• Авторизация


Ищу информацию 10-12-2008 01:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Нужна любая архивная информация по железнодорожной станции и локомотивному депо Подмосковная. Интересуют упоминания в книгах (желательно с описанием), старые фотографии, схемы или чертежи построек исторической части станции. Копии материалов тоже подойдут.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Стало интересно, но в инете практически ничего нет...
Вот тока статья попалась (если не надо - удали):
Е.Н. Мачульский. СТАНЦИЯ ПОДМОСКОВНАЯ. (Северный округ Москвы: из глубины веков / [сост. Е. Н. Мачульский ; редкол.: П. П. Бирюков и др.]. - Переизд. - М. : Энцикл. рос. деревень, 2000.)


В 1898 г. севернее села Всехсвятского на земле, принадлежав­шей Удельному ведомству, развернулось строительство Московско-Виндавской железной дороги. Основная часть тысячекилометро­вой магистрали, соединившей Москву с Ригой и побережьем Бал­тийского моря, была проложена в течение трех лет. Участок Моск­ва-Ржев вступил в строй в течение первого года. Его станции опи­саны в 1899 г. в I томе известного издания «Россия», подготовлен­ного под руководством П.П. Семенова-Тяньшаньского.

В нашей местности дорога прошла по землям, принадлежав­шим прежде селу Всехсвятскому. В одной версте от старинного се­ла, там, где теперь находится платформа Красный Балтиец, была ос­нована станция Москва 2-ая, позже получившая название Подмос­ковная, с небольшим пассажирским вокзалом, предназначенная прежде всего для сортировки поступающих грузов, для отстоя и пе­реформирования товарных составов, проведения ремонтных работ. Вокзал, ремонтная мастерская, паровозный, а затем и ремонтный сараи (депо), а также остальные станционные постройки, за исклю­чением лишь водонапорной башни, были в то время деревянными. По объему выполняемых работ Подмосковная превосходила все ос­тальные станции Московско-Виндавской дороги, уступая лишь станции Москва (теперь Рижский вокзал Москвы). На обслуживании станции и мастерских трудились более двухсот рабочих.

В связи со строительством запасных путей, общая протяжен­ность которых составила 29 км, пришлось потесниться находив­шейся около железнодорожной трассы деревне Новое Коптево. Она сместилась в сторону от железной дороги и уже через несколь­ко лет слилась с образовавшимся пристанционным поселком, насе­ление которого состояло из железнодорожных служащих и много­численных дачевладельцев. Станция Подмосковная послужила притягательным местом для развития в ее окрестностях селений дачного типа.

По правую сторону от железной дороги, вдоль кромки лесного массива Петровской сельскохозяйственной академии, сложился дачный поселок Ипатовка. В списках населенных местностей Мос­ковской губернии упоминается еще один дачный поселок - Кондратовка, находившийся в 2,5 верстах от станции. Особенно интен­сивно застраивалась местность в направлении Всехсвятского и Зы­кова, от которых протянулись в сторону железной дороги улицы поселка Новостройка. При этом дачное население скоро сменили постоянные жители - торговцы, владельцы кустарных мастерских.

Одновременно с появлением Московско-Виндавской железной дороги в полуверсте от нее на Санкт-Петербургском шоссе появилось крупное предприятие немецких промышленников братьев Бертольда и Эрнста Кертингов. В 1897 г. они купили у всехсвятско­го крестьянина Ипата Афанасьева участок земли размером 6 деся­тин и в 1899 г. ввели в действие завод по производству отопитель­ных приборов. Его продукция предназначалась для обеспечения нового городского строительства: здесь производились котлы, тру­бы, радиаторы и приборы для парового отопления. В 1904 г. пред­приимчивые владельцы организовали акционерное «Русское Об­щество машиностроительного завода братьев Кертинг» (названное так в отличие от их зарубежных предприятий) и продали его прав­лению за 253 тысячи рублей землю «со всеми находящимися в име­нии без исключения строениями», оставшись при этом в составе правления (во многих последующих документах предприятие упо­минается как Котлостроительный завод братьев Кертинг). В связи со строительным бумом в Москве потребность в его продукции возрастала, и численность рабочих, составлявшая более 200 чело­век в 1905 г., увеличилась до 480 человек в 1914 г.

