• Авторизация


Основы тренингов и мастер-классов. Или как провести мастер-класс! 20-09-2009 18:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения akry Оригинальное сообщение

Дина_Крылова спец по педагогике, если что, можно обращаться к ней.

Я подумаю про литературу, а вкратце дело обстоит так.

Для начала, цели, навыки и знания — так сказать, скелет.

1. У каждого занятия должна быть конечная цель. Что в итоге вынесут в карманах и в головах участники, когда прозвенит звонок. Причём с самого начала нужно отдельно рассматривать знания и умения. Я не буду вдаваться в тонкие различия между навыками и умениями, это всё здесь не нужно и во многом вопрос терминологический. Буду приводить примеры из фотопрактики. Про видео я толком не знаю, но принципы те же. Итак, мастер-класс по съёмке концертов. Знания на выходе — принципы настройки камеры для концертной съёмки, принципы выбора техники, как организовать рабочий процесс, каких принципов придерживаться, общаясь с заказчиком. Умения на выходе: практическое применение настроек под конкретную ситуацию, умение навестись на резкость в сложных условиях, умение выбрать нужную точку съёмки и ракурс.

2. Но очевидно, что за короткий семинар я не смогу рассказать о фотографии всё-всё-всё. Это типичная ошибка начинающих преподавателей — стараться рассказать всё. Мы же знаем, что дом строится на фундаменте. И если фундамент закладывали не мы, необходимо убедиться, что он достаточно прочный, чтобы выдержать здание, что мы собираемся возвести на нём. Поэтому следующий пункт: какие мы требуем начальные знания и навыки у участников? В моём случае это будут наверное общие знания, что такое экспозиция, режимы работы камеры, фокусное расстояние, вспышка и т. п. И навыки снимать с рук в более-менее жизненных условиях и в бытовых условиях выставлять адекватную диафрагму и выдержку (на базовом уровне).

3. После того, как мы определили начало пути и его итог, пора строить дорогу между ними. Рисуем дерево навыков и знаний. Что без чего непонятно? Например, до того, как объяснить про режим приоритета диафрагмы, хорошо бы убедиться, что группа вообще знает, что такое диафрагма, что такое экспопары и т. п. Этот этап самый нудный, но он очень важен. Если его хорошо выполнить, на выходе группа скажет: «О, это оказывается так просто!» — какой бы сложной ни была тема. Аналогично с навыками — до того, как уметь снимать с проводкой, необходимо научиться быстро наводиться на движущуюся мишень и правильно скадрировать камеру. Плюс выставить нужную экспопару, адекватную скорости движения объекта и освещению.
Я рекомендую писать всё это на отдельных бумажках и раскладывать их одну перед другой. Можно сразу на компе, но мне лично бумажки как то милее.

Итак, у нас есть скелет тренинга. И даже идеи о последовательности упражнений. Теперь нужно облечь его в плоть. Это упражнения, т.н. «обучающая активность».
Она бывает многих видов. Среди них:
* Лекция.
* Групповое обсуждение (с модерацией тренером или без). Тут куча разновидностей есть.
* Резюмирование (лучше — групповое) пройденных тем. Вместе с обратной связью — у кого что хорошо получилось, какие остались вопросы.
* Практикум.
* Работа в минигруппах/парах.
* Индивидуальная работа (чаще в отличие от практикума под этим подразумевают некую мыслительную работу).

Каждый вид по разному активен. На лекции группе легче заснуть, чем на практикуме. Но долгие практикумы утомляют чисто физически. Поэтому полезно пометить на задуманных упражнениях уровень активности группы (например числами от 1 до 5) и стараться, чтобы числа менялись. Кстати, после обеда полезно взбодрить группу чем-то активненьким, вроде фотоохоты друг за другом. Например, игра — каждый должен снять как можно больше лиц (ушей, ног), но при этом не быть снятым сам, и трогать друг друга нельзя. Очень бодрит.

Рекомендую опять же использовать карточки, на которых написаны упражнения (активность). И расположить их в сочетании с карточками с навыками на нарисованной временной шкале.

В случае с фототренингом по концертной съёмке, упражнения могли бы быть такие:
* небольшая теорчасть с вводным словом и групповым обсуждением, кто как снимал на концертах и с какими трудностями сталкивался;
* трудности я бы выписывал на доске, после чего мы бы совместно думал и про решения — и я тоже записывал бы варианты;
* таким образом я бы ненавязчиво подтолкнул группу к тому, что она сама расскажет про структуру предстоящего тренинга — это повысит её мотивацию;
* далее ряд практикумов, связанных с отработкой навыков — например, я бы погасил свет и оставил только лампу возле места тренера, и устроил бы съёмки в полумраке;
* далее просмотр результатов — от каждого по два лучших кадра, и обсуждение;
* может быть закрепляющий практикум;
* резюмирование и общее обсуждение того, кто что достиг;
* до следующих встреч, шлите фотки на сайт тренинга!


