Первые тёплые дни и первая в этом году "железнодорожная" экспедиция - совсем небольшая. С работы отпустили совсем рано (бывает же!), вполне можно успеть на дневную электричку.
Решил ехать на Рижское направление. Справделивости ради замечу, что участок за Шаховской мне уже более-менее знаком - прекрасные здания в Княжьих Горах, сталинский вокзал в Погорелом Городище и великолепный ансамбль станции Зубцов стали достойными экспонатами выставки "Потерянная магистраль". А вот с "ближним" участком как-то не складывалось - несколько спонтанных проездов по нему абсолютно ниче не запомнились.
По Москве Рижский ход более-менее известен - остатки депо Москва-пассажирская сразу за Рижским вокзалом, удивительный ансамбль депо Подмосковная и (увы!) заброшенный и аварийный деревянный вокзал там же в Подмосковной, уцелевшая часть павильона на бывшем разъезде Покровское-Стрешнево уже описаны в более ранних постах. Но стоило выбраться за МКАД и сразу же начались открытия.
Участок до Красногорска интересен разве что диким количеством новостроек и жутковатым зрелищем горнолыжной трассы - вот есть в этом грандиозном трамплине что-то нечеловеческое. А дальше - началось!
Линейно-путевое здание или, проще говоря, домик обходчика на переезде в Опалихе, теперь почти не видно за забором из металлического листа, но ничего больше не изменилось.
[700x508]
Аникеевка.
Кто бы мог подумать ещё лет пять назад, что я не просто выйду из поезда, но специально вернусь на остановку назад, чтобы посмотреть типовой, проще некуда, остановочный павильон. А вот пришлось - такие павильоны исчезают со страшной скоростью и, вероятно, скоро их вообще не останется - их сменят пластиковые навесы на четырёх столбах-опорах.
[700x525]
Несмотря на всю свою простоту, павильон несёт в себе все черты "сталинского" стиля в архитектуре - арочные оконные проёмы с наличниками, венчающий карниз, декоративные вставки над окнами. Интересно провести аналогию с другими подобными зданиями - посмотрим:
Аникеевка:
[700x525]
Платформа Рабочий Посёлок Белорусского направления - вероятно, первое здание подобного рода:
[700x524]
Это ещё вокзал с очень маленьким, но всё же полноценным кассовым залом, а в Аникеевке - именно павильон. Вероятно, проект был упрощён, но сходство налицо. И вокзал Погорелое Городище в Тверской области - полноценное пассажирское здание с теми же элементами декора.
[700x525]
Павильон в Аникеевке по старинной РЖДшной традиции покрашен в "корпоративные" серо-красные цвета, но по не менее старинному стремлению железнодорожников к тотальному раздолбайству, покрашены только те три фасада, которые можно увидеть с проходящих поездов. Четвёртый фасад, противоположный путям, никто красить не стал.
[700x525]
И, наконец, Нахабино - "
первая станция в Звенигородском уезде, на 31 версте от Москвы", согласно изданному в 1909 году "Спутнику по Московско-Виндавской железной дороге".
Изящную водонапорную башню 1901 года постройки изуродовали ещё в середине 2000-х, снеся подчистую деревянный шатёр, выкинув клёпаный металлический бак для воды и накрыв уцелевшую часть какой-то нелепой крышей. Про башню мы тоже говорили на осенней выставке.
Для сравнения - такая же башня, только целая, на станции Княжьи Горы:
[524x700]
А вот что осталось в Нахабино.
[541x700]
На этом известное закончилось и начались открытия. Преимущество ранне-весенних и поздне-осенних поездок в том, что совсем нет листвы и можно детально рассмотреть то, что летом вообще не видно. Так и случилось. Ну и, конечно, можно смотреть дороги и станции из окна поезда, но если есть такая возможность - надо выходить из вагона и смотреть всё "пешком".
Спускаясь с пешеходного мостика, я увидел большой деревянный жилой дом, поразительно напомнивший "дальнюю" часть Рижского хода - такой же дом стоит на станции Зубцов, пару лет назад и в Княжьх Горах был ещё один такой же дом, но заброшенный. На свете всё логично и предсказуемо: от последнего сейчас остались лишь обгорелые руины с небольшим фрагментом уцелевшей стены с характерным рисунком обшивки.
[700x524]
Дом в Нахабино живёт своей жизнью, а его детали позволяют уверенно отнести его ко времени постройки Московско-Виндавской железной дороги - к 1901 году.
[700x399]
Дальше опять включается логика. На небольших станциях, сколько-то которых я уже видел, Московско-Виндавской дороги строилось по два жилых дома - один побольше, который мы уже нашли, и ещё один поменьше. Они стояли недалеко друг от друга и явно тяготели к вокзалу и остальным зданиям. Ага. А вот что это там виднеется в кустах за забором, среди всяких сараев и прочих пристроек? Уж очень подходящий размер и форма здания. Пришлось серьёзно попрыгать по грязи и поискать дырки в заборе, прежде чем удалось разглядеть характерную обшивку верхней части стен - из досок с закруглёнными краями абсолютно узнаваемой формы. И второй жилой дом тоже нашёлся в Нахабино.
Итог весьма неплохой - два сохранившихся оригинальных деревянных здания и остатки от башни. Лучше бы, конечно, башня была целая, но увы...
Потом был ещё визит к депо Нахабино, но там всё оказалось вполне ожидаемо - электрички, как целые, так и отдельные вагоны, что-то списано, что-то погорело (ЭМ2-03101, например), попался уже разобранный вагон из депо Домодедово (ЭМ2-02703 - на фото). Впрочем, пока это всё довольно обычные вещи.
[700x525]
Стоя на краю деповской территории, опять удивился редкостной "извилистости" Рижского хода, особенно непривычной после прямой и ровной Петербурго-Московской линии.
Будем изучать эту линию - надеюсь, впереди ещё много открытий и находок.
[700x525]