08.10.05 /ОРТ Православная программа «Слово пастыря», Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл /выдержки/: «... вопрос от Е. Г. Старцевой из города Малый Ярославец Калужской области: «Ваше Высокопреосвященство растолкуйте мне, пожалуйста, от чего в Евангелии Господь часто говорит о том, что Он не единой йоты не изменит в старом законе, есть в иудейской вере и еще такие загадочные слова «
Я пришел не изменить, но исполнить!» Как это понимать? Ведь, по сути, Христианство глубоко отличается от всех религий? Но, во-первых, Господь говорит не о то, что Он пришел не изменить закон, а говорит о том, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. И вот это Свидетельство Спасителя очень важное, потому что Его послание, которое Он обратил к миру, было продолжением всего того, что Бог через пророков говорил роду человеческому, обращаясь к избранному народу. Христианство это религия двух заветов: Ветхого Завета и Нового Завета. Когда Господь Иисус Христос говорит о Священном писании, когда святые апостолы говорят о Священном писании, они ведь говорят о Ветхозаветном писании, потому что в их время Новозаветного писания еще не существовало. Они были авторами этого Новозаветного писания. Откройте Евангелие от Матфея. Как оно избыточествует Ветхозаветными цитатами. Я уже не говорю о таком произведении Новозаветной письменности как Послание к евреям. Во всех апостольских посланиях в Четвероевангелии мы находим множество ссылок на Ветхий Завет. Ну а наше с вами Богослужение. Псалмы, которые мы так любим и которые мы исполняем во время Богослужения. И словами, которыми мы молимся дома, читая Кафизмы. А многие молитвословия, прокимны? Они связаны буквально, вербально с Ветхозаветным текстом, повторяют Ветхозаветный текст, или используют идеи, заложенные в Ветхозаветном Завете. Господь поэтому и сказал своим ученикам, а через них всем, что Он не йоты единой, не единой черты, то есть даже ни одной даже маленькой буквы не изменит в законе, доколи, все будет, доколе исполнится закон. Ну а
в чем же тогда новизна Евангельского послания? ...
ОРТ Православная программа «Слово пастыря», Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл /выдержки/: «... вопрос от Е. Г. Старцевой из города Малый Ярославец Калужской области: «Ваше Высокопреосвященство растолкуйте мне, пожалуйста, от чего в Евангелии Господь часто говорит о том, что Он не единой йоты не изменит в старом законе, есть в иудейской вере и еще такие загадочные слова «
Я пришел не изменить, но исполнить!» Как это понимать? Ведь, по сути, Христианство глубоко отличается от всех религий? Но, во-первых, Господь говорит не о то, что Он пришел не изменить закон, а говорит о том, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. И вот это Свидетельство Спасителя очень важное, потому что Его послание, которое Он обратил к миру, было продолжением всего того, что Бог через пророков говорил роду человеческому, обращаясь к избранному народу. Христианство это религия двух заветов: Ветхого Завета и Нового Завета. Когда Господь Иисус Христос говорит о Священном писании, когда святые апостолы говорят о Священном писании, они ведь говорят о Ветхозаветном писании, потому что в их время Новозаветного писания еще не существовало. Они были авторами этого Новозаветного писания. Откройте Евангелие от Матфея. Как оно избыточествует Ветхозаветными цитатами. Я уже не говорю о таком произведении Новозаветной письменности как Послание к евреям. Во всех апостольских посланиях в Четвероевангелии мы находим множество ссылок на Ветхий Завет. Ну а наше с вами Богослужение. Псалмы, которые мы так любим и которые мы исполняем во время Богослужения. И словами, которыми мы молимся дома, читая Кафизмы. А многие молитвословия, прокимны? Они связаны буквально, вербально с Ветхозаветным текстом, повторяют Ветхозаветный текст, или используют идеи, заложенные в Ветхозаветном Завете. Господь поэтому и сказал своим ученикам, а через них всем, что Он не йоты единой, не единой черты, то есть даже ни одной даже маленькой буквы не изменит в законе, доколи, все будет, доколе исполнится закон. Ну а
в чем же тогда новизна Евангельского послания? Вы правильно говорите об этой новизне - это не просто освежающая новизна, это новизна, которая дает новое, принципиально
новое прочтение Ветхого завета. Потому что сквозь только призму Нового Завета то, что было обращено Богом к иудейскому народу, приобретает универсальное Вселенское значение. Проблема заключается в том, что религиозная практика иудеев того времени была с ориентирована не столько на восприятие Духа Ветхого Завета, сколько на исполнение обрядовых предписаний. Этих предписаний будет так много, что они поглощали все религиозное сознание людей и задачу видели
верующие люди в исполнении вот этих многих и многих обрядовых предписаний считая, что исполнение обряда спасает. Почему Господь обличал фарисеев? Ведь фарисеи это люди, которые вели благочестивый образ жизни, которые скрупулезно исполняли все предписания обрядового свойства. Господь их обвинял не в том, что
они обряды исполняют, а в том, что они СУТЬ забыли: самое главное, что содержалась в Ветхом Завете, - любовь и милость. Ведь заповедь: Возлюби ближнего своего, как самого себя» - это не новозаветная заповедь, а Ветхозаветная заповедь. Об этом и говорит Господь, который отвечает на вопрос: Какая большая заповедь в законе. Господь ведь говорит о заповеди содержавшейся в законе. И говорит о том, что этой заповедью является заповедь Любви к Богу и к ближним, и цитирует слова Второзакония. И с другой стороны: предсмертная беседа с учениками, запечатленная на страницах Евангелия от Иоанна: Заповедь новую даю вам:
да любите друг друга! Что здесь, противоречие? Нет, Заповедь о любви, содержавшаяся в Ветхом Завете, была закрыта от взора ветхозаветных людей вот той самой религиозной практикой, которая разрушила суть Ветхозаветного послания, дезориентировала духовно людей. И поэтому Господь и говорит: Новую даю вам заповедь, она содержится в Ветхом Завете, но вы забыли, для вас это Новая заповедь и ставит эту заповедь в центр Своего послания.
