В марте этого года попал на станцию Белгород - спустя десять с лишним лет после первого знакомства с этим местом из окна проходящего поезда.
В далёком уже 1998 (или около того) году на входных стрелках этой станции мне впервые попались "дикие" паровозы - не музейные, не памятники, а просто паровозы - стоящие прямо на деповских путях, в меру ржавые, без следов какого-либо "благоустройства". Две послевоенных "Эрки". И такое зрелище я видел каждый раз, проезжая через эту станцию. Менялось количество паровозов, менялись сами машины, но они там были всегда. Поэтому всегда хотелось попасть на эту станцию. И вот - получилось. Нашлись и паровозы - "Эрка" и "Лебедянка" на тех же путях.
Паровоз Эр 791-88 Юго-Восточной ж.д., депо Белгород
[700x524]
Белгород - пограничная станция, поэтому первое время было как-то не по себе - мало ли, примут за шпиона или террориста какого. Поди потом докажи, что всего лишь за паровозами ходил. Но нет, на станции оказалось на удивление спокойно. Главное - не соваться в зону пограничного контроля в то время, когда там проверяются поезда. В это время там дежурит бригада пограничников, которая не подпускает никого к вагонам. Проверять совместимость пограничников с фотографированием я не стал и отправился в депо.
Ещё по пути по другую сторону станции нашёлся третий паровоз - довоенная "Эмка", памятник. Интересная машина, хотя и не очень редкая - их осталось довольно много именно в качестве памятников.
Паровоз-памятник Эм 713-50, станция Белгород
[700x524]
Но вот уже показались два деповских паровоза - Эр 791-88 и Л-2309. "Эрка" вызвала больший интерес, так как приписана не к Московской, а к Юго-Восточной железной дороге. Есть что-то такое в технике не с привычной Московской ж.д., а с других, дальних дорог, тем более, когда это паровоз.
Экипажная часть паровоза Эр 791-88. Знак Юго-Восточной железной дороги и ржавый след от герба СССР на будке
[700x524]
Следом стоит паровоз Л-2309, это уже Московская железная дорога. Надпись "ТЧ-42" говорит о том, что паровоз пришёл с базы запаса при недавно закрытом депо Рославль. Сохранился и инвентарный номер паровоза, под которым он числился на этой базе.
Машины не убитые, на первый взгляд даже комплектные, в обычном для базы запаса состоянии. К сожалению, их перспективы, точнее, отсутствие этих перспектив, тоже вполне понятно.
Паровоз Л-2309 из депо Рославль
[700x524]
Будка паровоза Л-2309
[700x524]
Вроде и всё, надо возвращаться. Решил идти прямо через территорию депо, так как у них есть и свой рабочий паровоз, используемый в разного рода праздничных поездках. Но на улице его не оказалось, зато за вагонами неожиданно мелькнул силуэт ещё одной "Эрки".
Паровоз Эр 762-91 Юго-Восточной ж.д., депо Белгород
[700x524]
Паровоз стоял как на выставке - не закрытый другими вагонами или локомотивами, на свободном участке пути, да ещё на фоне старых корпусов. Непонятно, какой год на дворе - то ли 2012-й, то ли 1950-е - ничего современного в кадр не попало. Очень редко удаётся сделать такие снимки, обычно они получаются где-то "на природе" - на перегонах или маленьких станциях. А тут - прямо в депо.
Состояние паровоза точно такое же, как у первых двух машин.
Ещё раз Эр 762-91. Вдалеке справа виден паровоз Эр 791-88
[700x524]
По пути на станцию фотографирую восстановительный поезд с техникой, переделанной из каких-то военных машин. Довольно обычная, кстати, вещь, но такие поезда почти всегда охраняются. Поэтому все их снимки получаются на ходу, из окна поезда.
Восстановительный поезд
[700x524]
Напоследок, уже на станции меня догоняет ещё один символ железнодорожного прошлого - электричка ЭР2-956 сообщением Курск - Белгород. Это местный "экспресс повышенной комфортности", поэтому вагоны раскрашены довольно пёстро. Ради приличия интересуюсь у перронного контроля, как тут у них с фотосъёмкой и получаю полное безразличие - "Ну хочешь - снимай". Конечно, пользуюсь этим разрешением.
"Кругломордая" электричка ЭР2-956, станция Белгород
[700x524]
Кстати, потом оказалось, что в Белгороде есть и ещё один паровоз - тоже памятник, стоящий на одной из городских площадей. Но его я увидел уже ночью, поэтому фото не осталось.
Вот такой "паровозный музей".