Железнодорожники и рабочие машиностроительного завода имели более высокую квалификацию по сравнению с рабочими ткацких предприятий, преобладавших в окружающей местности. В 1905 г. станция Подмосковная стала центром революционного движения в ближнем Подмосковье. Здесь сложилась организация, имевшая тесную связь с Московским комитетом партии большеви­ков. В полицейских архивах имеются сведения о том, что в селе Всехсвятском существовала подпольная типография. Железнодорожники вели активную пропаганду среди рабочих предприятий близ Тушина и Спаса, Павшина, Опалихи и Нахабина, расположен­ных вдоль Московско-Виндавской железной дороги. Па этих пред­приятиях формировались небольшие группы агитаторов. Активно поддерживали железнодорожников рабочие завода.

Весной 1905 г. на Знаменской фабрике Полякова близ станции Павшино вспыхнул конфликт, и ее рабочие были готовы поднять­ся на стачку. Хозяин фабрики вовремя отменил решение мастера, и дальше ропота дело не пошло. Однако окружная организация Мос­ковского комитета РСДРП получила об этих событиях полную ин­формацию и откликнулась листовкой «К рабочим и работницам Знаменской мануфактуры Полякова».

Вскоре после этого направляется вторая листовка, которая на­зывалась «К рабочим товарищества Московской красильной фаб­рики», фактически обращенная и к рабочим Знаменской мануфак­туры, так как оба предприятия находились рядом, и одном поселке Баньки (ныне город Красногорск). На этот раз выдвигаются новые задачи - перехода от экономических требований к политической борьбе:

«Бастуйте и требуйте свободы слова, собраний, союзов, стачек, печати. Эта свобода необходима рабочим, как рыбе вода, в их борьбе с фабрикантами! Царское правительство не даст этой свободы. Завоюем ее с оружием в руках! А сначала забастуем и потре­буем созыва Учредительного собрания на основе всеобщего, пря­мого, тайного и равного голосования. Итак, на борьбу! На стачку! На революцию!»

В октябре рабочие завода братьев Кертинг вышли из повинове­ния у администрации и явочным порядком установили 8-часовой рабочий день. Полицейский пристав, располагавшийся во Всехсвятском, доносил, что они изготовляют холодное оружие, ведут агита­цию на других предприятиях.

Агитаторы-железнодорожники участвовали в тайных собраниях фабричных рабочих, проводившихся близ станций Тушино и Опалиха, 24 октября вспыхнула стачка в Новоникольском около Опалихи и в Баньках, охватившая почти 1 700 рабочих на фабриках, нахо­дившихся близ железнодорожной станции Павшино. Она закончи­лась только 1 ноября, когда хозяева были вынуждены удовлетворить экономические требования рабочих, а с 30 октября по 9 ноября с та­ким же результатом прошла стачка на фабриках в селах Спас, Туши­но, Братцево, Куркино, деревнях Гаврилково и Иваньково. В ней приняли участие около трех тысяч рабочих.

7 декабря в Москве началась всеобщая политическая забастовка, которая переросла в вооруженное восстание. Прибывавшие в Моск­ву поезда были задержаны железнодорожниками на станции Подмосковная, а оказавшиеся среди пассажиров офицеры разоружены. По Московско-Виндавской железной дороге в эти дни курсировал лишь один поезд, который доставлял рабочих из фабричных поселков для участия в митингах на станцию Подмосковная. Вновь забастовали окрестные фабрики. На красильной фабрике в Баньках работы были остановлены 12 декабря прибывшими на поезде рабочими со стан­ции Подмосковной и других предприятий. На следующий день тол­пы рабочих и примкнувших к ним крестьян из села Павшино и ок­рестных Селений направились во Всехсвятское, где находилась рези­денция полицейского пристава 3-го стана Московского уезда. Пере­пуганный пристав бежал из своей «квартиры». Участники демонстра­ции, уничтожив телеграфные столбы, ушли на станцию Подмосков­ную, где состоялся новый митинг. Речи были в разгаре, когда кто-то прибежал из Всехсвятского и сообщил, что через село проследовал из Москвы отряд солдат, сопровождавший три подводы с оружием в село Ильинское, где находилось имение царской семьи.

