Эльф (нем. elf) — сверхъестественное существо германо-скандинавского фольклора.
Энциклопедии определяют эльфов так: духи природы, населяющие воздух, воду и землю; внешне они очень похожи на людей и, так же как и люди, бывают двух полов. Но такое упрощенное представление является только самой вершиной айсберга, кто есть эльфы на самом деле в представлении европейского фолклора. В ранних (а значит, образ оттуда правильнее считать изначальным) легендах из разных частей Европы есть, во многом единый, образ нестареющей, обладающей волшебной силой, прекрасной расы - существ живых, материальных, и, так же как и люди, живущих на Земле. (В последнее время принято считать, что именно его, этот образ и реконструировал в своих сочинениях Дж.Р.Р. Толкин - английский профессор филологии и известный писатель.) В языках германской группы эта сверхъестественная раса получила название "эльфы". В других европейских языках она зовется по-другому: в романских - fatae (мн.), fata - лат., fada (ж), fado (м) - исп., fees (мн.), fee - франц. (а от французского "fee", по мнению лингвистов, происходит английское слово "fairy", через староанглийское "fay"), в кельтских языках - sidhe (читается "ши"), Tuatha de Dannan (в России, при переводе легенд, принято писать соответственно "сиды" и "племена богини Дану").
Этимология
В один ряд с немецким словом «elf», ставятся так же датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «?lv», норвежское «alv» и исландское «?lf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно - о былом единстве предсталений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение же слова "эльф" понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некторые исследователи связывают это слово с романским корнем "алб" - "белый", есть также мнение, что оно произошло от валлийского или шотландского "ellyl"/"aillil" -"сияющий", восходя к шумерскому "ellu" - тоже "сияющий". (эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера - англо-саксонское слово "aelf-sciene").
Эльфы в позднем фолклоре
Пожалуй, самым известными племенем среди эльфов в шведском фольклоре является так называемый горный народец, обитающий в холмах и курганах. Эти существа по телосложению ничем не отличаются от человека, разве что более хрупкие, а их юные эльфийские девы описываются как создания изумительной красоты: они изящны, стройны и нежны как лепестки лилий. По ночам юные эльфы предаются играм и танцам, скрываясь к утру от солнца в своих тайных чертогах. Похоже, танец – любимейшее занятие этих существ. Там, где ночью танцевали эльфы, образуются эльфийские круги, места, в которых по непонятным причинам трава растёт особенно буйно. Считается также, что если усталый путник приляжет отдохнуть вечером под холмом, то он может услышать удивительно красивую музыку и пение эльфов, населяющих этот курган.
Гораздо реже можно встретить упоминание о летающих эльфах: маленьких существах с крылышками или дев, способных обращаться в лебедей. Среди лесных духов упоминаются эльфы, обитающие в деревьях, и скоге. Последние бывают всегда женского пола. У них есть один изъян – со спины они полые. По этой причине такие эльфийские женщины, стараются не поворачиваться спиной, чтобы их не разоблачили.
В датских преданиях таким же изъяном страдают все эльфийские женщины, а эльфы-мужчины в таких историях представляются в виде старцев в шляпе с широкими полями. Датчане опасаются приближаться к эльфам, так как по их поверью дыхание этих сверхъестественных созданий способно нести заразные для человека болезни. Шотландцы так же боятся эльфийского дыхания.
Хотя в различных местах предания об эльфах несколько разнятся, а так же существуют другие, схожие с эльфами существа, но отличающиеся названием, всех их можно объединить по нескольким признакам.
Внешне эльфийские существа похожи на людей и отличаются лишь ростом, утончённостью и хрупкостью, крылышками, какими-то небольшими изъянами. Эльфийские женщины удивительно красивы, так что мужчине очень трудно устоять перед чарами их шарма. Иногда физической красотой бывают наделены и эльфы-мужчины, вроде нека.
