Колоссы Мемнона ... наверное, уже пятое посещение.
О них всегда рассказывают в автобусе, а потом выпускают на десять минут, чтобы сфотографировать.
И всё как обычно в Египте: толпы туристов, не меньшие толпы продавцов всяких сувениров, ругающиеся дети и удивительная для этих мест свежесть в воздухе.
Колоссы Мемнона на самом деле изображают Аменхотепа III. Двух Аменхотепов III.
В египетких храмах, архитектуре и всему таком подобном всё должно быть симметрично, поэтому и колоссов два.
На мой взгляд они одинаковые, хоть и сильно подразрушенные.
Руки колоссов положены на колени, а взгляд обращён к Нилу и восходящему солнцу.
В ногах у Аменхотепа III вырезаны две фигуры это его жена Тия и мать Мутемуйя.
Говорят, что фараон и его мать разговаривают друг с другом. Будто бы камни поют при определённых обстоятельствах, а по легенде, когда мать уж очень сильно соскучится по сыну. Ведь она рядом с ним, но фактически его не видит.
Интересно, почему решили, что мать скучает, а жена нет?)
Некоторое время назад группа американских исследователей облазила колоссы в поисках секретных отверстий, куда попадает ветер и производится звук. "Дырок" найдено не было, вернее дырок-то там полно, но не такие какие-то это дырки. Они прожили две недели у подножия, но статуи "не заговорили". Скорее всего мать Аменхотепа III была увлечена группой учёных и разговаривать с сыном ей пока не хотелось.
А ещё есть версия, что статуя начала петь из-за землетрясения, которое разрушило северный колосс.
И расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» на рассвете. Легкий стон или посвистывание, возможно, вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня.
Когда-то давно император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.
Звуки не прекратились, но "разговоры" между матерью и сыном стали происходить значительно реже.
Статуи сделаны из блоков песчанника, которые были добыты в каменоломнях за 650 км, не искали египтяне простых путей. Вес каждой статуи достигает 700 тонн, а высота что-то около 20 метров.
Для чего они тут стоят?
Вокруг как-то ничего не наблюдается, разве что только домик Говарда Картера, да реку видно.
Первоначальное предназначение колоссов было стоять на страже ко входу в храм Аменхотепа. В этом храме фараона почитали как воплощённого бога на земле, перед и после его отбытия из мира сего. В дни Аменхотепа III этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. В те дни храм был по площади даже больше чем Карнак.
Но сейчас от храма практически ничего не осталось, разве что только фундаменты и то кое-где. А всё из-за Нила, разливается речушка.
Есть какая-то известная литография 1840 года, где колоссы стоят, а точнее сидят в воде. Вот её как раз рисовали во время очередного разлива. Не знаю та ли это литография, но что-то похожее точно.
Ну и по традиции фото позволяющие увидеть моё старение рядом с вечностью.