"Ротонда" _ предание 1980-х годов. Тогда сюда можно было легко войти. Здесь всегда кто-нибудь, как это принято сегодня говорить, тусовался. И увешанный феньками хиппи, и заклепанные до макушки металлисты, и не в меру агрессивные панки, и пресловутые алисоманы-киноманы, внушающие священный ужас работникам метрополитена.
Но тем не менее отметить следует: закончилась эпоха. "Ротонды" больше нет...
"Ротонда" : теплый ветер перестройки Гороховая улица, дом 57.Арка в обычный питерский двор. Рядом _ круглосуточный магазин алкогольной продукции со странноватым названием "Ротон". Двухэтажный дом желтого цвета во дворе.Подъезд терерь с металлической дверью. Без ключа не попасть.Говорят, в "Ротонде" никогда не было потасовок на почве любви и ненависти к разным исполнителям. Там царила атмосфера пацифизма. "Ротонда" была частью определенной системы, опутавшей в 1980-е всю территорию СССР. Системы, объединявшей неформальную молодежь в единое целое. Зная так называемые "вписки", адреса и телефоны,где без проблем найти ночлег и поесть.
"Ротонда" служила местом досуга и отдыха. Здесь сидели, болтали, выпивали и прочее. Одним словом, активно общались друг с другом.
Совершенно однозначно "Ротонда" возникла и стала культовым местом только благодаря взлету советского рока.
Лет пятнадцать еще назад рок-музыкантам разрешили петь свои песни не на задымленных кухнях, а на концертных площадках, их голоса услышали по всей стране тысячи благодарных ушей, готовые верить и внимать каждому слову. Обладатели некоторых из этих ушей приходили во двор на Гороховой.
Концерт под землей "Труб" в город две.
Одна _ "холодная", другая _ "теплая". Подземный переход, из которого можно попасть на станцию метро "Невский проспект" _ труба "теплая" потому, что из метро дует нагретый воздух.
"Холодная" _ переход под Невским проспектом от станции "Гостиный Двор". Здесь до сих пор можно встретить музыкантов-любителей.
Наверное, каждый житель Питера, кто хоть раз бывал в этих переходах, обращал внимание на молодых людей в не самой чистой одежде, которые играют на одной-двух гитарах и поют песни классиков отечественного рока.
Иногда они исполняют песни собственного сочинения, о чем можно догадаться по некоторому несовершенству текстов. Но это не столь важно. Вокруг всегда толпятся подростки, подпевают и просят сыграть что-нибудь особенно дорогое.
Если "Ротонда" была местом, где неформалы общались только друг с другом, и никто, кроме жителей подъезда, не видел их времяпрепровождения, то "трубы" стали концертной площадкой молодежи, местом, где они открыто говорили о том, что им интересно, что их волнует.
Одновременно с упадком рок-культуры в России начался и спад неформального движения. По совершенно естественным причинам. А именно: время идет, люди взрослеют, и, согласитесь, хиппи с залысинами смотрится не лучше панка тридцати годов от роду. Все-таки рок музыка молодых.
"Ротонда" стала превращаться в место для пьянок. Запах анаши стал привычным для жильцов. Разговоры вращались вокруг нецензурных анекдотов. Исчезла идея, некое мировоззрение, которое объединяло подростков ранее. От благословенных 1980-х годов осталась только одна традиция рейд милиции с приводом тусовщиков в отделение.
Недавно в дверь "Ротонды" врезали замок. Раньше подобные попытки закрыть подъезд от непрошеных посетителей предпринимались с завидной регулярностью. Но тогда неформалы довольно быстро справлялись с механическим запором и возвращались к истокам. Сегодня дверь стоит не тронутая. Замок по-прежнему надежно охраняет покой жильцов.
В обеих "трубах" развернулась активная торговая деятельность, потеснившая молодых исполнителей. Лишь иногда кто-нибудь одиноко тренькает именно, тренькает на гитаре и по десять раз подряд голосит "Группу крови" Виктора Цоя.
Видимо, нынче никому уже особенно не хочется рваться именно в этот подъезд, в "Ротонду". Незаметно и постепенно символ целой эпохи перестал быть культовым местом. Прелесть его ушла в прошлое, и "Ротонда" оказалась просто еще одним подъездом, каких в центре Питера не счесть. Из живой легенды она перешла в разряд тронутых романтикой преданий ушедшего десятилетия советского рока, надежд...
Было много легенд,связанных с "Ротондой": что помещение обладает особыми физическими свойствами – вплоть до возможности выйти в четвертое измерение. Считается также, что тому, кто несчастен в любви, нужно прийти в Ротонду и оставить какую-нибудь надпись на ее стенах.
По одной из версий в Санкт - Петербурге то 6 то 7 ротонд, все кроме одной образуют на плане города правильный пятиугольник.(Перевёрнутая (обратная) пентаграмма( правильный пятиугольник ) традиционно считается оккультным изображением.
Эта "Ротонда" - центральная и ключевая. Получается если такую версию можно подтвердить наша Ротонда играет центральную, ключевую роль.
Про лестницу Ротонды ходили слухи и легенды.
Лично я этому не верю. Это место было непростым задолго до того как хиппи, панки и прочий тусовый народ почувствовали и обжили его.
Байки про масонов, Распутина и публичный дом, которые рассказывают насчет этого места.
Правда,есть факт,что этот дом принадлежал дом в конце XVIII - начале XIX веков графу Андрею Зубову, и именно в нем, в подвальном помещении ротонды, и принимали посвященных в известную ложу.
Но по официальной версии, дом был построен по заказу купца Устинова с весьма «мирской» целью. Владелец хотел иметь на своем участке еще одно здание, в котором можно сдавать внаем квартиры, и при этом не ухудшить жилищные условия в других помещениях, выходящих окнами во двор. К 1827 году строительство завершили.
Какова подлинная история Ротонды, сказать сложно. Однако та вера в легенды, та энергия приходивших сюда людей не могли не создать в ней совершенно неповторимую атмосферу. Ведь здания обязательно впитывают дух своих обитателей...