Ночь Каббалы №3
26-10-2006 04:01
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
VI. ТИФЕРЕТ - КРАСОТА СОВЕРШЕНСТВА.
(Солнце).
На описанной стадии эманация достигает совершенства в себе самой - и Гебура
дает импульс ее материального воплощения. Про Гебуру в этом смысле говорится,
что он подобен Единому, как Кетер, поскольку основу всякого проявления
составляет динамическое единство, которое он воплощает. Характерное для
современности обожествление энергии и традиционная сакральность огня
подчеркивает это подобие Гебуры Эн-софу. "Ибо Господь Бог твой - огонь
пожирающий он", - говорится в Торе. Если Хесед содержит в себе все стихии,
Гебура - первая проявленная из них, огонь, который предшествует Тиферету -
воплощенному миру, и в этом смысле является и его созидателем, и его
разрушителем.
Тиферет, расположенный в центре "древа равновесия", является точкой, в которой
сходятся все сефироты. Он связывает высшие сефироты с низшими, и только с
Малькутом-Землей он связан не напрямую, а через Йесод-Луну: поэтому связь
Тиферета с Малькутом мыслится будущей, и они называются Женихом и Невестой.
Слияние всех сефиротов с Солнцем-Тиферетом дает ему ту мощь, которая делает
возможным воплощение. Тиферет - это бог-Сын, получающий наследство Эн-софа Отца
в виде всех его сефиротов, сам участвующий в его творчестве и берущий на себя
центральную роль в великом творении мира.
Божественное имя Тиферета, как воплощения самого Бога, есть Тетраграмматон, а
другое его имя - ЭЛОХА - "бог отраженный (в одном из богов)", которое
используется также и для Даата. Тиферет, для нас замещая невидимый Даат, явным
образом связывает верх и низ, и с ним соотносится высшее "я" человека. Все
сефироты ниже Тиферета относятся к низшей индивидуальности человека, а те, что
выше, к тому высшему "я" (альтер эго человека), с помощью которого человек
может контролировать себя и управлять собой. В этом смысле Тиферет есть
ангел-хранитель человека.
Три высших сефирота описывают духовный прообраз человека и его разум: Хокма и
Бина - левая и правая половина головы (можно соотнести с полушариями мозга),
Даат связывают с мозжечком, центром равновесия, соединяющим спинной и головной
мозг. А семь остальных сефиротов относятся к телу, из них Солнце - к сердцу,
определяющему работу организма в целом, а также к легким. Сердце является
распределителем той энергии, которую продуцируют легкие через дыхание - наш,
связанный с космосом, Дух. С Тиферетом, как местом воплощения Бога в мир,
связывается образ Христа и символический смысл распятия, как распростертости,
распростирания, предавания себя Богом низшей реальности мира. Если предыдущие
сефироты существуют на уровне идеальных понятий, Солнце есть то, что для нас
реально есть. Тиферет держит на своих плечах весь тварный мир.
Как центр всего, Тиферет есть точка взаимоперехода сил, проявляющая реальность
стихий - четырех элементов, из которых строится наш материальный мир. Поясним
это.
Согласно Сефер Йецира, эволюция происходит таким образом. Сначала существует
дух вечного Бога, его голос и слово (Кетер: интересно, что изначально
признается существующим абсолютный звук - голос, что находит подтверждение и в
астрологическом представлении о Нептуне как о планете музыки и управителе
космических ритмов). Потом возникает дуновение духа - "воздух из духа" (Хокма),
а "далее воды от дуновения", при помощи которых создается первичная материя и
очерчивается линия вокруг мира (Бина: "Он начертал и образовал с ними пустырь и
пустоту, ил и землю. Он начертал их как цветник, построил их как стену, устлал
их как мостовую").
На четвертом этапе Хеседа Бог устраивает себе "жилище": возникает "огонь из
вод" и небесные колеса офанимы (что можно сопоставить с возникновением звездных
систем). Все стихии уже содержатся в Хеседе, но существуют непроявленно. На
стадиях Гебуры и Тиферета Бог определяет ("опечатывает", то есть ограничивает)
высоту и глубину мира и во время эманаций последних четырех сефиротов
последовательно фиксирует восток (Нецах), запад (Ход), юг (Йесод) и север
(Малькут). Одновременно с последним этапом в созданном пространстве возникает
материальная Вселенная.
В соответствии с этой картиной Гебура-Марс и само Солнце являются только
трансформациями стихии огня и проецируются обратно на Хесед, как единая и
тройственная природа этой стихии. Гебура является ее фиксацией ("определяющей
высоту" Духа), а Солнце трансформирует ее в источник жизни и дает возможность
проявиться остальным трем стихиям-элементам, кладя начало их устойчивому
существованию в мире форм. Этим Солнце "определяет глубину" мира, вне которой
остается бездна, более не страшная ему. (Здесь можно привести аналогию с
представлением тройственной природы огня из "Ригведы": огонь возникает "из вод"
(мифологически - молния из туч), что соответствует Хеседу-Юпитеру, рождается
"сам из себя" - Гебура-Марс, и "на земле" - Тиферет-Солнце).
