В ИСТОРИИ КАЖДОГО НАРОДА ЕСТЬ СВОИ ЗАГАДКИ. ОДНА ИЗ ТАКИХ ЗАГАДОК У РУССКИХ — МАТ. ТА САМАЯ ОТБОРНАЯ РУГАНЬ, КОТОРУЮ В ПРИЛИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ ПРОИЗНОСИТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, НО КОТОРАЯ ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ЗВУЧИТ У НАС СПЛОШЬ ДА РЯДОМ. ОТКУДА ЖЕ ОНА ПОЯВИЛАСЬ?
Принято считать, что русский мат — явление, привнесенное извне, наследие татаро-монгольского ига.
Правда, вызывает удивление, почему это степные кочевники предпочитали выражаться русскими словами. прочем, это мнение в минувшем году начисто опровергнуто наукой. А именно археологической экспедицией, работавшей в городе
Старая Русса, Там были найдены четыре берестяные грамоты (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Берестяные_грамоты ) датированные
XI—XII веками. Руководитель археологической экспедиции научный сотрудник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого милая и обаятельная Елена Торопова, охотно рассказывая журналистам о раскопках, наотрез отказалась процитировать один из свитков. Почему?
Да потому, что в нем содержится такой отборный и сочный мат, на который решится не каждый сантехник, даже если на его босую ногу уронить чугунную батарею отопления. А оказалось, что в письме, написанном задолго до нашествия татаро-монголов, скрывалась обыкновенная по тем временам переписка между друзьями. Так что крепкое слово было знакомо россиянам без посторонней помощи.
И в этой связи стоит вспомнить забавную теорию о том, что мат родился как средство укрепления общественной морали. Он был табу — слова, которые нельзя произносить, потому что они обозначают определенные понятия. Наверное, предки наивно считали, что раз нельзя говорить, то нельзя и думать, а значит, и делать. И только убедившись в тщетности сохранить мораль таким образом, пустились во все тяжкие, употребляя их на каждом шагу, как это видим в старорусской бересте. Но есть и другие мнения.
Недавно мы затронули эту тему в беседе с друзьями, и один из них заявил, что русский мат пришел из еврейского языка. И в доказательство привел фразу на иврите, в переводе совершенно невинную, но звучала она сплошной руганью. В ответ другой товарищ сказал: ничего подобного, мат пришел из арабского. И тоже привел соответствующую фразу, так же звучащую. Конечно, это были лингвистические шутки, но они еще раз подтверждают, насколько популярны в мире наши непарламентские выражения, и не только в мире, поскольку у нас их и парламентарии употребляют. А что касается других языков, так ведь давно известно,
что языки заимствуют друг у друга все самое сильное и точное.
Русь ругалась матом до татарского ига
http://www.3plp.ru/news/?p=45&idnews=606
В берестяной грамоте ХII века покрыли матом
http://www.gramota.ru/lenta/news/8_284
Более тысячи берестяных посланий было найдено за 50 лет на раскопах в
Великом Новгороде, Старой Руссе, Смоленске, Пскове, Звенигороде Галицком. Эти бесценные послания Древней Руси продолжают находить и по сей день, отметили участники международной научной конференции "Берестяные грамоты. 50 лет открытий и изучений", которая проходила в Великом Новгороде.
Одна из последних берестяных находок, обнаруженных на раскопах в
Торжке нынешним летом, датирована ХII веком. Найденное послание содержало нецензурные выражения – "самый древний русский мат в письменной форме", отметил академик В. Л. Янин, бессменный руководитель (с 1948 г.) Новгородской археологической экспедиции, ученик и последователь великого историка А. В. Арциховского.
В то же время лингвисты поначалу определили эту грамоту как проповедь о нравственности. Вероятно, автор, не указавший своего имени под посланием (большая часть найденных грамот подписывалась), потеряв терпение в призывах к нравственности, решил более "доходчивым" языком разъяснить суть дела. Вот такое "говорящее" свидетельство залетело к нам из ХII века.
Берестяная азбука Древней Руси написана матом
http://www.pravda.ru/culture/2005/4/67/191/20719_beresta.html
Ценность открытия подобных грамот заключается в опровержении мнения, что до татаро-монгольского нашествия русские люди не пользовались ненормативной лексикой.
Это, в принципе, заблуждение – половина грубых слов в польском, чешском, болгарском и сербско-хорватском языках те же, что и в русском, что говорит о славянском происхождении большей части русского мата. Но как утверждают специалисты, подобные открытия в Великом Новгороде и окрестностях делались и намного раньше – просто на этом так не заострялось внимание, потому что и кроме ненормативной лексики открытий хватало.
Эти открытия позволяют историкам максимально реконструировать жизнь людей в XI-XV вв.Эти грамоты представляют собой письма и документы на берёзовой коре.
