• Авторизация


Болонь 16-11-2008 23:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Продолжение поездок по узкоколейным железным дорогам.
На этот раз торфопредприятие Болонь, входящее в состав более крупного Мещёрского торфопредприятия, а оно в свою очередь является частью объединения Шатурторф. Расположено в посёлке Болонь Клепиковского района Рязанской области.

Автодрезина ГМД-2, станция Болонь
[699x524]

Закат на болотах
[699x524]

В отличие от тех же Кимр, предприятие живёт и, можно сказать, процветает. В сутки вывозится в среднем три-четыре состава с торфом, около 15 вагонов в каждом составе - для узкоколейки это очень приличная цифра. Основные потребители торфа - Шатурская ГРЭС (пока ещё берёт торф на топливо) и разные сельскохозяйственные предприятия района и области.
Пути находятся в относительно хорошем состоянии, на вывозе торфа работают тепловозы ТУ6А. На предприятии действует диспетчерская радиосвязь, что является большой редкостью для узкоколеек.

Болонь трудно достигается "своим ходом" - посёлок и предприятие находятся далеко от железных дорог, автобусов очень мало, так как это отдалённый район Рязанской области, поэтому обернуться за один день сложно. А здесь подвернулась возможность поехать "организованно" - на заказном автобусе, плюс договорённость с предприятием о приезде организованной группы туристов - назовём это так.
Электричка из Москвы в 8 утра, в одиннадцатом часу приехали в Шатуру, в полвторого дня в Болони. Первое впечатление - огромное (опять же по узкоколейным меркам) здание депо плюс ещё гараж для всякой техники помельче.
Перед депо торфяные вагоны ТСВ, пассажирский ПВ-40, кое-какая торфяная техника. Чуть дальше - тепловоз ТУ6А-2917 с двумя пассажирскими вагонами, за ним - путейская техника, а чуть в стороне грузовая автодрезина ГМД-2, переоборудованная в пассажирскую.

Вагоны перед депо - ТСВ (грузовые) и ПВ-40 (пассажирский)
[699x524]

ТУ6А-2917
[699x524]

ГМД-2
[700x525]

Эта дрезина и вызвала самый большой интерес. По своей идее она представляет собой грузовик ГАЗ-51, поставленный на железнодорожный ход - конечно, с соответствующими переделками - изменено рессорное подвешивание, добавлен реверс для движения вперёд и назад (так как механизма для разворота у дрезины нет), усилена рама, снято рулевое управление, а само рулевое колесо служит штурвалом ручного тормоза. Причём эти дрезины выпускались промышленно Демиховским заводом и не являются результатом каких-то переделок. Переоборудование дрезины в пассажирскую заключается в установке в кузов пассажирской кабины вроде тех, которые ставят на "вахтовки". Естественно, ездить по обычным дорогам этот грузовик уже не умеет.

Кабина и передняя часть ГМД
[699x524]

В кабине ГМД
[699x524]

Посмотрев дрезину, пошёл дальше вдоль путейской техники: пассажирский вагон ПВ-40, прицепной щёточный снегоочиститель, два плужных снегоочистителя, пара платформ.

Прицепной щёточный снегоочиститель ПЩС-1а
[699x524]

А это уже плужные снегоочистители - первый более новый и заводской, а за ним - переделка из более старого, деревянного
[700x525]

Платформа с цистерной для горючего. Цистерна "позаимствована" у автомобиля-бензовоза
[699x524]

В другую сторону: пожарный поезд - две цистерны и очень забавная насосная станция с водомётом. В качестве привода для неё использован обычный бульдозер, снятый с гусениц и приваренный к платформе. Чуть дальше - ещё один снегоочиститель, рельсовый транспортёр для автомобилей (тоже узкоколейный!!!), какие-то запчасти от торфяных комбайнов и остатки редчайшей в наше время пожарной машины на базе того же ГАЗ-51.

Насосная станция, бывшая когда-то бульдозером
[699x524]

Остальные вагоны пожарного поезда
[699x524]

Платформа-транспортёр
[699x524]

Остатки от пожарной машины ГАЗ-51
[699x524]

Станция Болонь
[700x519]

Пассажирский вагон
[699x524]

В путь!
[699x524]

Но вот уже время отправляться в поездку по железной дороге. Для начала вписываюсь в автодрезину. Едем следом за пассажирским поездом, медленно, так как движемся задним ходом. Водителю приходится всё время смотреть в зеркало заднего вида - другой возможности увидеть путь впереди у него нет. Наверное, сначала это непривычно.
Пути в хорошем состоянии, хотя иногда встречаются участки, где трясёт довольно заметно. Но в среднем это лучше, чем на многих виденных мной дорогах. Снимать через стекло сложно, но иногда получается. Первый фотостоп, ответвление на перегруз - место перевалки торфа с узкой колеи на широкую. Делаю несколько снимков и переселяюсь на передок тепловоза. До следующего фотостопа еду на нём.

Поехали!
[699x524]

Фотостоп. Дрезина ГМД
[699x524]

Ответвление на перегруз
[699x524]

Не знаю за что, но очень люблю такие поездки - именно по узкоколейке и именно на передке тепловоза - не в вагоне, не в кабине, а на передке. Смотрите сами...

[699x524]

[699x524]

[699x524]

[699x524]

Деревья уже облетели, только ёлки стоят плотной зелёной стеной. В воздухе чувствуется дыхание зимы - он чистый, прозрачный и какой-то звенящий. Озерца воды на болотах уже схвачены тёмно-серым льдом, блестящим тускло, как сталь среди жёлтой травы.