В зеркальной проекции сефиротов относительно Солнца - низших по отношению к
нему на те, что остались за Бездной, в Нецахе получает устойчивость стихия
земли, обуславливая вечность материи Бина и проявляя совершенство
предустановленных форм и законов этого сефирота. В Ходе разворачивается стихия
воздуха, закрепляющая свободу слова-Логоса Хокмы, вечность света и мудрости, в
Йесоде - стихия воды, хранящая вечность жизненного процесса Кетера и бессмертие
всего сущего. Йесод-Луна, последний сефирот мира Формирования, отражает
созданные формы в материальный мир Малькута, в котором содержатся и проявлены
все четыре стихии - подобно тому, как невидимый Даат транслирует жизненную волю
Кетера Тиферету. И опять же относительно Солнца вечный Кетер симметричен нашему
устойчивому проявленному миру Малькуту.
Как существующая Вселенная иногда рассматриваются только 7 низших сефиротов:
"Когда Бог сотворил мир, Он утвердил над нами 7 небес и образовал под нашими
ногами такое же количество земель. Ибо, как каждое из этих небес имеет свои
созвездия и исполнено ангелами своей особой породы, точно так же это и на земле,
которая внизу. Помещенные одни над другими, они все населены, но существами
различной природы, как это было сказано относительно небес."(Зогар)
Представление о 6-ти сефиротах мира Формирования и 7-м - Малькуте имеет
аналогию с оккультной идеей 7-ми человеческих рас (представленной у Блаватской),
из которых первые две были из неведомой нам огненной субстанции (Хеседа и
Гебуры) , с третьей связывается воплощение, разделение на два пола и начало
процесса рождения (Солнце). С четвертой - формирование совершенного
человеческого тела (земля: Нецах-Венера). С 5-й, к которой принадлежим мы -
разрушение Вавилонской башни единства мира и образования независимой от природы
области сознания (воздух: Ход-Меркурий). С 6-й - обеспечение в рамках того же
человеческого тела жизни вечной - личного бессмертия (вода: Йесод-Луна), а 7-я
постарается овладеть единством проявленного мира подобно самому Богу
(Малькут-Земля). Эта картина разворачивает нам представление о стихиях, хотя,
пользуясь им как эволюционной моделью, следует помнить, что в Малькуте все
существует равноположено и преобразование реальности этого мира начали уже
неандертальцы. Сделав это небольшое отступление и указав на центральную роль
Тиферета, связующего наш мир с божественным промыслом, вернемся к нему самому.
Как центр Солнечной системы, деятельность которого связана с ритмами всех
планет, Солнце, поддерживая жизнь и разумное творчество человека, связывает
мужское, активное начало (Гебура-Марс) и женское, пассивное (Нецах-Венера), а
также общественное, потенциальное, объективное (Хесед-Юпитер) и лично-явленное,
субъективное (Ход-Меркурий). И, как синтез всего, Тиферет именуется "красота",
а духовный опыт, связываемый с ним в оккультизме, называется "видение гармонии
вещей". Тиферет есть отражение внешнего внутри и раскрытие внутреннего наружу -
это полнота взаимодействия с миром. Тиферет есть свет, спускающийся в нас,
который мы видим через его отражение на объектах.
Ангельский чин Тиферета - МАЛАХИМ - господства ("ангелы-цари"). Архангел -
Михаил, а по другим источникам Фениэль, был наставником Иакова, давшего начало
12-ти коленам израилевым. Число 12 символизирует всеохват мира, в во многих
культурах Древо жизни как таковое, и поэтому тоже связано с идеей Солнца.
Тиферет имеет своим символом крест в круге, означающий полный охват находящихся
в равновесии частей - стихий или сторон света, а также куб, как
пространственный охват трех измерений. К Тиферету относятся 6 плоскостей
магенДавида (шестиконечной звезды Давида) - символа гармонии.
Участие в творчестве жизни предполагает открытость миру, выход за пределы себя
и любовь к тому, что выше. К этому стремится центральный знак Зодиака - Лев и
все те, кто хочет видеть в жизни гармонию. При замкнутости в себе утрачивается
связь с жизнью и с высшим, и пороком Тиферета называется гордость. Тиферет есть
постоянное расширение жизни через сознательное стремление к высшему. Сила
Тиферета - в проявлении, самовыражении, поэтому иногда ему приписывается такое
качество, как речь. Животное этого сефирота - лев, воплощающий в себе высшую
силу животворной энергии.
Цвет - желтый, золотой, самый открытый цвет излучения, тепла и контакта. Золото
- неизменяемая ценность (нержавеющий металл) - также является символом Солнца
на Земле - проявленной энергии, которую можно аккумулировать (что соответствует
астрологической экзальтации в знаке Льва планеты богатства Плутона). Поэтому
деньги, как символ накопленной энергии, играют в жизни столь большую роль, а
про Тиферет, как стык духовного с материальным, можно добавить, что он учит не
пренебрегать никаким из аспектов жизни и уделять внимание ее земному
обеспечению.
Солнце является покровителем всех минералов, в которых также скрыта его энергия,
и связано с совершенством неорганической природы.
Самораскрытие Тиферета порождает следующую эманацию: солнечная энергия для нас
есть Жизнь.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote