• Авторизация


Без заголовка 08-12-2007 23:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Arti_Arkharoff Оригинальное сообщение

Валерий Чудинов - Камнеград Сейдозера - храм Мары

Экспедиция на Сейдозеро 2007 года Видео

Под словом «камнеград», которое я впервые предлагаю в этой статье, я понимаю некоторое расположение камней, которое напоминает жилую постройку, однако не имеет ни крыши, ни замкнутого периметра стен. На мой взгляд, такого рода сооружения выполняли какую-то функцию, хотя пока не вполне понятно, какую именно. Полагаю, что как раз в ходе данной статьи это назначение как раз и выяснится. Меня очень удивило, что камнеград я встретил и вокруг Сейдозера, о чем пойдет речь ниже, и вокруг так называемых «пирамид» Кольского полуострова, и в Мурманске. Получается, что камнеград - это какая-то важная часть славянского святилища.

Когда я увидел камнеград впервые, я вообще принял его за чисто природное явление; впрочем, не только я, но и все участники экспедиции. Именно поэтому я сфотографировал данную груду камней на всякий случай - вдруг на этих странных деталях рельефа местности можно будет обнаружить какие-то надписи? Действительность, однако, превзошла все мои ожидания, поскольку постепенно появлялись доказательства не только искусственного происхождения сооружения, но и его очень большой древности.

[700x556]Рис. 1. Общий вид одной из стен камнеграда

Сначала я показываю общий вид одного из участков вершины горы близь Сейдозера, где размещается большая каменная стена. Перед ней, словно фундамент по периметру, однако незавершенный, находится некая кладка камней, возможно, естественного происхождения. В качестве масштаба перед стеной стоит сын продюсера киносъемочной группы Александра Волкова Артем Волков.
[700x487]Рис. 2. Мое чтение надписей на прямоугольном «фундаменте»

Сначала я рассматриваю правую часть этого рамочного «фундамента», деля его на несколько фрагментов, обведенных белыми и черными рамочками. Между левой и правой группой рамочек на камне осталось большое пространство, на котором выпуклыми крупными буквами начертан слово МАСКИ (вторая и третья буквы слова высечены весьма крупно, привлекая внимание читателя, тогда как первая, более мелкая, расположена левее и выше, а две последние, тоже мелкие, находятся справа на некотором удалении друг от друга). Полагаю, что это - общее название назначения данных камней - служить столами, на которых лежат маски богов (в одной из статей я нашел название таких столов: МОСТ. Так что перед нами - мост для масок).

Крупный камень наверху слева содержит надпись в два слова: МАСКА ЯРОВА, показывая, что если все прочие маски богов находились на данном мосту примерно на одном уровне, то маска именно яра покоилась на данном возвышении. Такое явное выделение маски Яра среди масок прочих богов я наблюдаю впервые.

Под большим камнем можно видеть мелкую и малозаметную надпись из одного слова, ЯМКИ. Полагаю, что так наши предки понимали все хаотические проходы между камнями, те самые, которые я назвал словом «камнеград». Слово ЯМКИ тут явно использовано в качестве метафоры, поскольку никаких углублений в земле, характеризующих настоящие ямки, в данном случае нет. Характерно, что наши предки использовали тут образ не «улиц» и не «города», что пришло на ум мне, а образ ямок.

Другое слово в данном месте, которое я обвел белой рамочкой, читается МАЯК. Это понятно, поскольку данная группа камней невольно привлекает внимание прохожего. А на фрагменте в самой крупной черной рамочке можно прочитать слова: МАСТЕРСКАЯ ЯРА. Понятно, что все надписи в святилище Яра должны были изготавливать в мастерской Яра, оставляя мастерской Рода лишь вспомогательные операции.

Теперь можно рассмотреть другие надписи. Так, в левой части фотографии на небольшом фрагменте, обведенном черной рамочкой, читается слово МИМ. Понятно, что если на этих камнях находились маски, то где-то должен был к ним подходить мим и надевать их. Данная надпись показывает место нахождения мима весьма конкретно.

На более длинном прямоугольном фрагменте в черной рамочке читается название: РУСЬ ЯРЕВА. Само слово РУСЬ начертано необычно: сначала видна буква У, за которой находится буква Р с короткой ножкой, а над ней помещена буква С; мягкий знак изображен мельче и находится правее. Притяжательное прилагательное ЯРЕВА мне встречается впервые; оно образовано не от слова ЯР, а от слова ЯРЬ, что можно считать северным диалектом в произношении данного слова. Однако, поскольку почти все другие притяжательные прилагательные звучат как ЯРОВА, можно предполагать, что такими диалектными особенностями обладал только каменщик данной надписи.

На данном фасаде можно отметить искусственно вырубленные четыре яруса плоских поверхностей. Что это - подражание кирпичной кладке или облицовочной плитке, или же более раннее стремление каменотесов к некой упорядоченной мозаике плоских поверхностей? Если принять первое предположение, то весь данный комплекс следует оценить как довольно молодой, ибо кирпичи и облицовочные плитки появляются только после возникновения в неолите керамики; в таком случае каменные надписи не старше неолита. Однако более правдоподобным мне представляется второе предположение: каменотесы сознательно шли к упорядоченной мозаике плоских поверхностей монолитного камня, так что кирпичи и плитка только повторяли эту архитектурную находку в отделке камня эпохи палеолита.