Фотостоп. ГМД за соснами
[699x524]

Тепловоз в траве
[699x524]

Переселяюсь в вагон, так как на передке ехать довольно прохладно. Вагон "полусамодельный" - кузов от обычного ПВ-40 обшит изнутри досками, рамы в окнах тоже самодельные, а посреди вагона топится железная печка-буржуйка. И как будто не ХХI век на дворе, а гораздо раньше - всё так же, ничего не изменилось - маленький поезд, неспешно катящийся по рельсам под перестук колёс, бескрайние леса и болота за окнами, жарко натопленный вагон без электричества. Это для нас экзотика, а для местных - привычная жизнь.
Подъезжаем к следующей развилке. Путь слева занят рельсовозным поездом с путеукладчиком. Оказывается, это разборочный поезд, он разбирает примыкание слева - торф оттуда больше не возят, а рельсы переложат куда-то в другое место. Несколько таких поездов я видел раньше на станции Решетниково. Путеукладчик похож на обычные ширококолейные, но он тоже очень маленький. Делаю несколько кадров в сторону рабираемой линии и дальше еду в последнем вагоне. В нём обнаружились две "лягушки" - устройства для постановки колёсных пар при их сходе с рельсов. Что ж, сходы с рельсов - вполне обычное дело на узкой колее, поэтому "лягушек" проще возить с собой, чем ждать, пока их привезут со станции.

Путеукладчик
[699x524]

Эту линию разбирают
[699x524]

Развилка
[699x524]

"Лягушки" в вагоне
[699x524]

Делаю несколько фото с площадки последнего вагона - выглянуло солнце и всё преобразилось, цвета из холодных и серых стали тёплыми и живыми.

Вдалеке виднеется ГМД
[699x524]

Здесь от главного хода отходила времянка
[699x524]

По этой канаве отводится вода из болота
[699x524]

Торфяные поля
[699x524]

Тем временем слева и справа начинаются торфяные поля - обширные равнины с наваленными тут и там кучами торфа. И вот показалась база торфоразработок - несколько небольших домиков и вереница тракторов и торфокомбайнов. Вся техника раставлена по своим местам и всюду подписано, где что стоит. Под гусеницы подложены брёвна, чтобы машины не увязли в болоте - земля под ногами очень мягкая, проминается при ходьбе. В лучах заходящего солнца всё окрашено в жёлто-розовые тона с глубокими чёрными тенями.

Стоянка техники
[699x524]

По всему полю раскиданы торфокомбайны МТФ (вроде бы они так называются) - этакие "горшки" на гусеницах, издалека чем-то напоминающие летающие тарелки. А между ними затаился экскаватор-баггер - очень древний, но при этом вполне живой. До этого я видел только брошенный баггер, через который уже берёзы проросли. Эти экскаваторы, передвигаясь по специально оставленной для них дорожке, сгребают к ней торф.

Баггер
[699x524]

Рабочая стрела баггера
[699x524]

Комбайны МТФ
[699x524]

Ещё МТФ
[699x524]

[699x524]

Нашествие "летающих тарелок"
[699x524]

Обхожу всю технику, а тут уже пора ехать обратно - те же 20 километров по узкой колее. Автодрезина уходит вперёд - теперь она идёт в "правильном" направлении, ничто её не держит, а я устраиваюсь на площадке тепловоза и так и еду почти всю дорогу под стук колёс и пение рельсов. А вокруг красота - болота с облетевшими деревьями, сквозь которые светит заходящее солнце. Снимаю в основном видео.

ГМД собирается в обратный путь
[699x524]

Пульт управления тепловоза ТУ6А
[699x524]

Вид из кабины тепловоза
[699x524]

С задней площадки тепловоза
[700x528]

Закат
[699x524]

Наш поезд
[699x524]

Прибываем в Болонь уже в сумерках. Напоследок делаю пару фото в темноте, и - автобус, электричка, Москва. Вот такое путешествие в необычный и уже такой далёкий мир узкой колеи.

Приехали - автодрезина ГМД-2 у депо
[699x524]

Тепловоз с поездом на станции
[700x389]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
La_anarquia 16-11-2008-23:41 удалить
Ребята молодцы, не теряются-гибридов авто+жд настряпали и потихоньку коротают свой век)))
Интересно:
1.Зачем Автодрезина ГМД-2 руль?
2.Как ты втерся в доверие машинистам, что они взяли тебя в кабину?)
Фото "Фотостоп. ГМД за соснами" просто ШЕДЕВР!Молодчина, ну и , конечно фото заката тоже)
Сама тематика вылазки потрясающая, фотоотчет великолепен!)
Traveler_in_Time 17-11-2008-00:03 удалить
Спасибо)) Теперь по вопросам:
1. Ээто не руль, а ручной тормоз - если его покрутить, начнут затягиваться тормозные колодки и дрезина остановится. Ручник надо было куда-то поставить, а так как места в кабине мало, решили прицепить его к рулевому колесу.
2. Так это же организованные покатушки - то есть на это тоже была договорённость. А вообще уехать в кабине по узкоколейке очень просто - местные жители в основном так и ездят. Даже кабины специально делаются побольше в расчёте на пассажиров.
La_anarquia 17-11-2008-00:07 удалить
аха, терь ясно...ну, изобретатели они, конечно, еще те)с фантазией)


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Болонь | Traveler_in_Time - Дневник Traveler_in_Time | Лента друзей Traveler_in_Time / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»