На самом деле, она находится не так далеко от Москвы - в пределах пары-тройки часов пути (не считая времени, проведённого в пробках). Когда-то давно я уже писал ней, причём о самой интересной и неизведанной её части - линии
от Вологды до Архангельска. Потом было несколько коротких поездок в ближние к Москве её части - в рамках подготовки к выставке "Потерянная магистраль". Тогда была цель быстро отснять несколько станций из известного списка, не вдаваясь в подробности самой линии. И вот, наконец, вторая "исследовательская" поездка в эти края - на линию Александров - Иваново - именно посмотреть, поискать, а заодно снять несколько давних вопросов. И пусть не всё из намеченного удалось посмотреть - поездка оказалась весьма интересной и познавательной.
[466x700]
Выезд рано утром 3-го января, по пустой дороге держим путь на Юрьев-Польский.
Первая остановка - небольшая станция Рязанцево главного хода Северной ж.д., участок Александров - Ярославль (весьма условно, но так понятнее). По сведениям с профильных сайтов, станция пережила форменный погром - сгорел деревянный вокзал, потом снесли кирпичную водонапорную башню времён постройки дороги (то есть 1870 года). Осталось здание бывшего одностойлового паровозного депо, и вроде на этом всё. Но уже на переезде попалась небольшая и очень колоритная избушка - линейно-путевое здание XIX века, проще говоря - домик обходчика. Такие часто ставили и на переездах через железные дороги. Оставляем его на потом и идём к бывшему депо. Одностойловое - значит, на одно стойло, то есть рассчитанное на один паровоз.
Бывшее одностойловое паровозное депо
[700x466]
После утраты своей исходной функции одноэтажное здание депо было разделено на два этажа и передано то ли под железнодорожную больницу, то ли под амбулаторию. Затем, после пожара в старом деревянном вокзале, какое-то время оно выполняло роль помещения дежурного по станции. Сохранился след от въездных ворот в здание, он обращён к существующему современному вокзалу.
Рязанцево, бывший въезд в бывшее депо
[700x495]
Новый вокзал не представляет никакого интереса - вполне современное здание, каких много и каких станет ещё больше. Может быть, лет через 70 он и привлечёт чьё-то внимание, но пока - "дежурный" снимок, "чтобы было". А за вокзалом скрывается ещё одна водонапорная башня, о которой не было никакой информации - бетонная, относительно поздняя, но довольно любопытная.
Рязанцево - водонапорная башня
[466x700]
И, наконец, линейно-путевое здание на переезде. Находится на самом виду, расположение и архитектура однозначно говорят о том, что это железнодорожная постройка, что здание старое, но почему-то ни одного его фото в сети я не нашёл. Поэтому - премьера)) И теперь мы знаем, как выглядели подобные здания, чтобы в случае чего уверенно опознать (или не опознать) их.
Рязанцево - линейно-путевое здание
[700x464]
Следующие остановки - село Сима и его окрестности, не менее интересные с исторической точки зрения, но несколько выбивающиеся из железнодорожной темы поездки. Для них нужен отдельный рассказ, а наш следующий пункт - село Осановец и соответствующий ему остановочный пункт. Здание на нём не выглядит совсем старым, скорее это что-то советское. Однако, расположение и отсутствие вокруг него других домов позволяют отделить его от сельской застройки и отнести к железной дороге. Интересный момент - здесь нет пассажирской платформы, а судя по расположению знака "остановка локомотива", пассажиры выходят прямо на железнодорожный переезд.
Здание на о.п. Осановец
[667x470]
И, наконец, одна из целей поездки - небольшой городок (и станция) Гаврилов Посад. Статус города он получил ещё в 1789 году, а в 1890-е годы сюда пришла железная дорога. На станции сохранились вокзал, водонапорная башня и два жилых дома. Деревянный вокзал обложен кирпичом, и только резные узоры фронтонов подсказывают, что когда-то он был нарядным теремом, какие стояли на каждой станции Северной железной дороги.
Вокзал станции Гаврилов Посад
[700x466]
Зал ожидания выглядит обычно - крашеные стены, полное отсутствие какого-либо декора. Бросаются в глаза необычно тонкие внешние стены. Но это как раз обычно для деревянного здания - дерево гораздо лучше держит тепло, чем камень или кирпич.
