Летом 1712 года бывший Тобольский Митрополит Филофей Лещинский, принявший схиму под именем отца Феодора, предпринял первую поездку вниз по Иртышу для обращения обских остяков в христианскую веру.
Триумф был полный: «остяки…, узнав о предстоящей… поездке к ним преосвященного Феодора…, разбежались по урманам (лесам), сорам (заливам) и разным протокам; но куда ни приходили, куда ни приплывали, везде было страшное множество оводу (комаров, мошек, слепней), который нигде ни днём, ни ночью не давал им покоя. Кроме того, их всюду преследовал какой-то непонятный страх: куда ни убегут, куда ни скроются, всё им представлялось, что за ними гонятся. К довершению ужаса, беглецы везде терпели голод…; а потому они возвратились в места своего жительства, добровольно явились к преосвященному Феодору и приняли от него крещение». (1)
[543x699]
Впрочем, слово Божье дополнялось и вполне осязаемыми вещами. С новокрещённых снималась недоимка по ясаку, в течение трёх лет по крещении ясак не взимался вовсе. Они освобождались от наказания за преступления, совершённые до крещения. Каждый крестившийся получал медный крестик, рубаху с портами, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чулки и чирики (обувь). Князцы получали серебряные кресты, суконные кафтаны, сапоги и по отрезу ткани.
С трудом представляю себе ханта, промышляющего белку в кафтане и чулках. Впрочем, был ещё и презренный металл. Мужчина старше 15 лет получал по 1,5 рубля, мальчики от 10 до 15 лет – рубль, моложе – полтинник. Женщины старше 12 лет получали рубль, моложе – полтинник.
Можно было рапортовать: задание Родины выполнено, Югорская земля крещена.
Прошло почти 300 лет.
Есть такое понятие – святые места. Не Афон, не Лавра - хантыйские и мансийские святые места. Жертвенные лабазы, священные деревья, «идолища поганые». Они скрыты в глухой тайге, о них мало кто знает из непосвящённых. Но они есть.
[548x699]
Перед началом нефтеразработок, проектирования дорог и нефтепроводов, специалисты в области историко-культурного наследия проводят рекогносцировку и наносят эти места на карту. Их обходят стороной. На всякий случай. Потому что такие случаи уже были.
Большинство людей не знает, что там происходит. Как часто, в каком виде. Но все понимают, что «святые места» - это, если хотите, их церкви.
[700x467]
Как получилось, что спустя три века их религия существует параллельно с христианской верой? Как же получилось, что три столетия живя бок о бок с русскими, с христианами, ходя в церковь (надо полагать, мир и урядник за этим крепко следили) – они так и остались язычниками?
Они приняли наши правила игры, чтобы выжить? Они красиво и незаметно обвели нас вокруг пальца? Впрочем, нас ли?
Можно ли называть «дикими» народы, принявшие христианство позже нас? Можно ли называть нас «дикими», раз мы приняли его только в 9 веке?
Чем больше думаю, тем страньше ответы.
_________
1. Цит. по: Лопарев Х.М. Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом - Тюмень: СофтДизайн, 1997 (репринтное издание),- с.18
На фото: памятник Ф. Лещинскому, Ханты-Мансийск