Это цитата сообщения
Runelagu Оригинальное сообщениеАюрведа. Признаки счастливой и полезной жизни
В начале Сутрастханы Чарака Самхиты утверждается, что жизнь может быть полезной (хита), бесполезной (ахита), счастливой (сукха) и несчастной (духкха). В последней тридцатой главе Сутрастханы Чарака описывает признаки (свалакшана) полезной и счастливой жизни.
Счастливая жизнь (сукхайу) возможна при следующих условиях:
- Шарира-манасабхйам-рогабхйам анабхидрута – отсутствие телесных и ментальных болезней
- Вишешена йаувана – моложавость
- Сама-артха-анугата – следование по пути, гармонично соответствующему пурушартхе – четырем целям человеческой жизни, а именно дхарме, артхе, каме и мокше
- Бала – сила, терпение, прочность, стойкость
- Вирйа – энергичность, подвижничество
- Йашас – доброе имя, достоинство, честь
- Пауруша – человечность, преданность Богу
- Паракрама – находчивость, предприимчивость, проактивность
- Джнана – теоретическое духовное знание
- Виджнана – духовное знание, основанное на собственном опыте, мудрость
- Индрийа-индрийартха-бала-самудайа – сильные и здоровые органы чувств, сосредоточенные на сильных и здоровых объектах
- Вартамана – присутствие в настоящем
- Парамариддхи-ручира-вивидха-упа-бхога – ощущение достатка, изобилия, красоты и великолепия и поддержки
- Самриддха сарварамбха – достижение желаемых результатов и целей
- Йатхешта чари – возможность отправиться туда, куда хочется
Несчастная жизнь характеризуется противоположными проявлениями и ведет к болезням.
Благотворная жизнь (хитайу) – означает здоровая жизнь, приносящая пользу самому человеку, окружающим и всему миру в целом. Условиями для того, чтобы жизнь была полезной, являются:
- Пунарбхутанам хитаиши – забота о благе и пользе для всех существ
- Парасвад упарата – отсутствие желания присвоить чужое имущество
- Сатйа-вади – честность, правдивость, искренность
- Шама-пара – скромность, спокойствие и уравновешенность
- Парикшйакари – исполнение любого деяния только после тщательного размышления о последствиях
- Апраматта – внимательность, чуткость, бдительность
- Триваргам параспаранупахатам – гармоничное стремление достигнуть первых трех целей человеческой жизни – предназначения (дхарма), изобилия (артха) и исполнения желаний (кама), без конфликтов и причинения вреда и беспокойств окружающей среде и окружающим существам
- Параспарена-анупахатам-упасева-манасйа-пуджаарха-сампуджа-касйа – настроение служения и помощи ближним «как самому себе» и выражение почтения достойным
- Джнана-виджнана-упашама – постоянство, покой и умиротворение, возникшие из духовного знания и личного духовного опыта
- Шиласйа – добродетель, благочестие
- Вриддхопасева – служение старшим
- Шунйата-рага-роша-иршйа-мада-мана-вега – ум, свободный от страсти, гнева, зависти и гордости
- Сататам вивидха-прадана-пара – постоянная разнообразно проявляемая благодарность к окружающим и Богу, щедрость, великодушие
- Таподжнана-прашама-нитйа – постоянное смирение, полученное посредством знания, обретенного через добровольное покаяние, воздержание и строгость
- Адхйатма-вид-тат-пара – способность видеть во всем духовное начало
- Локам-имам-амум-ча-авекшйа-мана – различение и признание материального и духовного миров
- Смритим-атимата – превосходная практическая память, позволяющая действовать правильно
Бесполезная, а значит нездоровая и вредная для самого человека и окружающих жизнь характеризуется противоположными признаками и проявлениями. Она ведет к болезням и страданиям.
Ом Тат Сат
www.ayurveda.kz
Ссылка по теме - http://ashtanga.narod.ru/charaka-ch30