Немного севернее царского дворца можно увидеть ещё одну группу строений за каменной стеной - это Далада-Малува.
Самое заметное строение в этой группе - Ват-даге или Ватадаге(как правильно я не знаю)
Ватадаге - это дагоба, буддийская постройка, которая некогда была под крышей. Крыша была построена из дерева и она давно сгнила под ливнями тропического климата, однако подпирающие ее каменные колонны остались.
Как нам сказали, подобных построек на острове осталось около десятка и самая впечатляющая в Полоннаруве.
Вход дагобы, как и у всех значимых построек, украшен Лунным камнем. А фасады изобилуют мелкими деталями. В общем, любоваться и любоваться.
Круглые по форме, эти постройки обычно были сложены из камня и кирпича на священной земле для защиты реликвий.
В центре Ватадаге находится небольшая кирпичная дагоба, в которой когда-то хранился Зуб Будды. Именно этот факт делает это место самым святым для буддистов Шри-Ланки.
Важный, видимо, разговор у Грихи.
А вот так Ватадаге представлен в музее.
Ну и вокруг центральной постройки много-много всего.
Хета-даге или Хетадаге, дом реликвий, был создан за 60 дней. Главное отличие от всех остальных ланкийских строений в том, что для строительства использовались большие каменные блоки. Гуси, львы и другие священные реликвии украшают фасады этого здания.
Хетадаге — также был построен для хранения священного Зуба Будды, но уже королем Ниссанка Маллой. Кстати, есть мнения, что построил его все-таки Паракрамабаха, а последователь лишь отремонтировал.
И обратите внимание на каменную кладку.
Ата-Даге или Атадаге — священный дом, построенный королем Виджаябаху I. Предположительно, здесь тоже хранился зуб Будды. Также считается, что это единственное сохранившееся здание короля Виджаябаху I.
«Ата» — означает восемь. Поэтому археологи и историки строят догадки, что в доме могло находиться восемь реликвий, либо он быстренько был построен за 8 дней.
Нельзя пропустить каменную книгу – Галпота или Гал-Потха!
Ее привезли из Михинтале, места встречи царевича Махинды и царя сингалов, результатом которой было принятие буддизма на Шри-Ланке. Примерно об этом и написано в книге, плюс определенный свод правил и законов.
Весит книга около 25 тонн. Ее размер – 1.5метра в ширину, 60см по высоте. Длина – что-то около 5 метров!
"Корешок" книги украшен слонами и вездесущими гусями.
Рядышком с книгой есть небольшая пирамида - свидетель родства кхмерской и ланкийской архитектуры.
Это Сатмахал Прасада – семиярусная пирамида из известняка.
Шри-Ланка распространила свой архитектурный канон по всей Юго-Восточной Азии. А могло ли быть и обратное влияние? Или же это результат смешения буддизма и индуизма, который в целом характерен для Полоннарувы? В общем, так много вопросов и так мало ответов.
Ниссанка Лата Мандапая - ещё одна небольшая постройка. Ее столбы вырезаны наподобие стебля лотоса, с тремя изгибами(а мне сначала показалось, что это рыбы-столбы).Верхняя часть — повторяет форму цветов, не везде это уже можно увидеть.
Вся площадка окружена тонким каменным забором.
Надпись на табличке рядом гласит, что отсюда король Ниссанка Малла слушал религиозные выступления.
Вид на Ватадаге, семиярусную пирамиду и Хетадаге.
Рядом с Ватадаге расположилась Тхупарама – это самый маленький дом образа Будды.
Он был построен с заимствованием индуистских архитектурных элементов. Отличие этого гедиге от других домов образа в Полоннаруве в сохранившейся крыше, которая ныне находится в состоянии реконструкции.
Внутри темно и прохладно. Помещение совсем небольшое и свет падает только из открытой двери и маленького окошка над ней.
Когда-то давно, по центру, напротив двери, стоял большой Будда в огромными сапфировыми глазами. Ну и как водится, раз в сутки солнышко заглядывало в маленькое окошко над входом и в этот момент глаза Будды вспыхивали синим огнём.
Я печатаю эти буквы, и руки покрываются мурашками, представляю в какой трепет впадали "тогдашние" люди, видя всё это.
Сейчас этого Будды нет в храме, но рассказы о нем всё ещё пересказывают туристам. Таким как я, готовым слушать.