Я не затрагиваю здесь большую и интересную тему под названием «создание упражнений», учитывая ситуацию упражнения скорее всего будут очевидны. А вот в бизнес-тренингах на их создание тратится масса времени, и там свои законы, которые нужно учитывать.

Скелет с органами соединился в некий организм — есть упражнения, выстроенные согласно навыкам и активности на временной шкале. Теперь нужно вдохнуть жизнь. Итак, мотивация.
«Ты командир? Отлично, докажи, что ты командир и всё, и мы уже идём!» (Жванецкий, «Одесский пароход»). Даже благожелательно настроенная аудитория имеет право знать, зачем она всё это слушает и делает. Поэтому каждая тема должна сопровождаться мотивацией — объяснением для чего это нужно и какую пользу принесёт конкретно участникам. Причём полезно, как это делал Пьюслик, с самого начала настроить народ на поиск выгоды. Как говорят американцы, «show me the money». Пьюслик говорил, что его любимый вопрос: «so what?» — «ну и что?». И просил группу, если хоть кто-то не может для себя ответить на вопрос: «ну и зачем мне это нужно», тут же задавать его вслух.
В конце блока (и в конце тренинга) полезно ещё раз вкратце резюмировать пройденное и ещё раз упомянуть про практическую пользу.

Ну и топпинг напоследок. Структура, фенечки.
Общая структура тренинга обычно выглядит так.
* Приветствие, вводное слово.
* Вкратце про оргвопросы (сколько будет длиться, когда кофебрейк, где пописать и почему не приехал Путин).
* {Обучающие блоки}.
* Подведение итогов, обсуждение появившихся вопросов и успехов.
* Обсуждение, кто как планирует в ближайшее время использовать полученные навыки и знания.
* Война закончена, все свободны.

Каждый обучающий блок состоит из
* Введения, включающего в себя что-нибудь прикольное — например, историю или анекдот по теме.
* Словесной мотивации — чем полезна тема для участников.
* (опционально) Практической мотивации. Часто называемой «актуализацией». Это обычно нужно на бизнес-тренингах, чтобы показать участникам, что их навыки, о которых они столь высокого мнения, на самом деле недостаточны. Поэтому здесь часто даётся крэш-упражнение, не рассчитанное на успех. Это же упражнение будет дано после темы, чтобы люди увидели разницу в собственных навыках. Я не очень вижу смысл делать это на фото- и видеотренингах, но вдруг пригодится?
* Обучающей активности. Всех возможных видов. После каждой как правило идёт небольшое обсуждение. Тут маленькая тонкость — если отправляете людей на упражнение, перед этим чётко обрисуйте их роли, кто что будет делать. И напишите на доске тезисы и время на упражнение — не полагайтесь, что люди запомнят слова.
* Резюмирования — кто что сумел сделать, какие успехи и какие вопросы. Плюс немножко мотивации напоследок. Тут полезно специально сосредоточить группу именно на успехах, сказав, что понятно что не у всех получилось так как хотелось, но именно сейчас вы хотели бы узнать именно про то, как получилось.


Остались незатронутыми следующие вопросы:
* Взаимодействие тренера с аудиторией (толстенная тема). Контроль аудитории, сложные участники, управление эмоциональным состоянием аудитории.
* Раздаточные материалы и вообще наглядность.
* Технические средства обучения.
* Управление внутренними состояниями самого тренера — настрой, контроль.
* Работа с позой, мимикой, голосом, жестами.
* Работа с микрофоном.
* Использование историй и метафор в тренинге.
* Психогеография и цвето-световое оформление.
* Организационные тонкости разных видов обучения.
* Совместная работа нескольких тренеров — на одном тренинге и в рамках общего курса.
* Вписывание обучения в общую структуру компании (для корпоратов).
* Создание упражнений и вообще обучающей активности.
* Методы проверки того, как участники усвоили знания и навыки.

Думаю, в рамках простого мастер-класса они будут не так важны. Но привожу список, чтобы если что, было легче искать информацию — если почувствуете, что чего-то недостаёт.

Если по написанному будут какие вопросы, с удовольствием отвечу!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
frenzy-hamster 21-09-2009-13:09 удалить
Готовишься, Федь?))
Ну всё не настолько серьёзно, по-моему)))
gifin 21-09-2009-14:26 удалить
frenzy-hamster, ну почему же не серьезно? ))) на перепода учиться не собираюсь) а понять основу, всегда полезно!
frenzy-hamster 22-09-2009-23:33 удалить
gifin, хорошо-хорошо=) мне это тоже полезно:) бери в рассчет 4-5 человек-слушающих:)


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Основы тренингов и мастер-классов. Или как провести мастер-класс! | gifin - Записки видеооператора. | Лента друзей gifin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»