К этому времени на заводе братьев Кертинг уже была органи­зована боевая дружина, которой руководил рабочий Орлов, Многие рабочие из пришедших на митинг также заявили о своем вступле­нии в боевую дружину. Получив сообщение из Всехсвятского, Ор­лов отобрал 12 человек и отправился с ними на паровозе с вагоном в погоню за воинским отрядом. Около Тушина они настигли обоз, завязалась перестрелка. Солдаты открыли по вагону винтовочный огонь. После того, как один из рабочих был ранен, они были вынуждены отступить.

Когда в Москве определился перевес на стороне правительст­венных войск, отряды драгун и казаков были присланы на помощь местным полицейским властям. Эскадрон драгун ночью ворвался в рабочие казармы завода братьев Кертинг и устроил повальный обыск, но он не дал результатов, так как дружинники успели вовремя выбросить оружие. Дружинники-железнодорожники были задержа­ны полицией в Волоколамске.

Уже в конце XIX в. Москва, в которой сошлись более десятка же­лезных дорог, стала важнейшим в стране центром грузоперевозок, в том числе носивших транзитный характер. Назрела необходимость создания окружной железной дороги для вывода огромного грузопо­тока за пределы города. Строительство окружной дороги, соединив­шей между собой все радиальные линии, велось с 1903 по 1908 гг. На ней были устроены перевалочные станции, крупнейшей из кото­рых стала станция Лихоборы, связанная с Николаевской железной дорогой. Рядом с заводом братьев Кертинг была устроена станция Братцево для перевалки грузов на Московско-Виндавскую железную дорогу. Окружная дорога замышлялась не только как товарная, но и как туристско-пассажирская. Видимо, с этим и связано название этой станции - по известной усадьбе Братцево, расположенной от нее более чем в 5 верстах. Точно также следующая станция, располо­женная близ села Всехсвятского и Ходынского поля, получила назва­ние отдаленной от нее дачной местности Серебряный Бор.

Образование новых станций в определенной степени повлияло на дальнейшее развитие дачных поселков, но гораздо большее зна­чение имело оно для роста промышленного строительства в бли­жайшей перспективе. Уже в дореволюционное время рядом с заво­дом братьев Кертинг появляется заведение по производству типоли­тографских красок, во Всехсвятском становится крупным индустри­альным предприятием завод «Изолятор», а само село с многочислен­ными мастерскими и лавками фактически превращается в торгово-промышленный центр округи. И как следствие, неуклонно растет численность рабочего населения.

На заводе братьев Кертинг насчитывалось 45 построек произ­водственного и бытового назначения, в том числе две черных литей­ки, две вагранки, медно-литейная мастерская. Акционерное общест­во имело довольно широкую сеть своих представительств и отделе­ний в Петербурге, Варшаве, Риге, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону. Практически весь состав правления и совета директоров состоял из обрусевших немцев и поляков. Учитывая опыт первой революции, правление позаботилось об улучшении жизни своих рабочих, обес­печило учебу во Всехсвятском 19 детей рабочих и служащих, взяло на себя расходы на отопление школы.

С началом мировой войны в стране резко обострились анти­немецкие настроения, в мае 1915 г. во многих местах прошли по­громы. В эти дни рабочие завода Кертинг отправили московскому губернатору графу Муравьеву письмо, в котором говорилось, что они продолжают работу и жертвуют для фронта заработанные за один день 70б рублей. Свое письмо они закончили просьбой «принять все меры, чтобы германское имущество в нашей губер­нии было секвестрировано и обеспечено на пользу всего русско­го народа, а не разрушено и уничтожено». После того, как завод был реквизирован, управляющие остались старые; в правление ввели лишь несколько русских членов. Уже в прошлом веке бедствием городов и фабричных посел­ков стал алкоголизм. Созданное для борьбы с ним общество трез­вости открывало свои филиалы при некоторых подмосковных храмах, в том числе и при церкви во Всехсвятском. Суть ритуала заключалась в том, что алкоголики, приезжая в церковь, клялись на алтаре более не пить. Но, как правило, эти люди с ослабленной волей, перед тем как дать зарок, напивались до положения риз. От этого выигрывали только кабатчики. На площади перед церковью, в церковной ограде, на паперти, в самой церкви - целыми днями слышались брань и крики, происходили скандалы, доходящие до драки. Жители и дачники Всехсвятского измучились в борьбе с бе­зобразиями. Наконец, церковный ритуал был отменен и вакхана­лии прекратились, а в противовес ему уездный комитет о народ­ной трезвости открыл 16 сентября 1901 г. во Всехсвятском первую народную чайную с библиотекой и читальней.

Иной путь предложил доктор Анатолий Михайлович Коровин. Образованный врач-психиатр, долго практиковавший за грани­цей, он имел свою лечебницу в Москве, на Петровке. Но амбула­торные методы лечения его не удовлетворяли, и в 1898 г. он решил открыть лечебницу под Москвой, в здоровой местности, окружен­ной сосновой рощей. Для этого А.М. Коровин купил участок в 15 десятин у Петербургского шоссе и построил красивое двухэтаж­ное здание со службами, напоминающее дворянскую усадьбу, перед которым были устроены сад в английском стиле и огород, 6 десятин оставались занятыми прекрасным сосновым лесом.

В здании на первом этаже находились квартира самого Коро­вина, его кабинет, общий зал, водолечебница. На втором этаже размещались 10 палат - по одной на пациента, библиотека, лабо­ратория, гимнастический зал. Для острых больных был устроен изолятор с мягкими стенами и толстыми корабельными стеклами в окнах-иллюминаторах. Больных, находящихся как бы в семей­ной обстановке, в легких случаях лечили не менее чем 4-6 меся­цев, для тяжелых лечение длилось более года, а неизлечимых ал­коголиков и душевнобольных сюда не принимали. Понятно, что лечебница была доступна очень немногим богатым людям. В 1909 г. она сгорела и Коровин, не возобновляя, продал ее друго­му врачу. Во время первой мировой войны в лечебнице был госпи­таль, после революции - санаторий для больных с тяжелыми фор­мами психоневрозов, в годы Отечественной войны - госпиталь для участников партизанского движения.

В 1917 г. жители Всехсвятского и его окрестностей избрали своих представителей в Совет рабочих и солдатских депутатов Бу­тырского района, из которого вскоре был выделен Всехсвятский подрайон. Рабочие, а также солдаты Ходынского лагеря приняли активное участие в Октябрьских боях в Москве.

В марте 1917 г., еще при Временном правительстве, террито­рия до Окружной железной дороги была включена в состав Моск­вы. В дальнейшем население дачных поселков увеличивается во много раз за счет прибывающих в Москву новых жителей и стано­вится уже не временным, а постоянным. Быстро застраивается, также индивидуальными домами, поселок при станции Подмос­ковной на территории от современной улицы Приорова до Ле­нинградского шоссе. По левую сторону от Ленинградского шоссе разросся барачный, мало привлекательный Радиаторный поселок, населенный рабочими бывшего завода братьев Кертинг, которому в 1927 г. дано название «Металлургический завод имени Войкова» в память об участнике революционного движения и советском дипломате П.Л. Войкове, убитом белогвардейцами в Варшаве в 1927 г. В бывшей лечебнице А.М. Коровина разместился санато­рий. Вдоль линии окружной железной дороги формируется про­мышленная зона, которая в наше время наряду с металлургичес­ким заводом имени Войкова представлена Московским механиче­ским заводом «Авангард», заводом порошковой металлургии, ком­бинатом Стройпластмасс и рядом других предприятий.

На внешней стороне окружной дороги рядом со станцией Братцево в 1930 г. была основана Братцевская птицефабрика, од­но из первых в стране сельскохозяйственных предприятий ново­го профиля. Уже в 1938 г. она была передана из республиканско­го в союзное подчинение. В 1943 г., в условиях военного времени, на предприятии трудилось около 800 человек, в подавляющем большинстве женщин, содержалось более 47 тысяч голов птицы, животноводческое отделение дало населению Москвы 940 ц мо­лока и около 100 ц мяса. После включения территории в состав Москвы предприятие было выведено из города, но сохранило прежнее название. Сейчас центральная усадьба и филиалы ордена Ленина Братцевской птицефабрики, одного из крупнейших в стране предприятий этого профиля, находятся в Солнечногор­ском районе.

Значительно расширилась сфера деятельности железнодо­рожной станции Подмосковная. В ее состав вошли пассажирские платформы Гражданская (бывшая Зыково) и вновь образованная Ленинградская. В память об активном участии рабочих в револю­ционном движении бывшая платформа Подмосковная на Москов­ско-Балтийской железной дороге получила название Красный Балтиец. Во время войны предприятия переключались на произ­водство оборонной продукции. В локомотивном депо станции Подмосковная готовили бронепоезда для фронта. В санатории, занявшем бывшую лечебницу доктора Коровина, размещался госпи­таль для партизан Великой Отечественной войны.

Дети из рабочих и дачных поселков в 1920-х - начале 1930-х гг. учились в единственной здесь железнодорожной школе, открытой еще до революции в поселке при станции Подмосков­ной. После 1918 г. она размещалась в двух приспособленных до­мах, реквизированных у бывших владельцев Кунина и Тальберга. В дальнейшем для школы было построено трехэтажное здание на новом месте, она была преобразована в московскую городскую школу № 10 Октябрьского района Москвы. Уже в 1925 г. в ней учи­лись 500 школьников, а к 1932 г. в связи с быстрым ростом промы­шленного населения в прилегающей местности количество уча­щихся достигло 1 800 человек. В 1933 г. построено впервые в Моск­ве по индивидуальному проекту новое здание школы, затем и его пришлось расширить за счет пристройки. После 1937 г. школа № 10 была разделена: в основном здании разместилась средняя школа № 201, рядом, во вновь построенном здании, была органи­зована средняя школа № 212. В 1930-1960 гг. директором школы № 10, а затем № 201 был замечательный педагог Николай Василь­евич Кириков. При нем на огромном пустыре площадью 2,6 га си­лами школьников был разбит плодовый сад с яблоневыми и виш­невыми деревьями, густым малинником и 260 кустами розы, вос­торженно описанный корреспондентом газеты «Правда», извест­ным детским писателем Л. Кассилем 14 июня 1941 г.

А через неделю пришла война. Многие из вчерашних школь­ников, трудолюбием которых, их любовью к прекрасному восхи­щался Л. Кассиль, встали в ряды защитников Родины. В декабре 1941 г. мир был поражен подвигом партизанки Тани - бывшей уче­ницы 201-й школы Зои Космодемьянской. Сотни воспитанников школ № 201 и № 212 проявили мужество и героизм на фронтах Великой Отечественной войны. Шестьдесят два бывших ученика отдали свою жизнь в борьбе против фашистских захватчиков, и среди них четыре Героя Советского Союза - Зоя и Александр Кос­модемьянские, Павел Гражданкин, Георгий Лашин.

Многие выпускники школы в мирное время добились высо­ких успехов в труде, науке, искусстве. Встречи младшего поколе­ния школьников с ветеранами войны и прославленными выпуск­никами послевоенных лет служат делу продолжения и развития ее замечательных традиций. Указом Президиума Верховного Совета СССР средней школе № 201 присвоено имя Героев Советского Со­юза Зои и Александра Космодемьянских, 30 сентября 1966 г. шко­ла награждена Орденом Трудового Красного Знамени. Богатый музей школы широко известен во всей стране. Выпускником сред­ней школы № 212 был летчик-космонавт, дважды Герой Советско­го Союза Вячеслав Николаевич Волков. Школа № 212, переведен­ная в 1959 г. на улицу генерала Рычагова, носит имя бывшего ее выпускника.

В 1961 г. на Ленинградском шоссе устроен путепровод через полотно Московско-Рижской железной дороги, который часто на­зывают «Мост Победы». В память о героизме советских воинов, ос­тановивших и обративших вспять фашистских захватчиков на близких подступах к нашей столице, по обе стороны путепровода установлены на высоких постаментах монументальные скульпту­ры - изображения защитников Москвы.

