ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПСИХИАТРИИ ДЛЯ НЕПОСВЯЩЕННЫХ
25-04-2008 03:10
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Начиная небольшой цикл статей по популярной психиатрии для не-психиатров, я должен сделать несколько важных предварительных замечаний, которые, по моей идее, призваны сделать нашу будущую беседу максимально продуктивной и предварить возможные – и абсолютные бесполезные в виду очевидных обстоятельств – споры.
Центральная, как мне кажется, проблема, связанная с таким разговором – это проблема «сумасшествия» как концепта. Дабы не залезать в философские дебри, давайте договоримся считать «сумасшествием» систему суждений и поведение человека, находящихся в грубом противоречии с наблюдаемой действительностью и общепринятыми нормами.
Это определение, как вы можете видеть, совершенно идиотское. Сейчас его можно забыть и нигде и никогда не произносить вслух, дабы не вводить окружающих в сомнения относительно ваших интеллектуальных потенций.
Возражений здесь предвидится как минимум два, и оба они будут вполне справедливыми:
1) Никакого эталона действительности не существует и, таким образом, делать выводы о соответствии ей системы чьих-то воззрений нельзя.
2) Поведение, несоответствующее общепринятым нормам, может быть актом искусства, то есть неотъемлемой частью культурного континуума, а не патологией.
Так как эти возражения вполне логичны и в рамках данного нами определения сумасшествия неразрешимы, то я решил поступить следующим образом, а именно, вывел одну аксиому (далее – Самая Главная Аксиома – СГА), раз и навсегда положившую конец сему концептуальному спору. Уникальность СГА в ее широком поле охвата: она останется абсолютно верной при любых обстоятельствах и методических подходах.
Самая Главная Аксиома:
Если психиатр считает вас сумасшедшим и настаивает на том, что вам надо лечиться, то так оно и есть. Если другой психиатр считает вас здоровым и не нуждающимся в лечении, то это тоже правда. При этом ваше личное мнение о наличии или отсутствии у вас сумасшествия не имеет никакого значения.
Несмотря на относительную простоту формулировки СГА, она имеет глобальные философские последствия и является пролегоменом ко всем моим дальнейшим рассуждениям на тему душевного здоровья. Как вы можете заметить, ее формулировка диалектична, то есть, противоречива по своей природе. Основные следствия СГА таковы:
1. Только врач-психиатр может определить факт наличия или отсутствия у вас сумасшествия. Это так, ибо больше этого сделать не может никто.
2. Врачи-психиатры могут не соглашаться в своих оценках относительно вашего состояния. Это так, ибо четкие критерии сумасшествия в психиатрии не могут быть сформулированы.
3. Наличие или отсутствие у вас сумасшествия - это не более чем субъективное мнение врача-психиатра о вашем состоянии.
4. Вы не можете делать никаких выводов относительно наличия или отсутствия у вас сумасшествия в силу пункта № 1.
Таким образом, наше неуклюжее определение, приведенное выше, можно переформулировать очень изящным образом:
Сумасшествие – это то, что о нем думает врач-психиатр.
Свалив с себя обузу дальнейших рассуждений на эту неблагодарную тему, мы можем начинать продуктивный разговор – в следующей записи и уже по делу.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote