Чичкова И.А. (АУИ–511), Сафронов А.И. - аспирант
ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ПЛАНОВОГО ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ МЕТРОПОЛИТЕНА ДЛЯ ЛИНИЙ С «ВИЛОЧНЫМ» ДВИЖЕНИЕМ
Московский метрополитен - составляющая городского общественного транспорта столицы. Являясь по большей части внеуличным, преимущественно подземным, рельсовым транспортом на электрической тяге, с каждым годом Московский метрополитен пользуется все большей популярностью у жителей города и гостей столицы, поскольку свободен от загруженности автомобильных дорог.
Движение поездов по линиям Московского метрополитена осуществляется в соответствии с плановым графиком движения (ПГД) пассажирских поездов. Организация перевозочного процесса производится с учетом требований безопасности и бесперебойной работы метрополитена.
Несмотря на достаточно разветвленную сеть Московского метрополитена, на некоторых линиях, в частности на Филёвской и Замоскворецкой, дополнительно организовано «вилочное» движение.
«Вилочное» движение - режим работы линии, при котором движение составов осуществляется по различным участкам после проследования станции разветвления. Путь до этой станции для всех составов линии не различается, а после - для части составов различен.
Наглядным примером является Филёвская линия, где после станции разветвления (Киевской) располагаются два участка:
- Киевская - Кунцевская;
- Киевская - Международная.
Составы первого участка отображаются на ПГД в естественном представлении, составы второго участка обосабливаются синим цветом. Это необходимо делать с целью достижения оперативности работы с ПГД. Интервал движения на общем участке линии каждый раз сокращается в связи с появлением на Киевской составов, пришедших со станции Международная. Интервалу движения уделяется особое внимание при построении ПГД - он является основой обеспечения безопасности движения.
Для обособления отображения ниток, связанных с другой линией (или участком линии), используется различное цветовое оформление. Цвет является одним из наиболее понятных для человека способов выделения информации. В данной работе авторами создан единый подход к реализации сохранения цветовых схем для линий с «вилочным» движением.
Назначение цветовой схемы осуществляется согласно алгоритму, учитывающему различные состояния образа нитки. Образ нитки может находиться в естественном представлении или быть выделенным для проведения операций. Преимущественно работа проводится с образами ниток в их естественном представлении, выделение осуществляется путём цветовой инверсии или наложения временных образов ниток.
Для создания новой цветовой схемы на рассматриваемой линии разработан алгоритм назначения цветов на образы ниток, которые делятся на группы:
- полные нитки основной линии;
- полные нитки дополнительной линии;
- нитки основной линии, связанные с дополнительной линией;
- нитки дополнительной линии, связанные с основной линией.
Алгоритм основывается на использовании ротационной схемы, которая предполагает последовательную смену цветов. Такой подход выбран с учётом имеющихся знаний о множестве всех возможных цветовых оформлений образов ниток. На ПГД используются четыре цвета:
- зелёный - естественное представление ниток;
- красный - нитки резервных поездов;
- синий - нитки со специфическими особенностями;
- чёрный - надписи номеров поездов.
Изменения, вносимые для каждой группы ниток, отображаются на форме в окне предварительного просмотра. Цветовая схема применяется к нитке одновременно с нажатием на соответствующую кнопку. Для использования новой схемы для образов ниток необходимо произвести сохранение ПГД и повторное его открытие.
Библиографическая ссылка:
Сафронов, А. И. Особенности графического отображения планового графика движения пассажирских поездов метрополитена для линий с «вилочным» движением / А. И. Сафронов, И. А. Чичкова // Труды научно-практической конференции «Неделя науки-2013. Наука транспорту». - М.: МИИТ. - 2013. - C. III-31-III-32.