Выделение ярусов я привел потому, что и вторая надпись аналогичного содержания, но справа, РУСЬ ЯРА, также выполненная выпуклыми буквами, размещается на том же верхнем, четвертом ярусе (считая снизу), что и надпись РУСЬ ЯРЕВА, и на том же ярусе, что и надпись ЯМКИ. Пролагаю, что именно этот ярус и характеризует наиболее важные надписи. Ибо гораздо менее важная надпись изготовителя, МАСТЕРСКАЯ ЯРА, помещена на втором ярусе.

Чуть выше, как бы на уровне крыши четвертого яруса, на фрагменте в белой рамочке находится надпись ЛИК ЯРА. Поскольку никакого лика - ни в виде скульптуры, ни в виде хотя бы барельефа, мы тут не видим, можно предположить, что он тут стоял, но был утрачен. Местом для его нахождения идеально послужила бы ниша чуть дальше, поверхность которой представляет собой весьма ровную площадку.

Ниже, на третьем (снизу) ярусе находится надпись, частично закрытая листвой - ЛИК МАКАЖИ. Не исключено, что дальше вправо имеется и изображение Макоши, например, в виде рельефа, однако на это место проецируется изображение куста, так что о том, что там изображено на камне, остается только гадать.

Зато на уровне первого и второго ярусов можно встретить барельеф человеческого лица, которое я выделяю белой рамочкой. Лицо моделировано: далеко разнесенные глаза, широкий, но короткий нос, тонкие губы, растянутые в полуулыбку, очень большая нижняя челюсть. На уровне глаз имеется надпись: МАРА. Антропоморфные изображения Мары вообще встречаются очень редко, и, как правило, на скульптурах лицо не моделируется. А улыбающуюся Мару я вообще вижу впервые.

Полагаю, что данная ямка отражает иерархию основных богов на период ее создания: выше всего (крыша или верхний ярус) - это место расположения изображения бога Яра. Ярусом ниже - изображение богини Макоши. Двумя ярусами ниже должен располагаться барельеф бога Рода, тремя - богини Мары. Замечу, что слово ЯРУС имеет тот же корень, что и имя бога Яра; и что уровень размещения его выше других богов и на крыше согласуется с такими именами, как Вышень и Крышень.

Как видим, данная ямка оказалась весьма информативной, поведав нам еще раз об иерархии богов, причем весьма наглядно: бог Яр оказался выше не только Мары и Рода, но и самой Макоши.
[699x495]Рис. 3. Левый ближний угол «фасада» и мое чтение надписей

Рассмотрим теперь более близкую часть фотографии, каменные нагромождения слева. На переднем плане находится большая плита с плоской «крышей», на которой я вижу лишь единственную надпись, которую я обвел белой рамочкой - МИМ. Следовательно, перед нами первый случай, когда место мима оказалось не рядом с плитой на земле, а на самой плите. Но зато торец плиты содержит ряд выпуклых букв. Верхняя часть излома образует надпись ЯРА РУСЬ, тогда как нижняя кромка представляет собой выпуклый ободок, образующий дугу, на котором можно прочитать слова РУСЬ ЯРА И РОДА. А высечено в виде углублений два слова - ХРАМ вверху и МАРЫ внизу. Так что перед нами - храм Мары.

Хотелось бы обратить внимание на название РУСЬ ЯРА И РОДА, которое встречено нами впервые. До сих пор побережье вокруг моря Яра (Балтийского моря) называлось Русью Яра, тогда как под Русью Рода понимались пространства юга современных США. Так что объединение этих географических понятий показывает, что Русь простиралась от Европейского до Американского континентов, что знали авторы надписи.

Если перед нами - открытый (наружный) храм Мары, то, следовательно, мы должны встретить ряд изображений этой богини. И действительно, мы их находим, но не на плите, а на камнях, находящихся на ней. Так, средний камень содержит изображение головы совы анфас с большими глазами и маленьким клювом между ними; именно глаза и образуют надпись МАРА. С орнитоморфным обликом Мары мы сталкиваемся впервые. Если у Яра таким орнитоморфным обликом был сокол, а у Макоши - орел, то Мара изображалась как сова. Это позволяет подозревать, что греческая Афина и римская Минерва были вариантами именно Мары. Справа на том же камне можно выделить улыбающееся человеческое лицо с вытянутой нижней челюстью, расположенное анфас. Подобный лик, но в другом ракурсе, нам уже встречался на правой части композиции.

На камне слева можно выделить гравировку в виде собачьей морды, повернутой влево, причем на профиле по его середине проходит надпись МАРА ЯРА. Изображение Мары в виде кошки или собаки, то есть домашнего животного, нам уже встречалось. А на камне справа в черной рамочке можно видеть изображение обезьяньей мордочки в ракурсе ?, повернутой влево. Очевидно, жители этого крайнего севера откуда-то знали, как выглядят такие южные животные, как обезьяны.Правее, на торце камня, поросшего черным мхом, можно прочитать надпись МИМ МАРЫ ЯРА, что определяет еще одно место для нахождения мима Мары.

[699x387]

Рис. 4. Мое чтение надписей на дальней плите и фрагменте стены

Затем я перехожу к рассмотрению дальней плиты и фрагмента стены. На самой плите, ближе к дальнему правому ее краю, между пучками травы, я выбираю фрагмент в черной рамочке, и читаю надпись МАРА. Эта плита также посвящена Маре. Еще одну надпись МАРА я нахожу на самом левом камне, лежащем на плите.

Очевидно, все три лежащих на плите камня посвящены именно этой богине. Перейдя к среднему камню, я обнаруживаю удивительно интересную гравировку: в профиль изображен конь, несущийся влево. Голова его устремлена вперед, чуть поднятый хвост развевается как знамя, поднятые передние ноги поджаты, задние вытянуты в великолепном прыжке. Слева перед мордой по диагонали (заканчиваясь буквой А, стоящей на ушах коня), находится надпись МАРА. Следовательно, перед нами - еще один, доселе неизвестный лик Мары в виде коня.

На правом камне можно прочитать надпись МИМ МАРЫ. Таким образом, все лежащие на плите камни посвящены Маре, однако лишь средний оформлен в виде довольно толстой, но вполне подъемной переносной плиты - подобно тем, которые на святилище Каменная Могила (Бог-Гора) на Украине (под Мелитополем) были названы археологами «чурингами» по аналогии с австралийскими молельными камнями. Таким образом, здесь мы видим расположение «чуринги» на плите («в храме Мары») в изначальном виде, in situ, то есть так, как это было принято в те времена, когда храм был действующим.

Перейдем теперь к исследованию стены. Слева вверху, на фрагменте, обведенном квадратной белой рамочкой, читается слово ХРАМ, ниже, на фрагменте в черной рамочке - слово МАРЫ. На том же уровне тонкой черной рамочкой я обвел надпись МИР ЯРА. А в белой рамочке левее расположен в профиль лик головы странного существа, напоминающего обезьяну: очень небольшая черепная коробка и крупная нижняя челюсть, маленький нос; надпись - МАРА. Если единичное изображение обезьяньей морды еще можно понять, как один из ликов Мары, возможно экзотический, то второе подобное изображение уже требует более основательных объяснений, которых я, однако, на данном этапе исследований дать не могу, отложив их до разъяснений со стороны самого данного исторического памятника.

Левее и ниже, в вертикальной белой рамочке, изображен еще один фрагмент с обезьяньей мордой. Только теперь в ракурсе ? и при повороте влево изображена голова смеющейся обезьяны с открытым ртом и редкими верхними зубами. Выражение лица скорее пугающее, чем приятное. Надпись на уровне бровей и носа гласит: МИМ МАРЫ. Таким образом, обезьянья морда оказалась не только нередкой, но и, скорее всего, весьма частой деталью костюма мима Мары. Само по себе это кажется удивительным. Ничего подобного я ранее не встречал.

Третий зооморфный лик, обведенный черной квадратной рамочкой, находится прямо над средним камнем плиты. И это - вновь изображение головы обезьяны анфас, только на этот раз - с закрытым ртом, узким носом и раскосыми, опущенным вовне глазницами. Мне оно напоминает голову орангутанга, тогда как прежде были изображения скорее шимпанзе. На уровне глаз и рта - надпись МАРА ЯРА. Трудно отделаться от впечатления, что все эти изображения были созданы по каким-то картинкам, доставленным в данный регион из других мест. Похоже, что все эти существа когда-то обитали именно здесь, на Кольском полуострове. Однако, если допустить эту гипотезу, придется тотчас признать, что тогда, когда эти животные здесь проживали, климат здешних мест был существенно теплее. Хотя бы на уровне севера Японии, где существуют обезьяны, видимо, единственные в мире, которые переносят на природе зиму со снегом. Так что теперь мы имеем и некоторую историческую зацепку для определения возраста данных изображений: до последнего оледенения. Иными словами - до конца верхнего палеолита, то есть, до эпохи Мадлен.

Слева от последнего изображения, в вытянутой по горизонтали белой рамочке, находится надпись, которую можно прочитать как в прямом, так и в обращенном цвете - ХРАМ РОДА. Упоминание о храме Рода на стене храма Мары возможно лишь в одном случае: когда имела место строительная деятельность, в которой обычно активное участие принимали специалисты именно храма Рода.

Верхнее изображение в центре стены, на котором видны два лика, было мною замечено не сразу, но затем эта гравировка повергла меня в шок: я увидел как бы двуликого Януса, где в сторону прошлого был повернут обезьяний лик, а в сторону будущего - лик человека. Не означает ли это, говоря современными терминами, противопоставление кроманьонца неандертальцу? Мне кажется, что на этот вопрос следует ответить утвердительно: означает! Но если так, то мы имеем еще одну историческую зацепку: данные изображения делались в период существования неандертальца, когда кроманьонцы только осваивали данную местность и, видимо, вступали в схватки с неандертальцами. Иными словами, это рубеж среднего палеолита (эпохи мустье) и верхнего палеолита (ориньяка), то есть, по разным данным, 35-40 тысяч лет назад.

