[249x191]
Немного истории. В 1927 году одна из пионеров гештальттерапии Блюма Зейгарник открыла "эффект запоминания незавершенных действий". Наблюдая за официантами, она заметила, что, пока клиент не оплатил заказ, официант помнит до мелочей: что заказал клиент, сколько, и тысячу других подробностей, но - стоило клиенту заплатить за заказ, как, тут же, вся эта информация улетучивалась из его головы. Дело было сделано, и официанту незачем уже было думать об оплаченном заказе. Блюма Вульфовна установила, что, пока для человека существует какое-либо незавершенное дело, других дел для него не существует, или, почти, не существует. При этом человек испытывает напряжение, дискомфорт, иногда, даже, стресс. Но стоит закончить с этим делом и - на душе наступает мир и покой. Это явление названо "эффектом Зейгарник".
Андерей Курпатов, в свою очередь, называет подобное состояние человека и его дел "незавершенной ситуацией". И считает отсутствие оной одним из важнейших условий психологического здоровья.
Теперь, причем здесь копирайтинг? Если посмотреть на заголовки самых эффективных в истории рекламных текстов, можно заметить, что многие из них написаны с учетом "эффекта Зейгарник". Некоторые из них:
ОНА СНОВА СДЕЛАЛА ЗАКАЗ: "КУРИНЫЙ САЛАТ ПОЖАЛУЙСТА"
А ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЭТИ ОШИБКИ В АНГЛИЙСКОМ?
КАК ПРИОБРЕТАТЬ ДРУЗЕЙ И ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ЛЮДЕЙ?
МАЛЕНЬКАЯ ОШИБКА, КОТОРАЯ СТОИЛА ФЕРМЕРУ 3000$ В ГОД
КАК Я ПОТЕРЯЛ ПАМЯТЬ ЗА ОДИН ВЕЧЕР
В каждом заголовке есть какая-то загадка, заковырка, что-то неясное, как бы, провоцирующее к дальнейшему чтению. Это бросаете вызов читательскому любопытству и его "психике", расшатывая ее и вынуждая "завершить действие", прочитав рекламу.
Я не взял этот прием "с потолка" - он давно используется многими копирайтерами, кем-то, может быть, интуитивно. Может быть, если вам приходилось писать рекламу, вы также осознанно, или не осознанно, играли на человеческом любопытстве и его "психологическом аппарате", создавая у читателя своим заголовком "незавершенную ситуацию". А если "эффект Зейгарника" вам не знаком, то, положите его в свою копилку - пригодится.