Милости хочу, а не жертвы! А ведь главное, что совершалось в Ветхом Завете это жертвоприношение. Это было самое Святое и Великое для Ветхозаветных людей. А Господь говорит удивительные слова:
Ни этой жертвы хочу, ни овнов, ни тельцов, ни птиц заколотых, не пролития крови на жертвеннике – Милости хочу! Конечно, это было радикальным прочтением Ветхозаветного послания. Почему многие не приняли Спасителя? Да потому что не могли понять: как же так, то в чем они были воспитаны, нужно пересмотреть, от этого нужно отказаться. А Господь потребовал такого отказа, не меняя сути Ветхозаветного закона. А почему нельзя было поменять суть. Да потому, что Ветхозаветный Закон, ведь это закон Божий, данный в начале: заключенный через Авраама с иудейским народом, а потом данный через Моисея, через пророков. Ведь пророки говорили Духом Святым, они не от человеческой мудрости говорили, они питались Божественной Мудростью. Это и было Откровение Бога людям - Сверхъестественное Откровение. Как же Господь мог пересмотреть или отменить это Откровение. Вот для того, чтобы понять, что означает Христианство, как религия двух Заветов, мы должны помнить следующее: Ветхозаветный закон, данный иудеям, имевший Божественное происхождение, обретает свой смысл в Новозаветном Законе в Новозаветном Послании.
Новый Завет это Великий комментарий к Ветхому Завету, без которого прочтение Ветхого Завета становится почти бессмысленным, потому что трудно современному человеку понять и принять все то, что в глубочайшей древности было обращено к иудейскому народу, как к хранителю веры в Единого Бога.
Новый Завет открывает возможность для каждого человека вне зависимости от его национальности, в независимости от его культуры, от его образования, положения в обществе, понять смысл того, что Бог на протяжении истории говорил человеку. Споры о соотношении Ветхого и Нового Завета начались в церкви довольно рано. Ближайший сподвижник апостола Павла апостол Варнава, один из семидесяти очень отрицательно относился к ветхозаветному тексту. Он принимал текст, потому что невозможно было ничего не принимать. Но
всему тому, чему учил Ветхий Завет, апостол Варнава предавал исключительно символическое значение. Он как бы не принимал исторического значения Ветхого Завета. Он оставил свое послание, в котором вот выражает свою точку зрения. Как известно апостол Павел, апостол Варнава, как я уже сказал, были людьми близкими, находились в дружбе, отправились на Кипр в первое путешествие, а потом расстались. По всей вероятности
расстались, потому что возникло некое разномыслие между ними. И церковь как бы заняла сторону апостола Павла, а не сторону апостола Варнавы. Понимание Ветхого Завета апостолом Павлом было принято церковью и доказательством этого является то, что именно послания апостола Павла вошли в корпус Новозаветных книг в корпус Нового Завета. А послание апостола Варнавы не вошло в корпус Новозаветных книг, не потому что оно ошибочно, а потому что
оно отражало личное мнение апостола Варнавы, в полной мере не совпадавшее с тем как относилась к Ветхому Завету первенствующая Христианская церковь...".