Естественно, что и на этом изображении можно обнаружить надпись, которая является волосами человеческого лица, а затем, ниже, идет от носа обезьяны: РУСЬ ЯРА. Из этого следует, что данная северная Ярова Русь (с центром в виде моря Яра, то есть, нынешнего Балтийского моря), явилась исходным районом заселения кроманьонцами, тогда как более южная Ярова (Арова) Русь с центром в Средиземном море возникла значительно позже. Иными словами, именно Ярова Русь, а, возможно, что в ней именно Кольский полуостров, и явились плацдармом для заселения кроманьонцами всей Европы.

Последний лик данной каменной кладки находится справа в черной рамочке. Я бы не отнес его к человеческому; скорее перед нами находится улыбающееся лицо одного из вида обезьян. Нос узкий, подбородок неестественно мал, лоб невысок. Надпись на уровне глаз и рта гласит: ЛИК МАРЫ. Таким образом, весь низ стены передает различные не просто зооморфные, но обезьяньи лики Мары. Безусловно, это - уникальные изображения.

[700x437]

Рис. 5. Вид верхней части стены и мое чтение надписей

Теперь рассмотрим верхнюю часть стены. Начнем с нижней части кладки. Слева в нижнем ярусе в черной рамочке можно видеть двойное изображение, где на уровне лба, глаз и чуть ниже можно прочитать текст: ЛИК РОДОВА МИМА. Следовательно, двойное изображение является, вероятно, двумя масками мима: правая - передней, а левая - задней. Левая маска изображает женское человеческое лицо в профиль с небольшим носом, выпуклым глазом, тонкими губами и маленько, почти не выступающей вперед нижней челюстью. На лбу написано слово МАЯК, не отраженное на врезке, ниже можно прочитать слово МАРА. Правое изображение представляет повернутое вправо в ? лицо старика с вытаращенными глазами, тонким носом, раздвоенными усами, сквозь которые видна верхняя губа и небольшой окладистой бородой. Это Род. Таким образом, с Марой тут соединяется Род, а не Яр, как это было, например, на так называемых «пирамидах» Кольского полуострова.

Правее в черной рамочке также очерчен двойной лик. Левый в ? смотрит влево и больше напоминает мордочку мартышки; на нем на лбу и на уровне глаз написано: ЯРА МАРА. Правая морда какого-то зверя кошачье породы, возможно, тигра, также смотрящего влево в ?, несет на уровне глаз и ниже надпись ЛИК МАРЫ. Из такого расположения зооморфных личин можно сделать вывод, что обезьянья маска Мары предшествовала ее изображению в виде хищника породы кошачьих.

Третье изображение в черной квадратной рамочке содержит голову льва, смотрящую анфас, между глаз которого и чуть выше, на лбу, написано МИМ ЯРА.

Чуть правее и выше в черной квадратной рамочке можно видеть изображение черепа, но, скорее всего, не человеческого, а обезьяньего, развернутого вправо в ? и имеющего маленький острый подбородок. Надпись на лбу удостоверяет: МАРА.

Правее в черной рамочке изображена тройная маска. Левое изображение передает лик мартышки, повернутый вправо в ?, подписанный словами ЯРА МАРА. Чуть ниже в точно таком же ракурсе помещена гравировка львиной морды с надписью ЯР. Такую же надпись мы находим и на изображении человеческого лица, повернутого в ? вправо. Глаз почти не видно, настолько глубоко они посажены, усы и клиновидная бородка скорее едва намечены, чем обозначены явно, уголки рта опущены.

Еще правее и выше расположен явно вставной камень с двумя ликами. Левый представляет собой медвежью морду, повернутую влево в ?, или, скорее, анфас с легким поворотом влево, на губах и шее которой написано ЛИК МАКАЖИ. Это - первое изображение Макоши в рассматриваемом храме Мары, и оно - чисто зооморфное. Правее в профиль изображен львиная морда со вполне ожидаемой надписью ЛИК ЯРА. Соединение ликов Яра не с Марой, а с Макошью (равно как и Мары с Родом), как нам кажется, свидетельствует о большой архаичности данных изображений.

На этом, как мне представляется, гравировки в данном ярусе камней заканчиваются; но зато они продолжаются ярусом выше. На первом же изображении слева в белой рамочке можно видеть весьма одутловатое лицо человека, несколько развернутое влево, с широким треугольным носом, очень узкими губами, имеющими в центре прогиб вниз, маленькими, едва намеченными диагональными усиками и скорее бакенбардами, чем бородой; маленькие глазки расставлены необычайно широко. Надпись на уровне глаз поясняет: МАЯК ЯРА.

Правее в белой рамочке можно видеть несколько смотрящее влево изображение львиной головы с соответствующей надписью МАЯК ЯРА. Глаз на изображении почти не видно, они совсем ушли за насупленные брови; зато выдается вперед волевой подбородок.В правой вытянутой по горизонтали белой рамочке можно прочитать надписи: МАСКИ ЯРА, которое относится к тому, что изображено выше. А выше можно видеть слева в белой рамочке изображение старухи в профиль, развернутое вправо; большой нос крючковат, треугольный подбородок великоват, тонкие губы по бокам опущены вниз. Это - МАРА, как гласит надпись на уровне нижней челюсти. Поскольку Мара относится к числу масок Яра, стало быть, это Мара Яра. Правее изображено нечто вроде морды пса в профиль, склонившего голову вниз. Полагаю, что это - также Мара Яра. Наконец, самое правое изображение - это зооморфная морда быка в профиль с весьма грустным видом, развернутая вправо. Здесь виден большой глаз на выкате, рога и уши, и укороченная нижняя часть морды с маленьким ртом. Надпись на уровне глаз поясняет: ЯР. Действительно, одним из зооморфных ликов Яра является бык, что известно из изображений в Ретре.

