Утром включил радио. Первая новость: сильный пожар в депо Москва-3, третий номер по сложности. Чуть подробностей: горел производственный цех площадью 4 тысячи квадратных метров, примерно на половине площади произошло обрушение крыши. Тушение длилось около 5 часов, задействовано 35 пожарных расчётов и три пожарных поезда. В середине дня оказался в Москве-Третьей.
Это депо я знаю довольно плохо - оно всегда было каким-то "недружелюбным" в отличие от тех же Лихобор или Москвы-Киевской. Депо обнесено забором, проходов через него мало, рядом и вагонное, и локомотивное депо, куча других служб. Тем не менее решил попробовать узнать, что там произошло. Узнал. Сгоревший цех - здание старой постройки, действительно, от него мало что уцелело. На станции дежурит пожарный поезд под ВЛ10 - видимо, на всякий случай. В депо огромное количество охраны, причём есть народ, охраняющий именно сгоревший цех. Но как-то извернулся и сделал кадр с пешеходного моста. Подобраться к пожарному поезду не удалось - тоже охраняется. Зато нашлось много чего интересного, что я уже видел в других депо.
Итак, сначала небольшая подборка фотографий, а дальше куча рассуждений на тему кризиса, основанных на собственных наблюдениях и рассказах железнодорожников.
Февраль-2009. Подмосковная. Тепловозы ЧМЭ3 на консервации. Начинали с десятка машин, теперь их уже шестнадцать. Последние две машины добавились на прошлой неделе.
[700x525]
Февраль-2009. Депо Лихоборы (Окружная). База запаса. Тепловозы 2М62У на консервации. Стоят плотно, поэтому снять трудно. Есть и ЧМЭ3, но их относительно немного.
[700x525]
Снова Лихоборы. Февраль-2009. Последствия пожара в старой части цехов, произошедшего в последних числах декабря-2008. Восстановительные работы до сих пор не начаты, даже не разобраны завалы.
[700x525]
Депо Москва-3, снято сегодня, 7 марта 2009. Последствия ночного пожара в старом цехе.
[700x525]
Депо Москва-3, сегодня. Тепловозы ЧМЭ3 на консервации. Депо электровозное, поэтому тепловозов у них мало.
[700x525]
И несколько сообщений из более отдалённых депо Московской железной дороги.
На базе запаса Рославль стоят в консервации машины из депо Новомосковск, Смоленск, Брянск и Калуга-2, кроме того, отставлена часть машин депо Орёл (Верховье), Курск (Льгов), Узловая. По Калуге-2 стоит почти весь приписной парк депо.
Кроме того, прошли массовые сокращения локомотивных бригад и слесарей во многих депо. Например, по Москве-Сортировочной сократили порядка 30 грузовых бригад. Имеется приказ о закрытии некоторых станций и даже целых линий в пределах МЖД. Точного списка у меня пока нет, как появится - выложу.
Плюс рост тарифов на грузовые перевозки - по крайней мере, со слов тех, кто с ними связан. Вместо того, чтобы снизить тарифы и привлечь новых клиентов, РЖД увеличивает цены, распугивая немногих оставшихся.
Какой отсюда вывод? Да, на случай цитирования сразу оговорюсь - это мои личные рассуждения, основанные на относительно небольшом числе фактов. Конечно, я постараюсь расширить количество своих наблюдений, но пока это всего три депо.
Так вот, очень похоже, что вместо поиска новых источников финансирования идёт простое сокращение эксплуатационных затрат. Нет машин - не нужно топливо, обслуживание, ремонт. Нет бригад - не нужно платить зарплату. Опять же, не хочу сказать ничего плохого, но нет зданий - не нужно их содержать. Сколько у нас было крупных пожаров в депо за последние, скажем, пять лет? Поиск по новостям дал довольно интересные результаты: крупных - два, Лихоборы и Москва-3, о которых и идёт речь. Плюс ещё один пожар в Москве-3,
сообщение нашёл случайно: 11 ноября 2008 года.
Это факты. Чем это может закончиться?
Со сгоревшими зданиями всё ясно - без ремонта они через какое-то время придут в такое состояние, кода их проще будет снести, чем восстановить. Оборудование скорее всего и так уже уничтожено.
Локомотивы. Говорю пока только о тепловозах, так как в электровозных депо я ещё не был.
Все машины, поставленные на консервацию, старые. Ходовые, рабочие, но старые. Скажем, ЧМЭ3 - это в основном 70-е годы. 2М62У - 80-е. Установленный срок службы для 2М62У около 30 лет. При поддержании локомотива в нормальном состоянии он может проработать и больше установленного срока. Сейчас же машины поставили на консервацию, после которой им в любом случае будет нужен деповской ремонт, причём довольно серьёзный. И при этом остаточная стоимость тепловозов будет минимальной. Вывод - проще эти машины списать, чем восстанавливать. А большая часть заводов, где строились эти тепловозы, осталась за границей - на Украине, например. У нас есть только Коломна, которая делает пассажирские машины ТЭП70 и несколько заводов по производству маневровых и промышленных локомотивов.
Собственно, вопрос: а что будем делать, когда кризис закончится? Будет какой-никакой, а рост промышленности, понадобится возить грузы, нужны будут локомотивы, бригады, депо, да просто рельсы и станции в конце концов. А где их взять?