Иллюстрация: Св. апостол Варнава (иконка на дереве $4) 35mm x 20mm (DSC05566)
ПОЧИТАЕМ БИБЛИЮ. Ап. 13:46,47 "Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к
язычникам". "Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли". см. Что такое язычество? 2Мак. 6:18,20,24: "Елеазар один из первых книжников, престарелый и благолепного вида: его заставляли отверстыми устами есть свиное мясо"; "...устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать"; "ибо не достойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество"; Еккл. 3:19 Б76: "потому что участь сынов человеческих и участь животных одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и
нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета"! - ЦБ: (см. "й дуxъ eдинъ во всъxъ"); Лев. 16:10 Б76: "а козла, на которого вышел жребий для отпущения,
ПОСТавит ЖИВОГО пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в ПУСТыню для отпущения"; Мф. 9:13 Е. 1874: /рус./ "Пойдите, научитесь, что значитъ:
милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришелъ призвать не праведниковъ, но гръшников к покаянiю". см. ППММ 2: Жрёти — приносить жертву, пожрати — приносить жертву; Ос. 8:13 "В жертвоприношениях
Мне они приносят мясо и едят его: Господу
НЕугодны они …"; Ис. 66:1-5 "Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих: где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего". "Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на мирного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
Беззаконник же, закалывающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий в жертву агнца - то же, что задушающий пса, приносящий соли дар - то же, что приносящий свиную кровь, воскуряющий фимиам (в память) - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные пути свои, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, - так и я употреблю их обольщение и выведу на них ужасное для них; потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что
НЕугодно Мне. Еф. 5:18 "И
не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом"; Чис. 32:28 (см. Моисей, священник Елеазар, и Иисус – сын Навин); Сир. 46:1 "Силен был в бранях ИИСУС НАВИН и был преемником Моисея в пророчествах"; Чис. 13:17 "И назва Моисей ОСИЮ, сына НАВина, ИИСУСом"; Ап. 4:36 ЦБ: "Иосiа жe, наръчeнный варнава от аплъ, eжe eсть сказаeмо сынъ оутъшeнiа, лeviтъ, кvпранинъ родомъ". см. ЦК. 48: Варнава /евр./ - сын утехи. Ин. 14:16 Е.1874: "И Я умолю Отца, и дастъ вамъ другаго Утъшителя, да пребудетъ съ вами во въкъ", Евр. 1:7,8 "Об ангелах сказано: "Ты творишь ангелами своими Духов и служителями своими пламенеющий огонь" (псал. 103,4) А о сыне: "Престол твой Боже, в век века. жезл царства твоего - жезл правоты". Евр. 1:14 "Не все ли они суть служебные Духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют насле-довать спасение?" Мф. 21:11 Е. 1874: "Народъ же говорилъ: это Iисусъ, пророкъ изъ Назарета Галилейского"; Ин. 8:57,58 "На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама"?; "Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь"; Лк. 17:20,21 "Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом; и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо, вот: Царствие Божие внутрь вас есть!" 1Кор. 6:10 "ни грабители, ни лихоимцы, ни винопийцы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божего не обрятут"; 1Кор. 3:16,17 Б76: "Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы". Ам. 2:12 «А вы
назареев поили вином, чтобы не пророчествовали»; Гал. 3:1 (см. Б76: "Иисус Христос, как бы У вас распятый?" # Е. 1874:"Iисусъ Христосъ, как бы Въ вас распятый?" # ЦБ: "Iйсъ Хртосъ преднаписанъ бысть, Въ вас распятъ". Зах. 3:1 "И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему"; 1Кор. 3:4 Е.1874: «Ибо когда одинъ говоритъ:
я Павловъ, а другой; я Аполлосовъ, то не ппотскiе ли вы?"; см. Ц48: Павлин /р./– Павлов; Павел /р./- малый; 2 послание ап. Павла к Кор. 12:7 ЦБ: "И за премногая откровения да не превозношуся, дадеса ми пакостникъ плоти, аггелъ сатанининъ, да ми пакости дъетъ, да не превозношуся"; Ос. 3:1 (см. "а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их"); см. СаваОф = СаваОтец; см. вино = САВА = рабство (не воля); Ос. 4:11 (см. "Заблуждение, вино и хмельные напитки завладели сердцем их"); Ис. 28:7 "Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумили от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются"; Лев. 10:9 "вина и хмельных напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши"; Исх. 33:11 (см. служитель Иисус не отлучался от скинии); см. ОСЦСС 12: скинiа - палатка, шатер; походная церковь у Евреев, существовавшая до сооружения храма. см. "Вы - храм" см. ЦССГДМ 1899: скинiа свидeнiа - место, где Господь давал откровения в древнем Израиле. см. откровения через Духа в сердце. Иисус - Спаситель - Второе пришествие Духом Пресвятым в сердце человеческое. Ап. 7:44 (см. Скиния свидетельства). Ап. 7:45 Е. 1874: "Юже й внесоша прiемше отцы наши со Iисусомъ, во одержанiе языковъ, ихже изрину Бгъ от лица отецъ нашихъ, даже до днiй Двда:"