• Авторизация


Велосипедный фонарь на светодиодах 09-03-2008 17:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Итак, относительно недавно приобретенного мной BLS-06..

Как и предполагалось, мне показалось маловато света от галогенки велосипедного фонаря. Ещё показалось, что она слишком быстро сажает аккумуляторы. Поэтому было принято решение заменить галогеновую лампу на светодиод.
Сразу отмечу, что цели собрать зенитный прожектор я перед собой не ставил. Хотелось просто довольно яркого света при относительно низком энергопотреблении.

Как только светодиод попал мне в лапы, произвёл нехитрый сравнительный тест:
[624x449]

Для подключения светодиода к аккумуляторам фонаря решил использовать следующую схему драйвера:

[467x356]

(С формулы внизу рисунка очень просто рассчитать величину резистора для необходимого тока. Т.е сопротивление резистора равно - 1,25 разделить на требуемый ток. Для стабилизаторов до 0,1 ампера мощность резистора 0,25 W вполне годиться. На токи от 350 мА до 1 А рекомендуется 2 вата.)

Схемка выполнена на стабилизаторе тока LM317T (Imax = 1.5А), к которому можно подключать светодиоды и матрицы, с мощностью до 5 ватт. Несомненное достоинство такого драйвера - его компактность и высокая эффективность.

*уже на этапе сборки выяснилось, что LM317 при слегка разряженных аккумуляторах м(в моём случае - 5в.) уже не держит напряжения, необходимого для яркоко свечения светодиода. Рекомендую применять данную схему при напряжении питания более 5,5 в. Тогда она работает наиболее эффективно.
Поэтому я отказался от стабилизатора и подключил светодиод последовательно с резистором 2,3 ом - это дало 0,45 ампера на диод (при полностью заряженных аккумуляторах), но так как диод посажен на довольно внушительный радиатор, перегрузка некритична. Так-же была реализована возможность регулировки яркости. Для этого сделано переключение питания диода через вышеупомянутый резистор в 2,3 ом, или через резистор с бОльшим сопротивлением (напр. 3,6 ом ). переключатель выведен наружу корпуса, вместе с выключателем "дальнего света".

Для установки светодиода использовал Г-образный радиатор, толщиной 5 мм., часть которого выведена наружу через щель в корпусе. Закреплял радиатор на корпусе при помощи эпоксидного клея, смешанного с алюминиевой стружкой. Попутно просверлил в самой нижней части корпуса три дырки для дренажа, во избежание затопления электроники в дождь :)
Для освещения дороги под колесом поставил "ближний свет" на 6-ти светодиодах, выковырнутых из умершего китайского фонарика за 100 рублей. Пока приклеил их на двусторонний скотч и термоклей к коллиматору Люксеона, наклонив градусов на 15-20 вниз. Запитал их через резистор, от цепи галогенки, которая стояла на фонаре изначально (то-есть через "родной" контроллер) Можно использовать вместе с "дальним светом", или отдельно


[329x400]

[523x400]


[350x400]

ИТОГО ИМЕЕМ:

[600x347]

Полученные режимы работы и потребляемый ток:

Дальний свет
яркий = 0,45А
эконом = 0,3А
Ближний свет
яркий = 0,3А
эконом = 0,2А
Габаритный огонь (был на фонаре изначально)
постоянное свечение = н.д.*
"мигалка" = прибл. 0,03А
________________________
* после сборки обнаружил, что родной контроллер напрочь забыл режим постоянного свечения габаритов. С чем это может быть связано, не представляю.

Относительно яркости светового пучка сказать пока могу только одно - на стене дома напротив (30-35 метров)он виден четко даже при включенном уличном свете. Вполне сопоставим с ближним светом автомобильной фары. Никакие пятидиодные КетАи и галогенцы даже рядом не стоят!
Как сойдёт снег, надо будет покатать его по лесам... :)