Эльфы обладают уникальными талантами. Они умеют исполнять волшебные мелодии, устоять перед которыми не может ни одно человеческое сердце, а некоторые из этих мелодий обладают такой силой, что заставляют плясать всех живых существ даже против их собственной воли. В некоторых преданиях в такую колдовскую пляску пускаются даже вещи. Эльфы могут так же петь чарующими голосами, являются удивительно искусными мастерами в кузнечном или другом ремесле. Их женщины ловко владею веретеном, и нет равных эльфам в искусстве танца. Эти существа знают тайны природы и обладают волшебными силами.
Наконец, как и многие потусторонние существа, эльфы боятся солнечного света. Если первые лучи рассвета застигнут их, или по другой версии, если эльфы не скроются до третьего крика петуха, то они обратятся в камень. По другой версии, солнечный свет неприятно преображает этих существ. Так прекрасная в лунном свете эльфийская женщина в лучах солнца становится безобразной. Эльфийские существа вообще не могут постоянно удерживать форму. Так те немногие из них, что жили бок о бок с человеком, раз в неделю или ещё какой-то срок, обращались в животное, например, змею или претерпевали ещё какие-нибудь метаморфозы. Сюда же можно отнести вообще все способности эльфов к оборотничеству, произвольные и вынужденные, а так же способность делаться невидимыми.
Согласно этим признакам к эльфийским существам можно отнести так же русалок (призрачных дев, рождающихся из тумана озёр), французских фей и других подобных духов природы.
Взаимоотношения человека с эльфами
Будучи духами природы, эльфы имеют своеобразный нрав. Им совершенно чужды такие моральные понятия как «добро» и «зло». В этом смысле они подобны очень маленьким детям: то, что хорошо для них – благо, что для них вредно – зло. Так же как дети склонны к озорству, движимые инстинктивными порывами и любопытством, так и эльфы чинят всевозможные проказы. В английском языке есть выражение Elf-look (локон эльфа), то есть локон спутанных волос. Считается, что это именно эльфы, озоруя, спутывают волосы. В силу той же черты характера, эльфы склонны к воровству. Они берут то, что хотят. Нет ничего в их природе, что могло бы расценить это как преступление. В этом смысле их хорошо описывает архетип трикстера.
Из-за непредсказуемости эльфов люди старались избегать встречи с ними, ведь своим по-детски невинным озорством они могут причинить много бед. Их легко разгневать, они злопамятны, и в то же время эльфы могут быть преданы тем, кто помог им однажды. Как сама природа не различает добра и зла, как сама она содержит в себе чистую жизнь и естество свободное от любых полярностей, так и эльфы, повинуясь порыву, способны творить и зло и добро, причинять вред и приносить благо. Известно много историй, в которых эльфы ослепляли тех, кто видел их, или в которых они приносили людям несчастья. Во время свадьбы, например, предпринимаются всяческие суеверные меры предосторожности: люди опасаются зависти эльфов. Но в то же время в других историях эльфы помогают людям или щедро вознаграждают их за оказанную помощь. Так же существует обряд возведения эльфийских алтарей, для того чтобы ускорить выздоровление больного человека.
Кроме плутовского начала, много бед людям доставляла и околдовывающая сила красоты этих природных духов. Существует немало историй о том, как эльфийские девы уводили в свои чертоги молодых женихов, едущих к невесте. Если же юноша противился чарам женского духа, то по возвращению домой его постигала болезнь и даже смерть, которая забирала не только его жизнь, но и жизнь невесты или родственников. В этом проявлялась мстительная натура природных духов. Люди, попадающие в эльфийский мир, забывают обо всём. Жизнь там течёт размеренно, в полной гармонии с природой и изобилии, там страна вечной юности, весны, беззаботности и беспамятства. Если кому-то и удавалось опомниться и вернуться из колдовского мира, то человек обнаруживал, что все кого он знал или сильно состарились или вообще умерли. Если кому-то приходилось вступать в сказочную страну, чтобы вызволить из неё околдованного человека, то главный совет был: не есть и не пить в той стране ничего, иначе герой сам забудет о доме и своей цели. Так же если эльфы предлагают на выбор любой дар, то следует выбирать самый бесполезный хлам, так как в стране вечной юности всё искажено, и по возвращении домой, эльфийское золото станет мусором, вроде черепков, а то, что казалось хламом, окажется настоящим сокровищем.
Не всегда эльфы уводили людей насильно или с помощью колдовства в свой мир. Случалось, что, влюбляясь в человека, потусторонние существа оставались в этом мире. Духи природы вообще охотно вступали с человеком в связь. Френсис Барретт в книге «The Magus» высказывает мысль, что средневековые суккубы были никем иным, как духами природы. Таким связям давались крайне противоречивые оценки. Церковь, очевидно, относилась к этому негативно, и во времена инквизиции, обвинение в подобных связях грозило казнью. Однако в ранних сообщения о суккубах, духи описываются как желанные любовники. В фольклоре существуют истории о юношах, которые хитростью заполучали себе в жёны эльфийских дев, а в старинных шведских топографических трудах часто попадаются упоминания семей, в жилах которых якобы текла эльфийская кровь, что указывает, на сколько ценились такие связи.
Следует упомянуть о том, что эльфы похищали детей, а так же подменивали нерожденных детей своими, воспитание которых могло обернуться настоящим бедствием для родителей.
Эльфы (по книгам Толкина)
Предлагается переместить содержимое этой статьи или подраздела в статью Эльфы (Средиземье).
«Эльфы не умирают, пока жив мир, если не убиты или не истомлены скорбью; и годы не уносят их сил, просто некоторые устают от десятков тысячелетий жизни…»
(Джон Рональд Руэл Толкиен «Сильмариллион»)
«Эльфам известно многое, они, как никто, подхватывают новости на лету и быстрее, чем падает водопад, узнают обо всем, что творится на земле.
…эльфы попадали в птичий глаз в полной темноте».
(Джон Рональд Руэл Толкиен «Хоббит»)
Эльфы спят «сложив на груди легкие руки, …с открытыми глазами, в которых дремотные видения мешаются с ночной полуявью.»
(Джон Рональд Руэл Толкиен «Властелин Колец. Братство Кольца»)
Эльфы в славянской мифологии
От Алины Святогоровны и Ильма Сварожича ведут свой род гмуры и альвы. Гмуры и альвы - родственники, первые гмур и альв были братьями. Только гмуры пошли в отца - великого бога-кузнеца Ильма Сварожича, а альвы - в мать прекрасную Алину.
Альвы (альвины) - родственики гмуров, но они не выносят подземелий, потому им было трудно прятаться от людей. Не любили они воевать, потому не сопротивлялись, а только бежали от людского племени. Альвы - мудрецы и волшебники, но владеют лишь добрым волшебством, не могут причинить зла.
Некоторые альвины приходили к людям и сделали много добра. Они учили волхвов волшебству, тайным наукам, стремились улучшить нравы. И кое-чего добились. Но ныне альвов почти не осталось, ибо на них первых был направлен гнев властителей, служащих силам тьмы.
Одним из последних пристанищ альвов-эльфов была Эвлисия - Блаженная Лебединая страна близ Алатырской горы, но потом они ушли и отсюда.
Говорят, что где-то в океане есть волшебный остров, куда они переселились, но туда нет дороги для людей. На этом острове среди вечно цветущих садов стоят их замки. Здесь альвов никто не беспокоит, они питаются фруктами, поют песни и никогда не старятся.
Эльфы по жизни
Термин, появившийся в среде толкинистов, обозначает всех, кто ощущает в себе эльфийское начало и так или иначе верит в свою принадлежность к эльфам (в пост-толкиновском представлении о них), в противоположность тем, кто отождествляет себя с эльфами только во время ролевой игры.
[414x540]