[700x498]

Рис. 6. Мое чтение надписей на левой и правой дальней части стены

Теперь перейдем к левой части стены, рассматривая ее с самого верха, то есть, с десятого, верхнего, до первого, нижнего яруса. На девятом ярусе можно прочитать надпись МИР ЯРА, сделанную в левой части и идущей по выделенному фрагменту по диагонали снизу вверх. Такого рода надпись попадалась мне неоднократно и прежде, и я полагал, что речь идет об одном из вариантов географического названия, типа Русь или «край». Однако сейчас я засомневался в этом, поскольку термин «Русь» великолепно передает именно географический аспект мира Яра. Слово же «мир», как мне теперь кажется, передает именно мироустройство, порядок, систему или даже «эпоху Яра», противопоставляя ее другим эпохам. Собственно говоря, таких эпох можно подозревать немного, а именно, связанную с остальным богами, Макошью и Родом, но не Марой, поскольку нам уже встречалась и Мара Макоши, и Мара Яра. Вероятно, такова последовательность эпох: вначале, пока кроме Макоши и ее жрицы Мары не было никаких других богов, существовала эпоха Макоши, или «МИР МАКАЖИ». Позже, с появлением бога Рода появилась эпоха или «МИР РОДА», и, наконец, с возникновением Яра появилась и «эпоха Яра» или «МИР ЯРА». Это гипотезу достаточно легко проверить, если встретить Мару Рода, поскольку Мара Макоши и Мара Яра нам уже известны.

Ниже, на восьмом ярусе в белой рамочке написано нечто, что для своего прочтения требует не только обращения в цвете, но и поворота на 1800, как показано на врезке. Тогда читается надпись МАСТЕРСКАЯ ЯРА, весьма уместная здесь и не вызывающая никаких вопросов. Всё было бы нормально, если бы данная надпись, так сказать, не была бы помещена кверху ногами. Но она расположена именно так, что дает повод усомниться, а могли ли ее мастера высекать в таком положении? На мой взгляд - нет; высечена она была нормально, а положена не так, как требовалось, а как подходило к уже существовавшей кладке. Из этого я делаю два вывода: первый: 1) все надписи выполнялись не на самой стене, а до того, в удобных условиях мастерской и 2) стену после этого собирали из уже готовых, то есть, подписанных и с нанесенными гравировками ликов, блоков. Иными словами, стена имеет не естественное, а искусственное происхождение.

Та же надпись, МАСТЕРСКАЯ ЯРА, читается и на последнем, десятом ярусе в выделенном черной рамочкой удлиненном фрагменте. Что же касается еще одного фрагмента в девятом ярусе, выделенного черной рамочкой, то на нем написано: ХРАМ МАРЫ, а на восьмом ярусе - слово МАЯК. Так что данная стена была сложена нашими предками специально, чтобы служить маяком, видимым с большого расстояния; а по функции переда нами - типичный храм Мары.

На пятом ярусе читаются надписи МАРА, МАРА ЯРА и вновь МАРА. Понятно, что все они посвящены названию храма. Однако хотелось бы уже перейти к демонстрации изображений. Таковые имеются, и если начать осмотр, то сначала следует посмотреть на шестой ярус, где двойной рамочкой я обвел изображение головы неизвестного животного без нижней челюсти (возможно, что нижняя челюсть и была на камней ярусом ниже, но когда положили камень данного яруса, он пришелся на другое место). А внутри самого изображения можно прочитать слово ЯР. Так что перед нами - неполная маска Яра.

Четвертый ярус содержит очень интересное, но мелкое изображение человеческого лица с необычайно крупными глазами на выкате, прямым носом, белыми губами с опущенными уголками, небольшой бородой и усами. По иконографии это, скорее всего, ЯР, что и подтверждает надпись и двух букв вокруг глаз. А на третьем ярусе на фрагменте в черной рамочке можно видеть сразу три лица: слева - часть лошадиной морды в профиль, развернутой вправо, с приоткрытым ртом и большими зубами; справа - лицо человека анфас, наклоненное вправо до диагонального положения; глаза не только широко расставлены, но их - целых четыре, причем из двух правых глаз один расположен на переносице, а из двух левых один спустился на щеку. Нос короткий, рот приоткрыт, видны зубы; на лице нет ни усов, ни бороды. Между двумя этими изображениями видно третье, как бы находящееся в глубине композиции; тут тоже можно видеть четыре глаза, причем два - на своих нормальных местах, третий - на переносице и еще один - вместо носа. Рот образует слово РОДА. Разумеется, подписаны и остальные персонажи: так, на лошадиной морде можно прочитать слова РУСЬ РОДА, МАРА, на среднем изображении - МАРА РОДА, на правом - МАРА. Это требует осмысления, поскольку данная местность называется Русью Яра, тогда как словосочетание РОДОВА РУСЬ встретилось нам только на территории Северной Америки (скалы реки Колумбия). Поскольку данные рисунки расположены на левой части стены, они как бы символизируют прошлое, пребывание русской цивилизации на Руси Рода, в Северной Америке. Тогда Мара изображалась в ее зооморфном облике как лошадь, а в человеческом - как четырехглазка. Какие реалии переданы таким символическим образом - еще предстоит разобраться. Однако в этой интереснейшей композиции можно видеть подтверждение намеченному выше гипотетическому членению истории: МИР РОДА в таком случае означает тот период истории Руси, когда сама Русь располагалась на территории Американского континента.

На втором ярусе фрагмент в черной рамочке содержит надпись РОДОВА МАРА. Такое наименование с притяжательным прилагательным РОДОВА нами встречено впервые. Наряду со словами МАРА РОДА оно означает, что наряду с Марой Макоши и Марой Яра существовала и Мара Рода. Иными словами, Мара существовала в Мире Макоши, Мире Рода и Мире Яра, все три эпохи. Кроме того, здесь имеется и изображение в виде лица старухи в профиль, повернутого вправо, с крючковатым носом и оттопыренной нижней губой на довольно крупном подбородке. Подпись на уровне носа и рта поясняет: МАРА РОДА. Таким образом, это изображение и надпись подтверждают рассмотренную выше надпись.

На первом ярусе на фрагменте в черной рамочке изображена голова анфас некого существа, скорее всего, обезьянки типа мартышки. Надпись гласит: МАРЫ МИМ. На этом, вроде бы, можно закончить рассмотрение изображений левой части стены.

А на правой части, более далекой, чем на рис. 5, начнем рассмотрение с крупного изображения примерно на уровне пятого яруса. Это - двойное изображение: слева находится очень крупное изображение морды то ли кошки, то ли низшей обезьянки, развернутой вправо в ? и слегка наклоненной вниз. Надпись поясняет, что это - МАРА ЯРОВА. Справа мы видим более мелкую львиную морду, на которой на уровне рта читается надпись РОД. Таким образом, Род, как и положено, представлен своим зооморфным обликом льва.

Правее помещено еще одно двойное изображение: слева показано женское лицо с закрытыми и близко посаженными глазами, но на левой щеке вблизи носа находится еще один открытый глаз; красиво очерченный рот открыт, показывая ровный ряд передних зубов; подбородок удлинен. Надпись на уровне глаз и рта поясняет: ЯРА МАРА. Правое изображение прижато щекой к левому; изображено усатой и бородатое (с широкой бородой) лицо человека средних лет, повернутое чуть влево; глаза расположены очень близко к маленькому носу. Подпись на бороде гласит: ЯР.

Ниже этих изображений, примерно на уровне четвертого яруса, можно слева видеть голову человека с довольно длинными волосами до шеи, закрывающими уши; у него маленький нос и близко посаженные глаза, высоко расположенный рот; он имеет усы и бороду. На разных уровнях расположено несколько однотипных надписей из двух букв, ЯР. Таким образом, перед нами - антропоморфное изображение Яра.

Правее на том же ярусе находится тройное или четверное изображение, где слева - одно над другим размещены два лика, трудно поддающиеся интерпретации; верхний в ? смотрит вправо, нижний расположен анфас. Скорее всего это - обезьяньи мордочки. Справа - одна над другой находятся две собачьи мордочки, обе смотрят влево, но у верхней собачки нос очень короткий, тогда как у нижней - нормального размера. Всё это - ЯРА МАРА.

Еще два любопытных фрагмента с изображениями находятся на более высоких ярусах. Примерно на уровне шестого яруса мы видим на фрагменте изображение мужчины в профиль, смотрящего влево, с укороченным носом, большими глазами, завышенным ртом. Правее, в точно таком же ракурсе, можно видеть изображение лица старухи с крючковатым носом и очень выдающимся вперед подбородком; так обычно изображают бабу Ягу. Однако подписи поясняют: ЯРА, МАРЫ МИМ. Таким образом, один мим изображал сразу два персонажа, Яра и Мару.Наконец, примерно на уровне восьмого яруса находится двойное изображение с двумя масками, наложенными друг на друга и повернутыми влево примерно в ?. Меньшая маска, судя по иконографии (мужчина с округлым лицом, большими глазами, коротким носом, улыбающимся ртом, с усами и бородой), при надлежит Яру, большая с черепом обезьяны - Маре. Надпись гласит: ЯРА МИМ.

Таким образом, к уже выявленным изображениям данный рисунок добавляет их еще 17, делая данную кирпичную кладку подлинным прототипом христианского иконостаса.

[699x177]

Рис. 7. Отдельные изображения и мое чтение надписей

На рис. 7 я представил те изображения, которые пока остались без внимания. Так, на камне под левой частью стены, видно скульптурное изображение птицы. При более крупном виде камня можно опознать в нем вид курицы-наседки, высиживающей яйца, причем одно пегое яичко находится прямо под головой курочки. На голове начертаны слова МАРЫ ЯРА МИМ, причем слово МАРЫ, написанное на лбу птицы прямо у основания гребешка, образует затейливую лигатуру. А на яйце можно прочитать слова ЯРОВА МАРА. Каменная курочка, показанная здесь, напоминает сказочную Курочку Рябу, которая снесла яичко, да не простое, а золотое (то есть, мировое яйцо). Полагаю, что данный сюжет, воплощенный в камне, является весьма интересным фрагментом храма Мары Сейдозера.

Рядом, на том же камне, можно видеть изображение морды какого-то крупного хищника - льва, тигра или барса. Надпись поясняет: ЯРОВ МИМ.

А затем я возвращаюсь к левой стене, где два изображения представлены весьма своеобразно. Так, на пятом ярусе можно видеть морду черной кошки анфас, созданное тем, что камень глубоко вдвинут внутрь стены, образуя черный провал. Хорошо виден левый глаз с вертикальной чертой в зрачке. Правый глаз просматривается хуже. Надпись на выступающей вперед части мордочки вполне понятная - МАРА. Справа вплотную к этому лику примыкает лицо старой женщины с длинным острым подбородком. Это - тоже МАРА, как написано на подбородке.

Наконец, на третьем и четвертом ярусе можно видеть карикатурное смеющееся лицо человека с заплывшими глазками и широко открытым ртом, развернутое вправо в ?. Подпись внизу удостоверяет - МАРА. Таким образом, на данном рисунке показано еще 5 изображение русских богов, в основном - Мары.

Обсуждение. Сделанный на всякий случай снимок каменной стены на скале Сейдозера, на первый взгляд естественного происхождения, позволил выявить дохристианский ведический храм Мары. Однако такое выявление потребовало весьма кропотливого обследования каждого камня. И первый вывод, который напрашивается из этого исследования, звучит так: наши предки создавали предметы, которые на наш взгляд мало отличались от окружающей природы.

Из этого следует несколько интересных заключений. Одно из них состоит в том, что в понятие первобытного синкретизма следует включить объединение в ранних продуктах человеческой деятельности не только различных видов духовной деятельности и материальной культуры (то есть, синтез религии, искусства, науки, письменности и технологии), но и встроенность этих артефактов в природный ландшафт. А это, в свою очередь, дает ключ к пониманию уже современного явления: отсутствия у археологов всякого внимания к такого рода древним постройкам, которые принимаются нашими современниками за природные образования. Казалось бы, если напрячь зрение и вглядеться в малоконтрастные каменные гравировки, рельефы и скульптуры, то выявится их несомненно человеческое происхождение, тем более, что все они подписаны. Однако именно последнее и является главным камнем преткновения для современных исследователей, поскольку подрывает основной постулат современной исторической парадигмы: о том, что древние по определению стояли на гораздо более низком уровне культуры, чем современные люди. А тем самым, они якобы не умели ни читать, ни писать; до начала ХХ века отрицалось даже их способность создавать наскальные росписи, а Марселино да Саутуола, который издал книгу о палеолитических наскальных росписях в пещере Альтамира еще в 1870 году, был признан лжецом и фальсификатором. Уже после смерти этого смельчака аналогичные пещеры были открыты во Франции в провинции Дордонь, и под влиянием этих фактов археологи, скрепя сердце, допустили, что древние люди в верхнем палеолите могли писать красками и гравировать, но не более того. Теперь, когда я пишу практически о том же, но добавляю сюда еще и надписи, меня только ленивый не называет мистификатором; якобы на моих рисунках ничего не видно, а все надписи придуманы мною, а кое-кто и откровенно называет меня лжецом; мои книги в книжных магазинах помещают в раздел альтернативной истории, как будто бы в реальности наши предки совсем недавно слезли с дерева, а все мои рисунки и чтения - от лукавого. Ибо борьба идет явно не со мной, как с личностью, а со мной как глашатаем иной парадигмы; но во все странах и очень часто гонца, несущего печальную весть, убивали. Ибо до Нового времени религиозная доктрина говорила о том, что человек является не самостоятельным существом, а лишь творением Творца; но с Нового времени появилась новая парадигма, которая гласит, что не только человек вообще, но именно человек Западной Европы и Нового времени умнее, образованнее, могущественнее и ответственнее всех других, и в первую очередь, своих предков. Я же эту величальную песнь разрушаю в двух отношениях: показываю, что русские некогда заселяли всё Северное полушарие земли, в том числе и Западную Европу, и что они в ряде отношений имели технические достижения, не уступающие современным. Именно поэтому мифическую западноевропейскую историографию называют наукой, а мои построения, основанные на исследовании неискаженных артефактов - наукообразными мифами.

Далее, можно понять, как выглядел наружный храм изнутри, поскольку в этом первобытном синкретизме внутреннее и внешнее были объединены также. Ибо мим, стоящий перед каменной кладкой, но спиной к ней, на каменных плитах перед верующими в Яра и Макошь, вполне сопоставим со священником, стоящим спиной к иконостасу на амвоне пред христианской паствой. Так что перед нами - интерьер храма Мары. Но он же одновременно является и экстерьером, поскольку никаких наружных стен не только нет, но они и не нужны, ибо камень противостоит любой стихии - и зною, и дождю, и граду, и сухому ветру с песком, и даже небольшому землетрясению.