Следующее здание, которое видно из поезда - водонапорная башня. Компоновка обычная - кирпичный низ и деревянный верх или "шатёр", в котором находится водяной бак. Судя по сохранившейся трубе, внутри подразумевается печь, которая использовалась для подогрева воды в баке в холодное время года. Деревянный шатёр не сохранил никакого декора, однако, аналогичные башни стояли на линии Вологда - Архангельск, и у них с декором было всё в порядке. Известны архивные фото таких башен на станциях Вожега и Обозерская, в обоих местах утраченные. Тем ценнее та башня, которая есть в Гавриловом Посаде. Удивляет её небольшой размер. Если с участок Вологда - Архангельск всё более-менее понятно - изначально он строился узкоколейным и имел паровозы небольших размеров, не требовавших много воды, то здесь причина, видимо, в достаточном количестве воды на станции - через город протекают речка Ирмес и её приток Воймига.
Водонапорная башня на станции Гаврилов Посад и такая же башня (ныне не существующая) на станции Вожега Вологодско-Архангельской линии. От лестницы на второй этаж остались только три рельса, служивших несущими балками площадки
[700x526]
Но самое интересное в Гавриловом Посаде - это служебные жилые дома, стоящие во втором ряду застройки и не видимые из вагонов поезда. Это почти тот же "северный стиль", что мы видели на линии Вологда - Архангельск. Массивные стены, большой вылет кровли, множество резных украшений. Отличие этих домов - их одноэтажность, здесь чердак ещё не стал вторым этажом, и относительно небольшой подъём кровли, более пологая её форма. Сохранилось два дома, по-видимому, можно можно провести аналогию с другими станциями других железных дорог: один из них для руководства станции, высших чинов, и второй - для сотрудников низшего ранга.
Гаврилов Посад. Жилой дом за вокзалом
[700x466]
Детали архитектуры
[700x466]
И ещё раз они же
[700x466]
Второй жилой дом, на четыре семьи, побольше и подальше от путей
[700x466]
Он же с другой стороны. Здесь его покрасили
[700x466]
И весьма древний двухэтажный сарай при первом доме
[700x466]
Уже в темноте приезжаем в Юрьев-Польский. Станция - это нечто необычное. Вдоль путей стоит целый фронт из жилых домов конца XIX века - конечно, какие-то из них обросли поздними пристройками и металлическими заборами, не обошлось без стеклопакетов, но всё равно - настолько сохранившийся посёлок - это что-то необычное. Уже в темноте пытаемся снять водонапорную башню, опять же "Вологодско-Архангельского" проекта, автором которого считается прославленный впоследствии Лев Кекушев. Постройки Северной железной дороги - это ранний период его творчества. Давний вопрос о проекте башни (такой же или нет, как на участке Вологда - Архангельск) решён окончательно и положительно. Можете сравнить башню в Юрьеве-Польском с башнями на станциях Лепша и Вандыш Архангельского участка - ссылка была в начале поста.
Юрьев-Польский. Водонапорная башня в свете станционного прожектора. Нижний этаж заслоняют тени от стоящих на путях вагонов
[678x485]
На ночь уезжаем в Кольчугино, город, который опять же заслуживает отдельного рассказа. Рассвет встречаем на станции.
Железнодорожный рассвет. Станция Кольчугино
[700x466]
На станции Кольчугино находим примерно те же постройки, что и в Гавриловом Посаде за исключением вокзала, который снесён и заменён новым (или, как вариант, реконструирован до неузнаваемости). Водонапорная башня того же проекта, но без деревянного шатра (он был, но его разобрали), и два жилых дома примерно той же степени сохранности.