Относительно длительности свечения: на пальчиковых аккумуляторах (1200 мА/ч) в самом прожорливом режиме "яркий дальний" + "яркий ближний" продержался 4 часа. (заметная потеря яркости пошла после 2,5 часов работы)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (17):
Переделал "ближний свет"
Сократил с 6-ти до 4 светодиодов и нормально закрепил на плате
[600x409]
Zzyzx_Zzyzx 11-03-2008-23:36 удалить
Не уверен, что поможет - по мне, так галогенка лучше. Я эксперементировал со светодиодами, на шлем и сейчас их ставлю + мигалка на руле чтобы не сажать батарею у главной фары. У светодиода свет слишком белый (горячий) и далек весьма от природно-солнечного. Поэтому освещение кажется неестественным и предметы (и их отсутствие, вроде доски на мосту) различаются хуже. В принципе, это все говорит и теория, но и практика, как мне кажется, подтверждает.
Zzyzx_Zzyzx, Ужасаюсь, как люди на тачках с ксеноном ездиют... Вот уж у него действительно неестественный свет. :)
Не удалось нарыть в продаже "тёплые" светодиоды по удобоваримой цене. Нишщмагла я, нишмагла...
А если сравнивать с галогенкой, которая стояла на фонарике - видно гораздо лучше независимо от спектра свечения. Серую кошку, валяющуюся на газоне в 15-ти метрах видно, и слава богу... :)
Мартский_Кот, а вообще в какой целью ты это купил?
Кот_Бутерброд, Шоб не убитца какнить поздним ночером на веле. С какой-же исчо? )))
Мартский_Кот, я просто тоже катаюсь, но не испытываю серьезных проблем со светом.
Zzyzx_Zzyzx 13-03-2008-01:04 удалить
Ну да, у галогенки цветовая температура где-то 2500...3000, у ксенона около 4000...6000 (почти как у солнца, "6000К холодный белый с легким голубым, этот свет выбирают 90% покупателей"), а у светодиода простого уже 6000-8500. Он белее ксенона.
Исходное сообщение Мартский_Кот
Кот_Бутерброд, "Есть-ли свет за МКАДом?" (с)

:)

))) это многое объясняет)))))
Zzyzx_Zzyzx, В вашем комментарие ключевое слово, надо полагать, "ПРОСТОГО". Посмотрите datasheets на современные светодиоды. Откроете для себя много нового )))
Zzyzx_Zzyzx 23-03-2008-21:25 удалить
Так на них же денег нету...
"Сегодня, единственным недостатком светодиодов является их цена. Один люмен, излучаемый светодиодом, стоит в 40 раз дороже, чем у галогенных ламп".
Лучше велик новый купить, а галогенку оставить...
Zzyzx_Zzyzx, В 40 раз дороже?... Это потуги на получение премии Дарвина? :) Вы откуда это взяли?

Кстати, посчитайте средний срок жизни этого самого галогено-люмена в отношении срока жизни светодиодо-люмена. А потом посчитайте соотношение цены галогенки и светодиода.
А ещё есть такой показатель, как светоотдача на единицу потребляемой мощности... )))
Zzyzx_Zzyzx 23-03-2008-23:01 удалить
Исходное сообщение Мартский_Кот
Zzyzx_Zzyzx, В 40 раз дороже?... Это потуги на получение премии Дарвина? :) Вы откуда это взяли?

Кстати, посчитайте средний срок жизни этого самого галогено-люмена в отношении срока жизни светодиодо-люмена. А потом посчитайте соотношение цены галогенки и светодиода.
А ещё есть такой показатель, как светоотдача на единицу потребляемой мощности... )))

Ну да, ясно, что ЛЕД куда как лучше, чем лампочка, спору нет (про 40 раз - из какой-то статьи, соврали, да и черт сними). Но по факту, когда едешь на велосе ночью по тропинке сквозь кусты, по мне, так с галогенкой лучше. Средняя скорость получается выше, по моим подсчетам. Чувствуешь себя увереннее. А насчет мощности, так это да - батарееек хватает на 1,5 поездки, приходится брать иногда запасную фару. Можно, конечно, и поставить фару с продвинутым светодиодом нужной цветовой температуры, но как же убедиться при покупке, что он достаточно продвинут, чтобы светить, как надо?
Вот-вот... Убедиться сложно... Даже разобрав фонарь толком не поймёшь, что имеено внутри. Вообще, у нас в стране сейчас можно купить только трёхкопеешный фальсификат, либо что-то более-менее нормальное по цене самолёта Посему пока собрал бета-версию фонарика на том, что нарыл... Жду посылку с современными технологиями из Гон-Конга :)
Если кому из подписавшихся интересно, то описанный в посте фонарик безнадёжно погиб прошлой осенью. Одного довольно нежного кувырка машины через руль хватило для того, чтоб от фонаря остались только светодиоды, контроллер и батарейки :)
Пластиковые фонари реально не рулят. Не повторяйте моих ошибок ;-)
Ответ на комментарий Zzyzx_Zzyzx # Zzyzx_Zzyzx, Про среднюю скорость...
С двумя светиками Cree Q5 (дальний+ближний) летал на скоростях до 50 по неосвещённому шоссе и до 35 по аллейкам Ботанического сада РАН.... Галогенка нервно курит в сторонке, если честно
Zzyzx_Zzyzx 19-05-2010-02:26 удалить
Ответ на комментарий Мартский_Кот # К осени надо будет купить (сейчас и так светло), посмотрим. Но я имел ввиду тропы в лесах Подмосковья, они более извилистые и снабжены упавшими деревьями и торчащими сучками. Иногда еще тросик или веревочку могут натянуть, в знак собственности на землю.


Комментарии (17): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Велосипедный фонарь на светодиодах | Мартский_Кот - Мой мяфный бложик | Лента друзей Мартский_Кот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»