Вообще эта корчма мне нравится. Мы туда частенько заглядывали. Вкусно, разумные цены, достаточно уютно. Уютно… А вот с этого места поподробнее. Уют, как известно, ткётся из множества ниточек. Просто красивые фотки на стенах — это мило, но мало. Добавим антуражные (и удобные!) стулья — уже лучше. При входе и в процессе общения официанты приветливы — ещё лучше. И такого много-много.
Дьявол прячется в мелочах. У российского сервиса есть две хронические «особенности». Первая заключается в том, что наши бизнесмены и государевы люди воспринимают практически любую идею, как разовое действие, а не как процесс. Различие между этими двумя видами восприятия объясняется просто: одно дело «перерезать ленточку», совсем другое — день за днём методично работать, исправлять, корректировать, улучшать. Именно поэтому так трудно давать рекомендации по ресторанам и клубам. Первые месяцы после открытия персонал ещё трепещет и старается, а менеджеры бодры и пашут. Потом все начинают позёвывать, а под конец и вовсе сливают. Аналогично с продуктами питания и алкогольными напитками, нужно успеть «поймать» первые выпуски, пока продукт не испортился.
Конечно Россия тут не одинока, во всём мире нет ничего вечного. Но есть градации. Я только что вернулся из Стамбула, и, скажу я вам, контраст в уровне сервиса огромен. Он настолько велик, что хочется воскликнуть: «у них сервис есть, у нас же его просто нет». Наших продавцов нужно отправлять в Стамбул, чтобы они увидели, что такое «клиенториентированность», и поняли, что наш «высокий уровень» — на самом деле средняя норма. Турков я не идеализирую, у них есть свои особенности, но в умении торговать им не откажешь.
Вторая особенность: «фасадность». Вы задумывались, почему у многих наших бизнесменов такое отвращение к термину «миссия компании»? И почему, когда они под напором эйчаров таки рожают эту самую миссию, выходит отвратный рекламный слоган вроде «первее всех в дамки»? Тоже просто. Правильная миссия — не слоган. Правильная миссия всего-навсего ответ на простой сложный вопрос: «Зачем я нужен рынку?». Не «как мне срубить бабла и не сесть при этом в тюрьму», а рассказ, чем этот бизнес может быть полезен людям. Воздмездно, не задарма разумеется. Вот такая миссия — инструмент маркетинга и продаж, а слоган годится только чтобы эйчар больше не приставал. Но чтобы создать такую миссию, нужно как минимум осознавать ценность взаимовыгодных отношений. А не просто «втюхал и убежал».
От такого ущербного подхода растёт «фасадность». Красивые слова, красивые вывески, как бы «клиенториентированность», но как только дело выходит за рамки инструкций, вот тут то и вылезает всё нехорошее.
Но пора завершать с преамбулой и возвращаться к «Тарасу Бульбе». К тому, что на Садовой-Самотёчной 13.
Вот как эти особенности проявляются в нашем общепите:
Вообще у нас закралось подозрение, что персонал тихо надеялся, что мы срулим. Но увы для них, мы были не готовы считать себя ворами.
Я уверен, что для многих будет сюрпризом, что в этой ситуации персоналу не просто можно было бы, а следовало бы поступить иначе. По статистике один обиженный клиент рассказывает об обиде ещё пятерым, те, каждый — троим, те — ещё нескольким. В США проводились исследования, по которым если супермаркет грубо отшивает одного клиента, он теряет до ста тысяч долларов. Вряд ли «Тарас Бульба» потеряет столь много, но посмотрите сами: я пишу здесь, я рассказал знакомым. В Москве ресторанов много, и безусловно мой рассказ хоть изредка, но повлияет на выбор, где покушать не в пользу «Тараса Бульбы». Ну например, если вы планируете платить кредиткой, вы точно задумаетесь. И даже если это произойдёт один раз, то «Бульба» уже потеряет сумму, сравнимую с той, что снял с нас. А скорее всего, такое будет не один раз.
И точно мы теперь в ближайшее время в «Тараса Бульбу» ходить не будем, не будем и устраивать там мероприятия, как делали раньше.
Таким образом самое выгодное решение здесь — извиниться и сказать «ужин за счёт заведения». Если так важны эти деньги, вычесть их из зарплаты того, кто не обеспечил эквайринг. Хороший пример есть в книге «Мотивация в стили экшн» Кобьёла (интересно, бульбовцы её читали?). Однако чтобы принять такое решение, персонал должен искренне хотеть выгоды своему заведению. А так — ребята в принципе хорошие, вежливые. И вежливо идут по формальным процедурам, без умения увидеть негативные последствия этого для своей компании.
Две тысячи рублей, положа руку на сердце, и для нас не такая большая сумма. А уж для корчмы вообще ничто. Но на деле оказалось, что «ничто» для корчмы не две тысячи рублей, а репутация. Вот в этом и проявляется «фасадность».
Итого, резюмирую:
UPD 12/01/10. Как и ожидалось, на моё письмо бульбы не ответили. Нет ни извинений, ни даже «вы неправы, персонал поступил как надо, калач ему за это». Так что мои выводы по поводу их профессионализма предсказуемо подтверждаются. Если встретите менеджера оттуда, скажем, как работодатель, заранее отнеситесь скептически к его профессиональному уровню.