Слово о полку Игореве - читайте первоисточники - 02
* 7 *
Тогда великий Святослав
проронил золотое слово,
со слезами смешанное,
и говорил:
"О, мои сыновья, Игорь и Всеволод!
Рано еще начали Половецкую землю
мечами рубить,
да себе славы искать:
но честью не одолели,
без чести кровь поганую пролили.
Ваши храбрые сердца в стальной харалуге скованы,
да в отваге закалены.
Что же сотворили вы моей серебряной седине!
Да уж не вижу власти
сильного и богатого
и с многими воинами брата моего Ярослава
с черниговскими былями справившегося
и с татарами, и с шельбирами, и с топчаками,
и с ревугами, и с ольберами:
те без щитов с засапожным клинком
полки побеждают,
звоня в прадедову славу.
Сказали:
"Помужаемся с нами,
первую славу сами возьмем,
да прошлую с вами поделим!"
Да только диво это, братья,
старому помолодеть!
Но коли сокол в битвах бывал, -
высоко птиц взбивал,
не даст гнезда своего в обиду.
Но вот беда:
князья мне не помогают -
нынче все лета перевернулись.
Все Рим кличат
под саблями половецкими,
а Владимир изранен.
Горе и тоска сыну Глебову!
Великий князь Всеволод!
Не думаешь ли прилететь издалече,
отцов золотой престол охранять?
Ты же мог Волгу веслами расплескать,
да Дон шлемом вычерпать.
Ежели был бы ты, то был бы бык стреножен,
да кощей порезан.
Ты бы мог по слуху живому
вширь стрелять -
как удалые сыны Глебовы.
Ты, буйный Рарич!
Давид же от твоих
воинов в золотых шлемами
по крови плавал.
Не твоя ли храбрая дружина
рыкает аки туры,
ранена саблями калеными,
на поле чужом.
Ступи же, поди
в злат стремень
за обиду сего времени,
за землю Русскую,
за раны Игоревы, храброго Святославовича!
Галицкий Осмомысл Ярослав!
Высоко сидишь на своем златокованном престоле,
подпер горы угорские своими железными полками,
вступив на королевский путь,
затворив Дунаю ворота,
мечи перекидывая через облака,
суды рядя до Дуная.
Храбрость твоя по землям течет;
отворяешь Киеву ворота,
стреляешь с отчего златого престола
салтанов за землями.
Стреляй, поди на Кончака,
поганого кощея,
за землю Русскую,
за раны Игоревы, храброго Святославовича!
А ты, храбрый Роман и Мстислав!
Храбрая мысль носит ваши умы на дело.
Высоко взлетаете на дело в храбрости,
как сокол на ветрах парящий,
когда птицу в ярости одолевает.
Знаю что у вас железные кольчуги
под шлемами латинскими:
от них дрогнула земля,
и многие страны - Хинова, Литва,
Ятвязи, Деремела и Половци -
силицы свои побросали
да головы свои склонили
под твои мечти харалужные.
Но уже, княже,
Игорю померк солнца свет,
да деревья не к добру листву сронили -
по Роси и по Сули города поделили.
А Игорева храброго полку не воскресить
Дон тебя, княже, кличет
и зовет князей на победу.
Олеговичи, храбрые князья,
уже поспели на брань.
Ингвар и Всеволод
и все три Мстиславовича,
не худого гнезда шестокрылых соколов!
Не победным жребием себе власть расхватали!
Где ваши золотые шлемы
и сулицы ляцкие и щиты!
Загородите поля ворота
своими острыми стрелами
за землю Русскую,
за раны Игоревы, храброго Святославовича!
Уже Сула не течет серебряными струями
к граду Переяславлю,
и Двина болотом течет
грозным половчанам под гиканье поганых.
Один же Изяслав, сын Васильков,
звенел своими острыми мечами
о шлемы литовские,
побил славу деда своего Всеслава,
да сам под червлеными щитами
на кровавой траве
побит литовскими мечами,
и сходясь на кровь так сказал:
"Дружину твою, князь,
птицы крылами приодели,
да звери кровь слизали".
Не было тут брата Брячеслава,
ни другого - Всеволода.
Один он изронил жемчюжную душу
из храброго тела
через злато ожерелие.
* 8 *
Уныли голоса,
поникло веселье,
трубы трубят городские.
Ярослав и все внуки Всеславли!
Уж склоните стяги свои,
вонзите свои мечи вороженые -
уж не позорьте дедов славу.
