Музыка Карла Дженкинса сплошь состоит из «музыкальных червей» (так музыковеды называют прилипчивые мелодии). Стоит немного послушать пластинку с знаменитым Adiemus и весь день «приходиться» напевать эту музыку. В чем же секрет Дженкинса, чем он берет слушателя? На этот вопрос нужно искать ответа в самой музыке. Прежде всего, музыка Дженкинса построена по классическим канонам – формы, способы разработки, все это из родных любому музыканту учебников гармонии и полифонии. Это и не мудрено, Дженкинс получил классическое музыкальное образование в знаменитом Кардиффском университете, который закончил в 1966 году бакалавром музыки. Но этого ему оказалось мало, и еще два года он провел, учась в не менее достойном месте - Лондонской Королевской Академии Музыки. Карл с детства любил джаз и сначала самоучкой, а потом и на специальных курсах в Barry Summer Jazz School научился играть на многих духовых и струнных инструментах. В 2001 году вышла его пластинка с музыкой, абсолютно классического жанра – «Месса мира». Пластинка разошлась неслыханными для любой классики тиражами. В мессе 13 частей, кроме привычных, таких как – Kyrie, Sanctus, Agnus Dei, Benedictus есть части которых в ней не должно быть по определению. Например вторая часть, которая называется The Call To Prayers – в ней читается сура из Корана!!! Русского композитора Александра Гречанинова, за использование органа в «Литургии», отлучили от Православной церкви. Дженкинса, насколько мне известно никто ни от чего не отлучал. Однако сам факт изменения (да еще какого) окристаллизованной формы мессы – шаг мужественный и в известной степени рискованный. Для Дженкинса назвать свое произведение Мессой (основной мотив мессы – покаяние) принципиально. Его музыка - покаяние всего человечества. В чем? Об этом говорят следующие части. Часть номер шесть - Hymn Before Action (Гимн перед битвой), слова этой части – стихотворение Р. Киплинга «Молитва перед боем». Здесь я привожу его полностью в переводе А. Оношкович-Яцына. Земля дрожит от гнева, И тёмен океан, Пути нам преградили Мечи враждебных стран: Когда потоком диким Нас потеснят враги, Йегова, Гром небесный, Бог Сечи, помоги! С высоким, гордым сердцем, Суровые в борьбе, С душою безмятежной, Приходим мы к тебе! Иной неверно клялся, Иной бежал, как тать, Ты знаешь наши сроки - Дай сил нам умирать! А тем, кто с нами разом Зовет богов иных, Слепой и тёмный разум Прости за веру их! Мы к ним пришли, как к братьям, Позвали в страшный час - Их не рази проклятьем, Их грех лежит на нас! От гордости и мести, От низкого пути, От бегства с поля чести Незримо защити. Да будет недостойным Покровом благодать, Без гнева и спокойно Дай смерть Твою принять! Мария, будь опорой, Защитой без конца Душе, что встанет скоро Перед лицом Творца. Мы все среди мучений От женщин родились - За верного в сраженье, Мадонна, заступись! Нас поведут к победам, Мы смерть несём врагам, Как помогал Ты дедам, Так помоги и нам. Великий, и чудесный, И светлый в смертный час, Йегова, Гром небесный, Бог Сеч, услыши нас! Название седьмой части – Charge (обвинение), говорит само за себя, это ничто иное, как картина битвы. Не двусмысленны названия и следующих частей, 8 часть - Angry Flames (Сердитый огонь), и 9-я - Torches (Факелы). Война, бессмысленная и жестокая, карающий бич человечества – вот за что должны мы каяться. Все человечество, все расы и религии. Таков смысл философского произведения Дженкинса. Конечно оно выходит за рамки мессы, но именно мессой (покаянием) Дженкинс должен был его назвать. Несомненно, имя Дженкинса ассоциируется прежде всего с названием Adiemus. Еще в конце 80-х Карл Дженкинс стал апробировать своя идею - сочинять музыку для струнных оркестров с перкуссией и этнического вокала. Этому делу он отдал около десяти лет своей жизни и, наконец, в 1995 году он появился в большой музыке с проектом Adiemus. Не зная, как назвать свое новое детище, маэстро занялся своим любимым делом – он глубоко погрузился в свои фантазии, и провидение подсказало ему имя - Adiemus. Что оно означало, он не знал, он был уверен, что это прекрасное слово родило его воображение. И лишь позже в латинском словаре он расшифровал его тайный смысл. Оно переводилось, как «мы приближаемся» или «мы на правильном пути». Стиль Adiemus определить трудно, здесь и классика, и этническая музыка и джаз и даже элементы оперы (с ариями и хорами). Несмотря на то, что все циклы (а их несколько) поются со словами, в этих словах смысла искать не стоит. Дженкинс изобрел его сам. Вот что он об этом говорит: «Тексты песен Adiemus написаны как бы фонетически. Это значит, что слова в них исполняют роль инструментальных звуков, то есть вокалист играет на своем голосе и ему подыгрывает оркестр. Таким образом, я считаю, можно создавать универсальную музыку, которая приятна на слух благодаря своим земным корням и бессмертна. С ее помощью, я уверен, люди станут более сплоченными и дружелюбными». Слушая Adiemus, трудно поверить, что поют всего две женщины, мы слышим настоящее хоровое звучание. Безусловно в этом большая заслуга звукорежиссеров, однако не нужно преуменьшать и таланта вокалисток - Мириам Стокли (Miriam Stockly) и Мэри Кэреуи (Mary Carewe). Кстати у Мириам есть сольный альбом с песнями Карла Дженкинса. Он вышел в 1999 году и называется «Miriam - The Voice of Adiemus». Очень приятные мелодии в стиле поп, с элементами этнической музыки. Вернемся к Adiemus. В этой музыке Дженкинс использует мотивы не только африканской (как полагают многие меломаны), но и арабской, индийской, кельтской, и даже австралийской музыки. Однако кроме оригинальных интонаций в музыке Adiemus привлекает еще одно немаловажное качество любой хорошей музыки – постоянное движение. Даже в спокойных частях слушатель постоянно ощущает – музыка ведет его вперед, она не останавливается, не отпускает его, это – потрясающее чувство. Дженкинс ощущает форму великолепно. В каждой части присутствует маленькая пружина, которая ловко сжимается автором и выстреливает в кульминации. Особого упоминания заслуживают паузы. Дженкинс пользуется ими чрезвычайно умело. Они – продолжение музыки, ее развитие. Все паузы в Adiemus – звучащие. Слушатель в них замирает, задерживает дыхание и с облегчением выдыхает, когда музыка начинается снова. Это – гениально. Браво Маэстро. Впервые я услышал Adiemus в Ижевске в 2002 году на конкурсе университетских хоров GAUDEAMUS. Он мне не понравился. Вернее я ничего не понял. Сейчас я вспоминаю слова С. А. Казачкова: «Гениальную музыку нужно слушать в гениальном исполнении» и понимаю, что он был прав. Когда я услышал Adiemus в исполнении самого Дженкинса, он открылся мне. Это было действительно откровение – снятие покрывала с настоящего шедевра. Теперь я слушаю Дженкинса постоянно и с необычайным восторгом, чего и вам желаю.