, тогда как римлянки даже поздней эпохи если и допускались на пир, то их место было на ступеньку ниже мужского.

Пиршество Велтура Велха.
III—II вв. до н. э.
Тарквинии, Гробница Щитов.
[699x492]

Обвинения в свободе нравов проистекали от непонимания, шли из тех обществ, где женщины пользовались не многими правами, где они находились на попечении отца или мужа, проводя жизнь в затворничестве, за ткацким или прядильным станком.

Равенство супругов составляло одну из особенностей этрусского общества по сравнению с остальным древним миром. Открытое проявление супружеских чувств шокировало греческих и римских писателей, немало распространявшихся на темы морали и нравственности этрусков. Любовные пары, запечатленные с большим искусством, украшают множественные саркофаги и урны.

Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э.
[700x422]

В IV в. до н. э. греческий историк Феопомп убеждал аудиторию в безнравственности этрусков, о которой он узнал из более ранних литературных источников. Этрусские женщины, утверждал он, были бы счастливы обнажиться и последовать за мужчинами в гимнасии. Он же говорил, что этрусские женщины не занимаются домом, употребляют вино, предлагая тосты с чисто мужской развязностью. Он обвинил в невоздержанности оба пола.Обвинения в свободе нравов проистекали от непонимания, шли из тех обществ, где женщины пользовались не многими правами, где они находились на попечении отца или мужа, проводя жизнь в затворничестве, за ткацким или прядильным станком.

Киликс из Чивита Кастелльяно (350-300 гг. до н.э.)
[600x600]

Но самый резкий контраст наблюдался в положении женщин. Археологи получили документальные подтверждения того, что этрусские женщины из высших классов были грамотны. Зеркала отнюдь не редкая вещь в женских захоронениях. Они украшались мифологическими сюжетами с надписями над головами изображенных фигур, объясняющими сцену.

[320x450] [320x450]



























Прядильные принадлежности, с которыми была знакома каждая этрусская женщина, неважно, низкого она была происхождения или госпожа. Любая умела прясть, ткать и окрашивать ткани для одежд, покрывал и занавесей.

Археологические документы в виде настенной живописи, по которым можно судить о жизнерадостном характере этрусков.

Танцовщица.
VI в. до н. э.
Тарквинии, Гробница Львиц.
[674x699]

Оказавшись в подземном склепе в Тарквинии, известной как Триклиния, английский археолог-любитель Джордж Дениз едва не улавливал звуки смеха и запахи кушаний. "Первый же взгляд внутрь склепа заставлял замереть от восторга и изумления; впечатление усилилось, когда просияли лучи солнца, а оно выглянуло как раз в тот момент, как я начал свой спуск, — писал Дениз. — Невероятная игра красок на стенах и своде и невероятно живые танцующие фигуры! И краски эти так свежи после двадцати трех, двадцати четырех столетий, будто только положены! Роскошь одеяний, вычурность и странность жестов, идущих из другого мира, от других представлений о бытии, необыкновенная жизненность и энергия всей сцены —этрусский характер внезапно пронзает вас болью узнавания… "

Танцовщица.
V в. до н. э.
Тарквинии, Гробница Триклиния.
[661x699]

Кажется, излюбленный инструмент этрусков — свирель. Однако ни танцы, ни музыка не были развлекательными — легкий стиль у этрусков не существовал. Танцоры всегда в экстазе, те же движения исполняли и на религиозных обрядах.

Играющий на авлосе.
V в. до н. э.
Тарквинии, Гробница Леопардов.
[698x699]

Согласно римскому историку Элию (III в. до н. э.), этруски использовали ритуальную музыку даже при охоте на оленей и диких кабанов. "Сети натянуты, — сообщает он, — разного рода западни и ловушки расставлены по кругу. Искусный музыкант начинает наигрывать на свирели сладчайшие мелодии, избегая резких нот. Звуки разливаются по поляне тихой радостью, проникая и в логова диких животных. В первые моменты они тревожатся, а затем очаровываются и, забывая об опасности и потомстве, начинают понемногу выходить на поляну и двигаться дальше на звуки, пока не попадают в расставленные ловушки".