Вы своими крамолами
начали наводить поганых на землю Русскую,
на жизнь Всеславля.
В которой везде насилие от земли Половецкой.
На седьмом веке Трояновом
бросил Всеслав жребий погадать.
Своей клюкой подперся,
собрался и поскакал к Киев граду,
чтоб добиться каленого злата от престола Киевского.
Скакал от них лютым зверем
в полночи из Белграда,
спрятанного в синей мгле;
утром же вонзил стремена,
отворил врата Новгорода,
разбудил славу Ярославля,
скакал волком от Дудуток до Немиги.
(...вот это да! ...так вот о чем это произведение ...даже волхов Всеслав, опершись на свою клюку помчался собирать войска русские...
...у меня даже нет слов сказать о том, как "перевели" этот кусок текста христиане ...и смешно, и грустно... ...у них получается, что хромой волх Всеслав гадает "о девицах" (а не "дивится" гаданиям своим), и это в ту пору, когда Русь задыхается от непрошеных "поганых полков"...)
На Немизе снопы стелют головами,
молотят цепами харалужными,
на току жизнь кладут,
веют душу от тела.
На Немизе кровавые бреги
не добром были засеяны -
засеяны костьми русских сынов.
Всеслав волх людей собирал,
князьям городов наказы давал,
а сам в ночи волком рыскал;
из Киева доскакав до куреней Тмутороканя,
великому Хорсови волком путь выискивая.
Тому в Полоцке позвонили
заутреню рано
у святой Софии в колокола,
а он уж в Киеве звон слышал.
Хоть и вещая душа в дерзком теле,
но частые беды выстоял.
Тому вещий Боян придумал припевку,
мудрую, говоря:
"Ни хитрому, ни умному,
ни ведуну разумному суда божьего не миновать".
(...теперь уже полностью все становится ясно ...вместо слова "князь" рядом с Всеславом стояло слово "волх" ...а поскольку это уже переписанная версия 1800 года, то тут уже христиане расстарались ...те, что приписали в конце свой "аминь"...)
О, стонет Русская земля,
вспоминая прежние времена и первых князей!
Того старого Владимира нельзя ли было
пригвоздить к горам киевским!
Тогда нынче стояли бы стяги Раричей,
а друзья Давидовы,
порознь словно рабы бы пахали,
скопом стонали.
(...потрясающий кусок текста! ...во-первых, вот эта фраза "пригвоздить к горам киевским" - это тонкий намек на Христа
...любопытно, что переписчик этого не понял... ...ведь теперь уже и ежу ясно, что этот текст написал "язычник", т.е. старовер... ...впрочем, "Слово о полку Игореве" просто чудом дошло до уже разумного начала 19 века, когда попало к Мусину-Пушкину... да, все же, сгорело потом в пожаре 1812 года... ...только благодаря стараниям истинных русских славян остались копии... ...видимо, поистине гениальные "рукописи не горят", т.е. не исчезают бесследно!!!)
* 9 *
На Дунае Ярославны голос слышится,
птицей неведомой рано кличет:
"Полечу - говорит - птицей над Дунаем,
омочу белый рукав в Каяле реке;
утру князю кровавые его раны
на израненом его теле".
Ярославна плачет рано в Путивле на стене,
взывая:
"О, ветер, ветрило!
Зачем, Стрибог, так сильно веешь!
Зачем мечешь хиновские стрелы
на своих легких крыльях
на моего лады воинов?"
Мало тебе на горе под облаками веять,
лелеять корабли на синем море!
Зачем, Стрибог, мое веселье
по ковылю развеял?"
Ярославна плачет рано в Путивле-городе
на стене, взывая:
"О, Днепр Славутич!
Ты пробил даже каменные горы
сквозь землю Половецкую.
Ты лелеял даже на себе
Святославовы челны до полку Кобякова.
Возлелей, Славутич,
моего ладу ко мне,
чтобы не слала я к нему слез на море рано!"
Ярославна плачет рано в Путивле
на стене, взывая:
"Светлое и трисветлое солнце!
Всем тепло и красно ты.
Зачем, Ярила,
простер горячие свои лучи
на лады моего воинов?
В поле безводном жаждут они от твоих лучей,
израненые, зачем?"
(...чем дальше читаешь, тем сильнее понимаешь, что тут описан славянский мир! ...стала бы христианка взывать к языческим богам, Ветру-Стрибогу, Солнцу-Яриле?