Кольчугино. Жилой дом на станции
[700x466]
Кольчугино. Остатки водонапорной башни
[700x466]
Второй жилой дом основательно зарос, но его мы знаем по станции Бавлены, куда тоже заглянем
[700x466]
На станцию Бавлены я заезжал в 2013 году при подготовке выставки "Потерянная магистраль". Там сохранялся последний неперестроенный типовой вокзал Ивановской линии - с резными столбами на крыльце, окнами с оригинальной расстекловкой (а не надоевшими дешёвыми стеклопакетами) - словом, хотелось увидеть деревянный терем времён Саввы Мамонтова. Увы - нет! Терема более не существует. Весь декор ободран, в окнах те самые уродливые стеклопакеты, на крылечке покосившиеся новодельные резные столбы из клееной древесины, которые в уличных условиях простоят лет пять. Вышедший дежурный выдал стандартный набор фраз: да тут всё гнилое было, если бы не заменили - само бы упало. Правда, сказал, что резьбу будут изготавливать заново, но уже имеющиеся столбики из клееного дерева позволяют усомниться в её долговечности. Первозданный вид вокзала остался только на фото. Что ж, вспомним, каким он был.
Вокзал Бавлены. Сентябрь 2013 года
[680x510]
И он же в январе 2016 года. Как говорится, "почувствуйте разницу".
[700x466]
Два жилых дома при станции остались без видимых изменений. Первый мы видели в Гавриловом Посаде, а второй - тот самый, который не удалось рассмотреть на станции Кольчугино.
Жилой дом в Бавленах
[700x466]
И второй дом - поменьше
[700x466]
А между ними притаился погреб-ледник для скоропортящихся продуктов. Такие были на всех станциях.
Станция Бавлены. Ледник
[700x466]
И, наконец, Юрьев-Польский. Первые впечатления от станции я уже описывал, теперь смотрим то же самое при свете дня. Первым делом - к башне. Да, на свету это оказался всё тот же проект, автором которого считается Л.Н. Кекушев. Башня в хорошем состоянии, но используется, похоже, как собачья будка - при попытке подойти к двери внутрь из неё выбегает приличных размеров собака на привязи и оглашает окрестности громким лаем. Проверять дружелюбность собаки я не рискнул и ограничился фото с безопасного расстояния. "Парадное" фото башни я поставил в заголовок поста, а теперь детали.
Станция Юрьев-Польский. Деревянный шатёр водонапорной башни
[700x466]
А вот такая же башня на станции Вандыш Вологодско-Архангельской ж.д., фото конца 1890-х годов
[449x700]
Рядом с башней снова деревянный терем - это дом смотрителя башни. Он же отапливал её зимой.
Станция Юрьев-Польский. Дом смотрителя башни
[700x466]
Рядом с башней нашлось небольшое продолговатое кирпичное здание под двускатной крышей. Заподозрив его назначение, обхожу его и вижу заложенный проём во всю стену - похожее паровозное депо на одно стойло было в начале нашего пути - на станции Рязанцево.
Станция Юрьев-Польский. Бывшее паровозное депо, ворота находились в торцевой стене, на фото она справа
[700x466]
Рядом с бывшим депо стоят два вагона - обычный зелёный ЦМВ и нечто, в чём я заподозрил вагон, попавший к нам с железных дорог Германии.
ЦМВ и трофейный (?) немецкий вагон
[700x466]
И, наконец, пристанционный посёлок. Чего тут только нет! Дома типовые и нетиповые, невероятные резные узоры наличников и кровель, какие-то сказочные растения, расцветшие над входами в дома. Выложить всё нет возможности, поэтому буквально несколько снимков.
Жилые дома для железнодорожников. Станция Юрьев-Польский
[700x466]
[700x466]
[700x466]
Здание, по всей видимости, школы, а сейчас - детский сад
[700x466]
[700x449]
[700x466]
[700x466]
Невероятное резное крылечко одного из домов
[466x700]
Даже (извиняюсь) обычный с виду туалет оказывается чем-то доисторическим
[466x700]
Поэтому, приезжая в Юрьев-Польский, к его известным историческим и культурным ценностям, которых он имеет великое множество, не забывайте потратить десять минут и заглянуть в железнодорожное прошлое этого замечательного города.
Ну и напоследок - деревянный вокзал в Юрьеве-Польском точно так же обложен кирпичом, как и Гавриловом Посаде. Движения по линии почти нет, поезда идут рано утром или поздно вечером, поэтому днём вокзал закрыт.
Станция Юрьев-Польский. Вокзал
[700x466]
Тепловоз ЧМЭ3-1366 приписки Северной железной дороги. Станция Юрьев-Польский
[700x466]