Флейтист, танцующий среди птиц.
V в. до н. э.
Тарквинии, Гробница Триклиния.
[627x699]

В "Римской истории" Ливии приводит рассказ о чуме, поразившей Вечный город в IV в. до н. э. В поисках спасения римляне потянулись к своим сосе­дям этрускам, жрецы (гаруспики) которых предвидели бедствие и организовали ритуальный танец в святилище, чтобы умилостивить богов. Надев маски, танцоры плавно переступали под звуки свирели в изящной, непогрешимо этрусской манере, без единого мелодраматического жеста или звука.

Этрурия была сказочно богатой страной, раз в могилах ее знати осталось столько сокровищ.Этруски славятся своими гробницами, мостами, дорогами и ирригационными системами, Но областью, в которой они, возможно, опережали свое время, была зубоврачебная техника.

Археологические находки говорят нам, какими гениальными и изобретательными были древние дантисты. Для протезов они использовали зубы телят и волов, обтачивая их, а также вырезали протезы и коронки из кости и слоновой кости, крепя их крошечными крючочками. Этрусское изобретение — мосты — выполнялись из очень мягкого сплава золота и крепились над линией десен с опорой на здоровые зубы.В период ассимиляции этрусков с римлянами этрусская зубопротезная тех­ника была забыта. Она исчезла вместе с этрусской цивилизацией.

ДОМА ДЛЯ ИНОЙ ЖИЗНИ

Этруски не только наслаждались жизнью во всей се полноте, но и старались окружить себя комфортом в потусторонней жизни. Они строили себе роскошные гробницы по образцу земных жилищ, со всей их обстановкой и утварью, включая постели, кресла, скамеечки дня ног и, разумеется, кладовые с провизией и вином.

Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи. II в. до н. э.
[699x524]

Тенденция к строитсльству земной обители в царстве духа впервые прослеживается в период Вилланова по урнам с прахом, любовно повто­ряющим форму хижин. Высота этой керамической урны IX в до н. э. всего 35 см, по здесь подробно проработаны мельчайшие архитектурные детали. Встречные доски формируют гребень крыши; ниже в образованном ими треугольнике — отверстие дня дыма; дверца открывается и закрывается; геометрический орнамент украшает круглые стены. Подобные урны-домики захоранивали в могильных ямах вместе с другими предметами.

Погребальная урна в форме хижины.
Глина. IX в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
[551x550]

Скромные урны в виде ХИЖИН предваряли будущие величественные усыпальницы, устроенные по образцу дворцов аристократии, выделившейся из родовой общины в конце периода Вилланова. Архитекторы начинают создавать изысканные интерьеры гробниц и уже не миниатюрные, но в натуральную величину керамические и каменные урны и саркофаги со скульптурными изображениями владельцев на крышках.



IV-III век до н.э., когда была сделана данная скульптура, являлся уже закатом этрусской культуры, вскоре после этого она растворилась почти полностью. Но перед тем как исчезнуть она расцветала высочайшей техникой и оригинальными стилями, некоторые из которых были забыты и стали вновь появляться в европейском искусстве только спустя много, много веков.
[525x700]
[525x700]
[700x525]

Материалы с сайтов:
http://neznaika-nalune.livejournal.com/339719.html
http://eldismirtiel.livejournal.com/90285.html
http://www.royalathena.com/PAGES/EtruscanCatalog/EtruscanBronze.html
http://www.hockey-news.ru/?page_id=216
http://www.ancientrome.ru/art/artwork/paint/etr/index.htm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Отзвуки каждодневной жизни давно не существующего поселения на вершине холма | История_Древнего_Мира - История Древнего Мира | Лента друзей История_Древнего_Мира / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»