В поисках материалов по истории депо Подмосковная наткнулся на следующий документ:
[478x699]
Решил попытаться проследить историю этого бронепоезда. И вот что нашёл:
http://mechcorps.rkka.ru/files/bepo/pages/45_odn_bepo.html
"Бепо" - это сокращённое от "бронепоезд" - чтобы враги не догадались. ОДБП - "отдельный дивизион бронепоездов", это сокращение часто встречается в военной литературе.
45-й отдельный дивизион бронепоездов
Командир - капитан Г. Д. Зырянов, капитан Ф. А. Николаенко (на 06.42).
Военком - батальонный комиссар Гордиенко.
Состав:
БЕПО № 1, с 10.02.43 г. - БЕПО № 666
БЕПО № 2 "Комиссар Лестев", с 10.02.43 г. - БЕПО № 672
ОДБП формировался на станции Владимир I Горьковской ж\д в конце ноября 1941 г. До марта 1942 г. в МВО.
Первый БЕПО (Ф.А.Николаенко) построен в депо Подмосковная. Затем ОДН переброшен из Владимира на Московскую окружную ж/д. Здесь был получен второй БЕПО, сооруженный на Люблинском литейно-механическом заводе НКПС.
18.04.42 г. ОДБП убыл в распоряжение командующего 13-й армией на участок Верховье-Ливны ж/д имени Дзержинского.
БЕПО действовали на участке Ливны-Долгая. В районе ст. Ливны немецкая авиация разбила один БЕПО (ст.л-т Воронцов), второй (ст.л-т Ф.А.Николаенко) остался цел.
С сентября 1942 г. в составе 48-й армии Брянского фронта.
Самое главное, что нашлись фото бронепоездов.
Бронепаровоз Ов № 4994 бепо № 2 "Комиссар Лестев" 45-го ОДБП, построенный в депо имени Войкова Калининской ж.д. в феврале 1942 года. На тендере - башня от танка Т-26 с 45-мм пушкой.
[700x460]
Бронеплощадка бронепоезда № 2 "Комиссар Лестев" 45-го ОДБП, вооруженная двумя 76-мм танковыми пушками КТ-28, четырьмя пулеметами ДТ и двумя 7,62-мм ПВ-1 на зенитном станке. Изготовлена депо имени Войкова Калининской ж.д. в феврале 1942 года.
[699x445]
Источник: Коломиец М. Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 1. //Фронтовая иллюстрация, № 7, 2007
Текстовая информация довольно уверенно стыкуется как между собой, так и с фото - бронепоезд построен в Подмосковной осенью 1942 года. Всё логично - приказ вполне мог быть выпущен позже даты окончания строительства. А вот с подписями под фото ситуация запутанная.
Попытаемся прояснить.
Калининская дорога - это однозначно Виндавская, соответствие названий подтверждено неоднократно. Депо имени Войкова - такое название вижу впервые, но! Относительно недалеко находится посёлок имени Войкова, да и весь район так или иначе связан с этим именем. Кроме того, название депо могли изменить для дезинформации противника - например, по ближайшим населённым пунктам. При этом переименование не было закреплено официально. Поэтому можно преположить, что депо Подмосковная в какой-то момент могло так называться.
Далее. Калининская дорога на начало 1942 года практически вся находилась в зоне оккупации - Ржев, Новосокольники и многие другие станции были захвачены немцами. Только-только был освобождён Волоколамск - понятное дело, что паровозное депо (к слову, очень небольшое - его фото есть в предыдущих постах о Подмосковной) было полностью разгромлено. Вряд ли могло быть ещё какое-то крупное паровозное депо вне оккупированной зоны, кроме Подмосковной. Чисто теоретически это могло быть депо Москва-пассажирская у Рижского вокзала, но это не соответствует всем остальным данным - названию станции, названию депо и т.п. Поэтому скорее всего имеется в виду именно Подмосковная.
Указание времени - февраль 1942 года - совсем непонятно, равно как и сам факт присутствия бронепоезда №2 в Подмосковной - в тексте явно указано на строительство бепо №2 в Люблино и базирование ОДБП на Окружной зимой 1942 года. Здесь возможны варианты:
1. На фото в действительности бепо №1, "родом из Подмосковной". В пользу этой версии говорит отсутствие каких-либо надписей на паровозе и бронеплощадке. В то же время название бронепоезда обычно писали так, чтобы его было хорошо видно.
Но "февраль 1942" остаётся непонятным. Возможно, это опять дезинформация. Кстати, интересно, что за здание видно из-за паровоза. Возможно, это Подмосковная - во всяком случае похоже, хотя есть небольшие сомнения.
2. На Подмосковной был построен ещё один бронепоезд. Этот вариант маловероятен, так как на данный момент не обнаружено никаких упоминаний об этом бронепоезде, а приказ по МВО датирован январём 1942. Кроме того, название "Комиссар Лестев" уже было использовано раньше для Бепо №2 45-го ОДБП, а на февраль 1942 года оба бронепоезда ещё были целы. Это важно, так как известны случаи переноса названий от уничтоженных немцами бронепоездов на вновь построенные машины.
Серия паровоза Ов обозначена верно - осевая формула 0-4-0, да и все остальные детали явно указывают на "овечку" - так называли эти машины практически повсеместно.