...стал бы автор-христианин называть сильных князей "турами"? ...но даже христианин, который едва понимал славянский язык, не мог устоять перед талантом древнего автора, в восхищении...
...и все же это произведение так исковеркали своими христианскими "переводами", что даже некоторые герои его получили абсолютно неправильные характеристики, взять, хотя бы, волха Всеслава... )
* 10 *
Вспенилось море в полуночи;
идут туманы мглою.
Игорю-князю боги путь кажут
из земли Половецкой на землю Русскую
к отчему златому престолу.
Погасла вечерняя заря.
Игорь спит, Игорь бдит,
Игорь мысленно поля мерит
от великого Дона до малого Донца.
Конь в полуночи
Овлур свистнул за рекою;
велит князь осторожным быть.
Князю Игорю несдобровать, кликни еще;
стукнет земля, зашумит трава,
свяжут половецкие стражи.
А Игорь князь поскакал
горностаем к камышу
и белым гоголем на воду.
Вскочил на борзого коня
и соскочил с него серым волком.
И побежал к лугу Донца
и полетел соколом под туманами,
сбивая гусей и лебедей
к завтраку и обеду и ужину.
Если Игорь соколом полетел,
то Влур волком бежал,
труся собою студеную росу;
подгонял он своего борзого коня.
Донец речет:
"Князь Игорь!
Не мало тебе величия,
а Кончаку нелюбия,
а Русской земле веселья!"
Игорь говорит:
"О, Донец!
Не мало ты величал,
лелеял князя на волнах,
постилал ему зеленую траву
на своих серебряных берегах,
одевал его теплыми туманами
под сенью зеленого дерева;
стерег его гоголем на воде,
чайками на волнах,
утками на ветрах".
Не такова - сказал -
река Стугна;
мелкую струю имеет,
пожрали чужие ручьи и ветви
растущие на кустах,
унесла князя Ростислава
затворила Днепр темными берегами.
Плачет мать Ростиславля
по погибшему князю Ростиславу.
Приуныли цветы жалостью,
и дерево сильно к земле преклонилось.
А не сороки стрекочут -
по следу Игореву
едут Гзак с Кончаком.
Тогда вороны уже не граяли,
галки примолкли,
сороки не трещали,
змеи ползали только.
Дятлы стуком путь к реке кажут,
соловьи веселыми песнями рассвет вещают.
Молвит Гзак Кончаку:
"Уже сокол к гнезду летит,
соколич стрелявший
своими золочеными стрелами".
Сказал Кончак Гзаку:
"Уже сокол к гнезду летит,
да его соколика обнимет красная девица".
И сказал Гзак Кончаку:
"А если обнимет красна девица,
не будет нам соколика,
не будет нам красны девицы,
и начнут наших птиц бить в поле Половецком".
Говорил Боян о походах Святослава
песнотворца старого времени
Ярославле Олегова Когана пожелая:
"Тяжко голове без плеч,
плохо и телу без головы -
так Русской земле без Игоря".
Солнце светит на небесах -
Игорь князь в Русской земле.
Девицы поют на Дунае,
вьются голоса через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
к своей ладе пригожей.
Страна рада, город веселится.
Пойте песнь старым князьям,
а потом молодым спойте.
Слава Игорю Святославовичу
буй-туру Всеволоду Игоревичу!
Здоровья князю и дружине,
боровшихся с погаными полками.
Князю слава и дружине!
(...так вот о чем это сказание ...о счастливых временах славянских, о родных богах, о милых ладах, о любви и верности, о жестокой борьбе славян с бесчисленными ордами захватчиков...
...и нет тут ни о какой любви князя Игоря к некой половчанке, ни слова (...а ведь либретто оперы "Князь Игорь" выдает этот вымысел, как сказание "Слово о полку Игореве" ...видать кому-то нужно было - заморочить славянам голову всякими байками...)!
...в гениальном славянском сказании только тоска Игоря по дому родному, по своей Ярославне, да сожаление о глупости своей, которая погубила стольких воинов ...да о печали Святослава о смутных временах на Руси, о розрозненности обширных земель славянских ...да о титанических усилиях старого волха Всеслава, который хотел собрать Русь в едином порыве и дать отпор врагу...
...просто мистика какая-то, что никто этого не увидел раньше!)
* * *
[266x698]
"Плач Ярославны" картина Константина Васильева