• Авторизация


Сибирская история. 1712 год. 05-02-2008 05:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Летом 1712 года бывший Тобольский Митрополит Филофей Лещинский, принявший схиму под именем отца Феодора, предпринял первую поездку вниз по Иртышу для обращения обских остяков в христианскую веру.

Триумф был полный: «остяки…, узнав о предстоящей… поездке к ним преосвященного Феодора…, разбежались по урманам (лесам), сорам (заливам) и разным протокам; но куда ни приходили, куда ни приплывали, везде было страшное множество оводу (комаров, мошек, слепней), который нигде ни днём, ни ночью не давал им покоя. Кроме того, их всюду преследовал какой-то непонятный страх: куда ни убегут, куда ни скроются, всё им представлялось, что за ними гонятся. К довершению ужаса, беглецы везде терпели голод…; а потому они возвратились в места своего жительства, добровольно явились к преосвященному Феодору и приняли от него крещение». (1)

[543x699]

Впрочем, слово Божье дополнялось и вполне осязаемыми вещами. С новокрещённых снималась недоимка по ясаку, в течение трёх лет по крещении ясак не взимался вовсе. Они освобождались от наказания за преступления, совершённые до крещения. Каждый крестившийся получал медный крестик, рубаху с портами, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чулки и чирики (обувь). Князцы получали серебряные кресты, суконные кафтаны, сапоги и по отрезу ткани.

С трудом представляю себе ханта, промышляющего белку в кафтане и чулках. Впрочем, был ещё и презренный металл. Мужчина старше 15 лет получал по 1,5 рубля, мальчики от 10 до 15 лет – рубль, моложе – полтинник. Женщины старше 12 лет получали рубль, моложе – полтинник.

Можно было рапортовать: задание Родины выполнено, Югорская земля крещена.

Прошло почти 300 лет.

Есть такое понятие – святые места. Не Афон, не Лавра - хантыйские и мансийские святые места. Жертвенные лабазы, священные деревья, «идолища поганые». Они скрыты в глухой тайге, о них мало кто знает из непосвящённых. Но они есть.

[548x699]

Перед началом нефтеразработок, проектирования дорог и нефтепроводов, специалисты в области историко-культурного наследия проводят рекогносцировку и наносят эти места на карту. Их обходят стороной. На всякий случай. Потому что такие случаи уже были.

Большинство людей не знает, что там происходит. Как часто, в каком виде. Но все понимают, что «святые места» - это, если хотите, их церкви.

[700x467]

Как получилось, что спустя три века их религия существует параллельно с христианской верой? Как же получилось, что три столетия живя бок о бок с русскими, с христианами, ходя в церковь (надо полагать, мир и урядник за этим крепко следили) – они так и остались язычниками?

Они приняли наши правила игры, чтобы выжить? Они красиво и незаметно обвели нас вокруг пальца? Впрочем, нас ли?

Можно ли называть «дикими» народы, принявшие христианство позже нас? Можно ли называть нас «дикими», раз мы приняли его только в 9 веке?

Чем больше думаю, тем страньше ответы.

_________
1. Цит. по: Лопарев Х.М. Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом - Тюмень: СофтДизайн, 1997 (репринтное издание),- с.18
На фото: памятник Ф. Лещинскому, Ханты-Мансийск
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Фарнир 05-02-2008-18:43 удалить
Не думаю, что принятие христианства может быть мерилом развиитости. Хотя, мировые религии действительно являют собой более высокую стадию развития человеческой духовности по сравнению с язычеством (за исключением индуизма).
Фарнир, мировые религии (включая индуизм) рядом специалистов (например, А. Дж. Тойнби) признаны как самостоятельные цивилизации. Но я согласен, принятие христианства - не мерило развитости
Сейчас модно говорить о многополярном мире. Но это не вполне описывает сегодняшнюю постмодернистскую картину. Мы живём в многоцивилизационном мире, если так можно сказать. При этом дело не только в сосуществовании разных цивилизаций (культур, если хотите) на одной территории. С этим можно ужиться. Дело в сосуществовании разных цивилизаций внутри одного социума, одного человека. Мы сегодня живём по одним законам, завтра - по другим. Мы с одними людьми поступаем в соответствии с христианской моралью, с другим - по сатанинской.
И границы размыты. И мы сами не всегда понимаем эту границу. И не всегда хотим понимать эту границу.
man-yak 06-02-2008-18:12 удалить
Падунский, получается - как те аборигены: дадут рупь - перекрестимся, не дадут - украдем или еще чего :(
man-yak,
Отчасти - да, ищем выгоду даже там, где и не стоило искать. Отчасти - от бестолковости, от нестройности, что ли, собственных убеждений.
man-yak 07-02-2008-09:00 удалить
Падунский, короче говоря - от духовной слабости своей...
"к несчастью, я слаб, как был слаб очевидец событий на Лысой горе..." :(


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сибирская история. 1712 год. | История_как_наука - Дневник История_как_наука | Лента друзей История_как_наука / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»