Из этого следует, что люди обращались к камню вовсе не потому, что больше никакого другого материала у них под руками не было, и вовсе не потому, что в силу их тупости они зачем-то обрабатывали наиболее трудоёмкое вещество, а как раз для того, чтобы их изделия могли стоять тысячелетиями. А наша цивилизация пошла по иному пути: относительно крепкими у нас являются только наружные стены (да и то при длинных перекрытиях, например, над рынками, стадионами или бассейнами типа аквапарков эти стены и перекрытия обрушиваются), тогда как интерьер уже можно делать из менее долговечных и трудоёмких веществ (например, из пластмассы).

Следующий вывод из анализа этого удивительного сооружения: первые кладки камней не содержали строго параллельных линий, напоминая в этом отношении волнообразную линию строки надписей того времени. Полагаю, что наша цивилизация казалась бы им чересчур геометризованной, состоящей из прямых, квадратов и прямоугольников. Примерно такое впечатление оставляет у нас сейчас ландшафтная архитектура XVIII века с ее регулярными парками; нам гораздо милее более свободное размещение объектов в романтическом парке XIX века.

Если уподобить каменную кладку иконостасу, то придется признать, что таких высоких иконостасов христианская архитектура не знает. При этом можно было бы дать предварительное описание всех ярусов (поскольку единственная каменная кладка не может дать окончательное представление о ведической архитектуре). Так, на первом ярусе даются изображения мимов Мары в виде разного рода обезьян, на втором - Мара Рода в виде старухи (бабы Яги). На третьем ярусе даны самые разные лики Родовой Мары - в виде лошади с редкими зубами, ощерившейся смеющейся маски, или в виде четырехглазого женского лика. На четвертом - представлен маленький глазастый Яр, довольно страшный, сам темный, но со светлыми губами, или светлый, но с очень большой шевелюрой волос и пышной бородой. Здесь же даются и разные фантастические зооморфные образы. Пятый ярус отдан Маре Яровой с преобладанием кошачьих образов, но имеется и изображение Мары в виде красивой молодой женщины (возможно, четырехглазой), прижимающейся щекой к Яру. На шестом ярусе представлены зооморфный (кошачий) облик Мары, старческая голова Рода и двойной облик Яра, с наложенным на него крючковатым образом Мары. Седьмой и восьмой ярусы содержат различные облики мимов с задранными вверх лицами. Девятый и десятый ярусы не имеют ликов, а их надписи повествуют о Мире Яра и о том, что данная кладка была изготовлена в мастерской Яра. Таким образом, ярусы имеют не хаотический набор изображений, а некоторую систему образов, в первом приближении передающей развитие облика богов в истории, где низ олицетворяет древность, а верх - современность.

Хотя я выделил на всех камнях 46 образов, но это - едва ли половина того, что на них нанесено; я показал лишь наиболее контрастные, самые заметные изображения. Так что в действительности их гораздо больше. Судя по размерам стены, перед ней могло встать в одну шеренгу, не мешая друг другу, одновременно человек 15; видимо, каждый молился своему божественному образу.

Из наиболее важных обобщений, на которые наталкивает данный храм, можно отметить основное: Мир Яра являлся далеко не первой эпохой существования человека по взглядам людей того времени. Полагаю, что ему предшествовало еще две эпохи: Мир Рода и Мир Макоши. Мир Яра, как я понимаю, был связан с завоеванием Евразии, и начался с переселением из Северной Америки примерно 50 тысяч лет назад и с постепенным передвижением через север Азии до севера Европы, где люди и обосновались примерно 40-35 тысяч лет назад. Мир Рода относился к Северной Америке и существовал примерно 200-50 тысяч лет назад, тогда как Мир Макоши, скорее всего, был связан с Аркторусью, откуда началось завоевание континентов еще ранее.

Весьма интересным было нахождение масок обезьян. Вероятно, такие животные массами встречались в Америке; но допустимо, что какая-то часть из них сопровождала людей и в Евразии, в том числе и на Кольском полуострове, когда климат на нем был много теплее современного. Интересным оказалось и противопоставление Мары Яра Маре Рода, что не встречалось ранее.

Осуществилась моя заветная мечта, которая у меня зародилась еще до поездки в экспедицию: найти ведический храм наших предков и побывать в нем. Однако мне представлялось, что храм непременно будет пещерным, а вхождение в него окажется сопряженным с различного рода таинственными обрядами и перемещением под землю или внутрь горы. Действительность оказалась и проще, и хитрее: я и многие мои спутники побывали в этом храме, не придав этому ни малейшего значения, поскольку им казалось, что они проходят через какие-то каменные завалы. О том, что я был в храме, я узнал только сейчас, анализируя всего одну фотографию.

Заключение. Таким образом, назначение данного камнеграда вполне выяснилось: перед нами - храм Мары. Вместе с тем, с удивлением приходится констатировать: как еще мало мы знаем о нашей древнейшей истории, и как превратно мы подчас понимаем развернувшийся перед нами каменный ландшафт!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
WonderMaker 09-12-2007-10:39 удалить
67°49'18.54"N (Часовая зона “Ноябрь”, UTC - 1)
34°45'38.61"E

Самих камней пока не нашел, но интересные фото есть:
1) "Разрубленный" камень. Между прочим, этот камень из легенды о "Куйве"
2) Дух Озера
Arti_Arkharoff 10-12-2007-00:07 удалить
Читал кто нибудь Валерия Демина?


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | visionary2007 - Дневник visionary2007 | Лента друзей visionary2007 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»