Реконструкция и массовое жилищное строительство разверну­лись здесь в 1950-х гг. Первая новая улица, получившая по имени станции и поселка название Подмосковное шоссе, планировалась как улица с односторонней застройкой, обращенная фасадом в сторону Ленинградского шоссе и отделявшаяся от железнодорож­ного полотна широкой полосой обозрения. Начало ей было поло­жено строительством в 1956 г. впечатляющего комплекса много­этажных жилых домов, исполненных по индивидуальным проек­там. Однако в дальнейшем последовал ряд безликих зданий, а еще позже вдоль железной дороги протянулась полоса гаражей, склад­ских помещений и диссонирующих с архитектурой 1950-х гг. со­временных корпусов из стекла и металла, в которых разместились научно-исследовательские учреждения.

В 1971 г. Подмосковное шоссе было переименовано в улицу Космонавта Волкова, который вырос здесь и учился в расположен­ном поблизости Московском авиационном институте им. С. Орд­жоникидзе. В 1975 г. на площади у перекрестка с Ленинградским шоссе установлен бюст Героя, выполненный скульптором Тоидзе. Следующая по времени застройки улица была названа Новоподмо­сковной (так же, как и проложенные по обе стороны от нее 1-й-7-й Новоподмосковные переулки). В 1960 г. она переименована в улицу Зои и Александра Космодемьянских.

Неузнаваемыми стали завод имени Войкова (теперь «Радикон») с его новыми корпусами, а также бывший Радиаторный поселок, ныне обращенный к Ленинградскому шоссе линией монументаль­ных зданий.

В связи с произошедшими изменениями назрела необходи­мость создания социально-культурного центра нового большого микрорайона. В декабре 1964 г. вступила в строй станция метро «Войковская». После строительства кинотеатра «Варшава» площадь Войкова в 1979 г. переименована в площадь Ганецкого (это был де­ятель польского революционного движения, впоследствии видный работник ряда наркоматов СССР до 1937 г.). Здание, которое зани­мал санаторий (бывшая лечебница доктора А.И. Коровина), было передано под Дом пионеров Ленинградского района. Окруженное парком, оно удачно вписалось в новый городской ландшафт как на­поминание об усадебной застройке прошлого времени. Правда, в течение нескольких последних лет оно находилось в запустении, но в 1999 г. после капитального ремонта вновь приобрело достой­ный вид и теперь здесь открыт Центр детского творчества.

Вместе с жилищным строительством развивалась и социально-производственная структура микрорайона. На его территории раз­мещается ряд ведущих в стране научно-исследовательских учреж­дений. В 1980 г. вступила в строй Московская высшая школа мили­ции, теперь Академия Министерства внутренних дел. Около лесно­го массива Тимирязевского парка расположены госпиталь ГУВД, Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.В. При­орова, несколько крупных лечебных заведений.

Территория станции Подмосковной и завода им. П.Л. Войкова (теперь «Радикон») после образования Северного административ­ного округа Москвы разделяется между районами Войковским и Коптево.



Литература: Очерк современного состояния и деятельности за первое пятилетие Московско-Виндавской железной дороги. 1901-1906 гг., М., 1908; От Москвы до Виндавы. Спутник по Московско-Виндавской железной дороге. М., 1909; Мачульский Е.Н. Красногорская земля. М, 1991; Планировка и настройка Москвы. 1945-1965 гг. М, 1980; Борисов Н.А., Большакова С.В. Здравствуй, Зоина школа! М., 1978. Московские ведомости, 1898, 1 мая; ГИАМ ф. 16, oп. 129, д. 298.
Traveler_in_Time 11-12-2008-22:47 удалить
Ну вообще это именно оно самое. Спасибо! А картинки там были? Нужны старинные фото этой станции.
17-02-2015-20:54 удалить
http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?f=49&t=8049 Вот это, наверное, подойдет. Может быть кто-то знает - где найти планы бти. Для студентов нужно.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ищу информацию | Traveler_in_Time - Дневник Traveler_in_Time | Лента друзей Traveler_in_Time / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»