Храм Птаха и Сехмет, расположен в северной части комплекса. Если стоять в гипостильном зале, лицом к стелам Хатшепсут, этот храм будет по левую руку, за высокой стеной Сети I. Туристов туда не пускают, но Джамал нас туда провел.
И для начала кто такие эти Птах и Сехмет.
Птах, он же Пта, он же Питах — древнеегипетский бог, творец мира и бог мёртвых, бог правды и порядка, особенно почитался в Мемфисе. Его культ сделался общеегипетским, сохраняя обе функции - творца и бога мёртвых.
В сочетании имен «Птах-Татенен» — это «отец богов, творец людей, бывший изначала, создавший небо, основавший землю, море, бездну и дыхания». В сочетании «Птах-Сокар-Осирис» он был главным образом богом преисподней и изображался в форме мумии с открытой головой и жезлом в руках, стоящей на иероглифе правды.
Женским дополнением Птаха и его женой была богиня Сехмет, она же Сахмет, она же Сохмет. В египетской мифологии богиня войны, палящего солнца и яростной мести. Изображалась женщиной с головой львицы. Над её головой солнечный диск и змея, извергающей пламя на всех, кого богиня хочет наказать. Олицетворяла солнечный зной и разрушительную силу солнца. Считалось, её дыхание создало пустыню. Носила эпитет «могучая» или «могущественная», «Великая» и «Владычица пустыни».
В общем, знойная пара.
Их храмы нам и удалось увидеть.
Храм Птаха – самая молодая постройка. Он расположен в северной части комплекса. Скорее всего, на месте этого храма было более древнее строение, относящееся к XII династии, которое потом перестроили во времена Хатшепсут и Тутмоса III. Также этот храм достраивали в период Птолемеев.
Входят в храм через шесть последовательно расположенных ворот. Первые, третьи и пятые принадлежат эпохе Птолемеев, но датировка вторых и четвертых вызывает разногласия: кто-то утверждает, что они построены царицей Хатшепсут, а кто-то отдает эту честь Шабаке Эфиопскому (илл. XVIII, 2). Все врата сильно пострадали.
Пятые врата ведут в небольшой двор с четырьмя колоннами с лиственными капителями. Шестой пилон меньше остальных размером, через него, скорее всего, и входили в храм; его возвела Хатшепсут или ее преемник Тутмос III. Через него можно попасть в зал, крыша которого опирается на две шестнадцатигранные колонны. Два из трех гранитных алтарей, стоящих посреди зала, имеют надписи, центральный принадлежит Тутмосу III, а южный Аменемхету I, правителю XII династии. Это последний сохранившийся фрагмент святилища Среднего царства. Барельефы на стенах изображают сцены поклонения Птаху и Хатор с участием Тутмоса III.
Храм Птаха, в свою очередь являлся преддверием в святилище богини Сехмет. Архитектор позаботился о том, чтобы освещение в этой комнате поражало воображение и создавало оптические иллюзии. Любому, входящему туда в яркий солнечный день, комната кажется абсолютно темной; по мере того как глаза привыкают к мраку, начинает проступать темная фигура, становясь все темнее, по мере того как светлеет комната, так что создается впечатление, будто статуя вбирает тьму в себя. Эта иллюзия создается посредством техники освещения и того, что фигура сделана из черного гранита. Свет попадает внутрь через отверстие в крыше над головой статуи.
А если на улице было облачно и дул сильный ветер, то наблюдался ещё один эффект: по статуе пробегали волны белого света и докатывались до посетителя, наводя на него страх(ну как же без мистики при описании той или иной статуи в Египте)))
Помещение крайне маленькое, даже для нашей небольшой группы, поэтому ничего толком мы, конечно, не увидели, ни волн на теле Сехмет, ни каких-то других оптических иллюзий.
Фото мне сделать не удалось, они взяты из интернета.
Статуя Сехмет пользуется недоброй репутацией среди жителей карнакской деревни из-за одной легенды, в которую они твердо верят. Однажды (о точной дате история умалчивает) какой-то европеец (имя его легенда тоже не сохранила) проводил в этой комнате раскопки. Как обычно поступают археологи в Египте, он нанял нескольких молодых людей для того, чтобы те носили корзины с землей. В легенде говорится, что крыша храма обвалилась, погребя у ног богини семерых юношей. Самое ужасное во всей истории то, что не удалось отыскать ни тел, ни даже костей погибших, что в глазах людей делало совершенно очевидным факт их съедения богиней. Наверно, в таком виде в народе сохранилась память о том, что перед статуей приносили в жертву детей, так как, судя по всему, Сехмет приносили человеческие жертвы. Единственный дошедший до нас миф с ее участием – это легенда о наказании человечества, в которой она истребляла людей с такой кровожадностью, что в ужас пришел даже сам призвавший ее на помощь Ра, но даже он не смог остановить ее, пока один находчивый бог не решил напоить ее допьяна, после чего она уже не могла видеть свои несчастные жертвы. Вполне вероятно, что прозвище Сехмет «Сокрушительница сердец» имеет отношение к ее кровавым ритуалам.
В общем, строгая женщина была.
Нам хватило времени ровно на быстрый осмотр, а потом прибежал какой-то важный человек явно европейского происхождения, отвечающий за раскопки в той области Карнакского храма и распнул Джамала за то, что провел группу на закрытую территорию, не предназначенную для глаз простых смертных.