В продолжение предыдущего поста о поездке в Ранцево.
В 2005 году в посёлке Ранцево кроме разъезда широкой колеи существовала довольно мощная торфовозная узкоколейная линия на Кувшиново. В 2005 году мне удалось проехать по ней до станции Кувшиново в кабине тепловоза, тащившего состав из 10 - 15 вагонов с торфом для кувшиновской ТЭЦ. В последнее время об этой линии ходили самые разные слухи - то ли она разобрана, то ли ещё работает. Хотелось посмотреть, что там происходит на самом деле.
Тепловоз ТУ4-3071
[700x524]
К сожалению, линии на Кувшиново уже нет, пути сняты. Удалось поговорить с местными пожарными, раньше входившими в состав Ранцевского торфопредприятия. Несмотря на упадок торфяного хозяйства, пожарная часть уцелела, что неплохо, так как в большинстве случаев закрытие торфопредприятия означает и ликвидацию его ведомственной пожарной охраны. К чему это приводит, мы уже видели в прошлом году. На задворках пожарной части стоят цистерны от пожарного поезда - раньше они были на всех торфопредприятиях наряду с обычными пожарными машинами.
Вагоны узкоколейного пожарного поезда
[700x524]
Списанная техника у пожарной части
[700x524]
По словам пожарных, линия на Кувшиново полностью разобрана, добыча и вывоз торфа ведутся только в районе посёлка Ключи. Нормальной автодороги туда нет, поэтому там ещё сохраняется движение поездов. Станция Торфяная в посёлке Ранцево, бывшая центральной станцией всей узкоколейки, практически не действует, но пока не разобрана. Узкоколейное депо цело, там есть какая-то техника. Торфобрикетный завод закрыт и разрушен.
Что ж, идём смотреть остатки былой роскоши.
Все производственные здания объединены в один комплекс - ремонт тракторов и прочей техники для добычи торфа, и здесь же локомотивное и вагонное депо узкоколейной железной дороги. Отдельно стоит только торфобрикетный завод. Вместе получается внушительный комплекс зданий.
Механические мастерские
[700x524]
Развалины торфобрикетного завода. В маленьком здании слева располагался участок выгрузки торфа из вагонов, по высокой насыпи к нему подходил узкоколейный путь. Выгруженный торф по наклонной эстакаде подавался на завод для переработки
[700x524]
Черты "сталинской архитектуры" на фасаде механического корпуса
[700x524]
Механический корпус наполовину заброшен, кое-где уже рухнула крыша, во многие цеха можно зайти. Обходим его в поисках уцелевшей техники.
Один из цехов механического корпуса. Справа сохранился узкоколейный путь
[700x524]
За механическим цехом нашлись тепловоз ТУ4-3071, снегоочиститель и несколько вагонов.
Тепловоз ТУ4-3071, он же в заголовке поста
[700x524]
Деревянный товарный вагон
[700x524]
Поднялся в кабину ТУ4 - как и следовало ожидать, всё разбито и разграблено, хотя сам тепловоз не производит впечатления безнадёжно убитой техники - дизель и другое оборудование под капотом в масле и без следов разгрома. В кабине всё знакомо, сразу вспомнилась поездка в январе 2005 года. Не в этой ли кабине я проехал тогда эти километры до Кувшинова? Всё-таки нет, не в этой. Этот тепловоз серый, а я ехал в зелёном.
Пульт управления тепловоза ТУ4-3071
[524x700]
Вид из кабины тепловоза
[700x524]
Недалеко валяется кабина от ещё одного ТУ4, номер 2460. Вот это, похоже, то самое - и номер примерно такой же, и цвет. Встретились, называется. Надо будет поднять архивы из той поездки, посмотреть точный номер тепловоза.
Кабина ТУ4-2460
[700x524]
За торфовозным вагоном притаился ещё один раритет - прицепной плужный снегоочиститель. Вот он точно не поменялся за прошедшие годы, как был раздолбанным так и остался. Только вместо прогнившего деревянного пола ему соорудили новый из чего попало.
Снегоочиститель
[700x524]
Внутри снегоочиститель выглядит очень интересно - дело в том, что управление спуском и подъёмом ножа и раскрытием крыльев у него ручное. Снегоочиститель не имел никакой силовой установки и отбирать мощность для управления ножом и крыльями ему просто неоткуда. Поэтому нож уравновешивается системой грузов, а для раскрытия крыльев устроены специальные штурвалы. Для работы снегоочиститель ставился перед тепловозом и направлялся как таран на снежный занос. Снег при этом раскидывался в стороны.
Приборы управления снегоочистителем. Впереди противовес с рычажной системой для подъёма ножа, по бокам штурвалы для раскрытия крыльев
[700x524]
Обойдя весь механический компекс, мы поняли, что в одно из помещений доступа всё-таки нет - входы или надёжно перекрыты, или просто заложены. Может быть, там осталось что-то действующее? Так бывает, что наиболее целая техника остаётся запертой в депо, когда вокруг ничего уже нет. Конечно, и до неё в конце концов доберутся, но какое-то время она будет стоять в сохранности. И точно - нашлась щель в воротах, куда удалось просунуть фотоаппарат. За воротами оказались две уцелевшие машины - тепловоз ТУ4-2530 и самоходная электростанция ЭСУ, номер не виден.
Непонятно, поедут они ещё когда-нибудь или нет, но пока они целы, узкоколейка ещё жива.
ТУ4-2530 и какая-то ЭСУ в депо
[700x524]
Вот такая поездка по железнодорожной истории. Вселяет некоторую надежду, что судьба ранцевской узкоколейки небезразлична любителям железнодорожной истории из Твери и области, есть даже идея её восстановить и использовать дальше. Посмотрим, что из этого выйдет и пожелаем удачи энтузиастам.
[700x524]