• Авторизация


Древняя Индия 09-11-2006 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Цивилизация и вся история Индии - это совсем иной мир, во многом несходный с ближневосточно-средиземноморским. Не только самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой культуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане самостоятельности и независимости ее развития, так и с точки зрения уникальности ее облика и характера, неповторимости некоторых ее исходно-структурных принципов.
Синдху - так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее' берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены - как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово - Индия. На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце ХХ в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.
Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уж" тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени "подтолкнули" Христофора Колумба к открытию Америки.
Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами в основном шло с севера через Иран и Афганистан. У! - IV тыс. до Н.э. появляются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э.¬величественные памятники развитой городской культуры в Хараппе и Мохенджо-Даро.
Индоевропейские племена с начала Н тыс. до н.э. стали энергично мигрировать в разных направлениях. В Малой Азии осели хетты, а южная ветвь индоевропейцев, заселившая Иран и Индию - индоиранская.
Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине Н тыс. до Н.э. В Индию приходят и расселяются полукочевые племена Ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине I тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные "пуры". Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.
В нижнем течении Ганга находилась Магадха - само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в IV-HI вв. до Н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.
В IVB. до Н.Э. возникла сильная держава Гуптов, про существовавшая почти два столетия.
Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты - каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной Кушанской империи, через которую проходил в древности Великий шелковый путь.
Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра Македонского. Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая - под командованием Пердикки и Гефистиона -. переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.
Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора - правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.
В 326 г. до Н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.
Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до Н.э., то есть уже через 6 лет
Во II в. до Н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.
Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до Н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока ("Лишенный печали"). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока ("Жестокий Ашока"). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.
Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: " ... И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам" (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.
Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: "И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно". Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до Н.э., И стал следовать ее правилам.
, Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По про шествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей. Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов. Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода¬залог богатого урожая, а урожай - это жизнь. Поклонение воде, начитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной ...
Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.
Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника. Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они при бегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.
Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.
Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.
Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, цитадели, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенное каналом с рекой сооружение типа верфи - все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого ремесла, бронзолитейное дело, торговые связи с соседями.
В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды - невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.
Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их "джати", а ученые ¬"варны"). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов "Ригведы" описывает так. Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его про изошли брахманы, из рук - кшатрии, из бедер ¬вайшьи, а из ступней - шудры. Шудры считались "экаджати" - "единожды рожденными". Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд "упанаяна", сопровождавшийся торжественным надеванием "упавита". После этого мальчик считался рожденным во второй раз. (двиджати" - "дважды рожденные"). Шудры такого обряда не удостаивались.
Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли "авадхья" - "неприкосновенные". Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.
Царя, военную знать представляли кшатрии - "наделенный могуществом". Хорошо знакомое Ha:Vl слово "раджа" (царь, вождь) относится именно к кшатриям.
Свободные общинники - земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы - относились К вайшьям.
Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения "дважды рожденным".
• Для политической жизни древней и средневековой Индии было характерно преобладание слабых и кратковременных государственных образований, которые легко появлялись, быстро приходили в упадок, сменяя одно другого. Относительная слабость политической власти как таковой, о ее административно-территориальной внешней форме определялась спецификой
индийского общества с его системой строго фиксированных статусов-сословий (Варн, позже каст), раз и на всегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти.
Государственная администрация была строго организована. Император и окружающий его совет сановников - паришад - выступали в функции центрального исполнительного органа, ответственного за принятие важных решений и проведение их в жизнь. Кроме паришада при императоре был также тайный совет из узкого круга доверенных лиц, а в необходимых случаях собирался и совещательный представительный орган раджасабха, в который входили, видимо, как сановники, так и аристократы из числа прежде независимых правителей, также и выборные от горожан и общин. Часть городов управлялась чиновниками центра, другие - провинциальными администраторами. Центральному аппарату подчинялись провинциальные. В империи было четыре-пять главных наместничеств, управление которыми осуществлялось как наместниками из центра ( преимущественно царевичами), так и местной администрацией (иногда с местными правителями-раджами). Содержание громоздкого и разветвленного аппарата администрации, всех аристократов, воинов и всей сложной государственной структуры, падало на плечи трудящихся и крестьян-общинников, выплачивавших в казну шестую долю урожая в качестве ренты-налога и выполнявших различные повинности.
" Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный
памятник 2 в. до Н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.
Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.
По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.
Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа - два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.
Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого ВОЗВОДИЛИСЬ постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.
Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме - юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты - жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу - круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми .
• Хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на при шедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации.
Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.
Существует связь и с шумерской культурой: схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша со зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (бронза и письменность).
• Индия является также родиной индуизма - одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.Э.
Отличительная особенность индуизма - многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра - повелитель дождя, победивший Вритру - демона засухи. Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шив а (разрушитель) и Вишну (охранитель).
В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:
Пусть Небо и Земля оросят нас медом, Те, что медом пропитаны,
мед источают,
медом воздействуют,
Те, что приносят жертву и богатство богам,
Великую славу, добычу и мужество нам.
А вот как звучит заклинание при постройке дома:
Вот здесь стой прочно, о хижина, Богатая конями,
богатая коровами,
богатая радостями,
Богатая силой,
богатая жиром,
богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу!
это слава Вед - древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает "знание") являются "Ригведа" (Веда гимнов), "Яджурведа" (Веда жертвенных формул), "Сомаведа" (Веда песнопений), "Атхарваведа" (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией "двиджати" - "дважды рожденных.
Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.
Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.
Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его
всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шив а выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют "Синегорлым". В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает "Горянка", два сына. Первый - четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой - стрелы.
Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает "Хорошо пахнущая". По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы И змеям - нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд - "Земля змей".
В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре - месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.
Бесценным наследием великой индийской культуры является "Махабхарата" - огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-филисофских текстов.
Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В "Махабхарате" много сюжетов, главный из которых повествует о борьбе двух царских родов - Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колеснице~l одного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображен в "Бахагават-гите" ("Божественной песне"), считающейся самой священной частью "Махабхараты". Некоторые места "Бхагават-гиты" звучат вполне современно:
Кто сам себя победил, тот сам себе союзник, Кто же собой не владеет,
тот, враждуя, себе враждебен.
Эпическая поэма "Рамаяна" в противоположность "Махабхарате" - единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики. В "Рамаяне" рассказывается о старшем сыне царя Дашаратхи - Раме, который из-за коварства одной из царских жен вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унес к себе. В страшном гневе Рама, объединившись с предводителем обезьян Хануманом, убивает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царем.
"Рамаяну" и "Махабхарту" можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре .
Древние индийцы были сведущи не только в литературе, но и в математике, астрономии, медицине. Именно они подарили миру шахматы. Наука врачевания называлась Аюрведа - "наука о долгой жизни". Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником , и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, Т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных!

Древняя Индия по ряду основных параметров близка к государствам ближневосточной древности. Специфика индийских варн и каст, индийской общины, слабость традиционной индийской государственности - все это особенность индийской цивилизации. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:
Да не будет ненависти
у брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу,
следуя одному обету,
Говорите доброе слово!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Древняя Индия | История_Древнего_Мира - История Древнего Мира | Лента друзей История_Древнего_Мира / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»