Их содержание – самое разнообразное. В большинстве своём берестяные грамоты представляют собой
частную переписку, рассказывающую о быте, конфликтах, завещания, любовные письма и т.д. Многие из них представляют собой образцы юмора и анекдотов того времени. Но есть и документы политического свойства - протесты крестьян против феодальных повинностей, списки этих повинностей, а также сообщения о деяниях того или иного князя и сводки с полей сражений. Многие из листов бересты с текстом были сплетены между собой и таким образом появлялись целые берестяные книги.
После того, как удалось расшифровать тексты грамот, были опровергнуты многие стереотипы о том, что представляла собой Древняя Русь.
Была найдена азбука. Выяснилось также, что среди авторов записей на бересте
очень много простолюдинов и даже женщин, что полностью не соответствует бытовавшим представлениям о том, что грамотными на Руси были только представители духовенства и представители высшей знати. Археологам удалось найти берестяные дощечки и грамоты в
Смоленске, Старой Руссе, Витебске, Москве. Небольшое количество их было обнаружено в
Центральной и Северной Европе. Выяснилось, что в те давние времена письменный язык существовал
не только у русичей, но и у карелов. И если об этих находках больше бы сообщалось не только применительно к
мату – глядишь, "Иванов, не помнящих родства", стало бы у нас куда меньше. Хотя и в привлечении внимания к большому делу через
ненормативную лексику тоже нет ничего плохого – ведь это ступень к проявлению большего интереса к российской истории, культуре, быту,
а также к развитию "великого и могучего".
Берестяной мат: пласт культуры или бескультурья?
http://www.vesti7.ru/news?id=7132
Откуда есть пошёл русский мат? Считается, что мат на невинную Русь принесли монголо-татары. Но выражения нашли и на новгородских берестяных грамотах.
Что могли сказать наши предки, когда наступали на древние грабли? Оказывается, примерно то же, что и сейчас.
Хоть современный русский литературный язык и шагнул далеко от древнеславянского, но его "нелитературная" часть - как кремень: за 9 веков - ни на букву от оригинала. Кто-то говорит, что это открытие просто ужасно, кто-то еще больше гордится "великим и могучим", но факт остается фактом: берестяная грамота датируется второй половиной XII века.
Жительница Новгорода по имени Милуша сообщает в берестяной записке своей приятельнице Морене о том, что их общая знакомая по кличке Коса Великая выходит замуж, а потому от Морены требуется срочно вернуть должок в две гривны, и чтобы было убедительнее, Милуша кроет подругу до боли знакомым, хоть и древнерусским матом.
[показать]
"Даже не знаю, как подойти ко второму разделу письма. Она обращается к своей адресатке "Моренко", а дальше идут неприличные слова, которые в совокупности соответствуют, так сказать, определенному женскому образу", - рассказывает академик РАН Валентин Янин. (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Янин,_Валентин_Лаврентьевич )
По его словам, несколько лет назад нашли грамоту в Старой Руссе. Там общались не две подружки, а два брата, и там уж все было куда подробнее и жестче.
"В одной написано: "Почему ты пошибаешь свиней чужих?" Странное занятие - чужих свиней пошибать. Зачем их пошибать? Чтобы сожрать, что ли? Своих жалко, а чужих не жалко" На бересте написано, что некий новгородец по кличке Шильце посрамил весь свой район, потому что такие же непонятные вещи он творил с конями по другую сторону реки Волхов.
Теперь ученым нужно было срочно выяснить
лексическое значение странного глагола "пошибать", иначе все могло обернуться историческим скандалом. "Скандальной версия была, потому что в словаре Срезневского к слову
"пошибать" предпочтительная версия была – "насиловать". И вот некоторые придумали,
что они скотоложцами были, что он со свиньями, потом с конями. Это чушь, которую даже представить невозможно нормальному человеку", - считает Валентин Янин.
Андрей Зализняк (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Зализняк,_Андрей_Анатольевич ) обнаружил под Санкт-Петербургом и на севере Урала такие говоры, где
слово "пошибать" всегда означало "навести порчу". Таким образом, выяснили,
что некий Шильце был просто колдуном, за что разгневанный народ с топорами в руках и разгромил все его селение. И уже в летописях сказано, что в дело вмешался даже сам Владимир Мономах. (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах )
Да и особой смысловой нагрузки у мата в древности, в общем, тоже не было. Им не ругались, им разговаривали и доносили до собеседника свои эмоции. И этому славян вовсе не учили монголо-татары, на которых так долго грешили современники. Все это было намного раньше.
И вряд ли ученые подскажут, что это - пласт русской культуры или пласт русского бескультурья, и что нам с этим наследием делать - гордиться или стыдиться?