• Авторизация


Дело пахнет керосином... 01-07-2008 14:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"С начала лета авиационные билеты резко подорожали из-за разразившегося на авиарынке топливного кризиса. Рост цен на керосин поставил авиакомпании на грань выживания, и они всеми силами стараются переложить финансовое бремя на пассажиров. Однако, судя по всему, полностью избежать убытков перевозчикам не удастся, что для многих может закончиться банкротством."
Собственно статью можно прочитать тут: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=906520

Цены на авиаперевозки в России традиционно считаются заоблачными. По отношению к уровню доходов населения они таковыми и являются. Внутренние авиалинии медленно умирают, деньги на реконструкцию взлетно-посадочной полосы главного аэропорта в миллионном городе удалось выбить только под флагом ее грядущего использования военными. Думаю, такая ситуация довольно типична, но речь даже не об этом.
Речь о том, как же так хитро вышло, что мы - такая вся из себя нефтеэкспортная страна - имеем на внутреннем рынке цены на нефтепродукты выше, чем в западной Европе. Вдумайтесь, товарищи. Они покупают у нас нефть с экспортными пошлинами и налогами, да еще плюс с доставкой... и она им, очевидно, обходится дешевле.
Вот ведь, казалось бы, топливный парадокс!

На самом деле ларчик открывается довольно просто:

1) в России беда с нефтепереработкой. Во-первых, ее мощностей не хватает, а существующие не экономичны и не современны в огромном большинстве своем. Стоимость производства нефтепродуктов у нас куда как выше, чем в западных странах.

2) при таких заоблачных мировых ценах на нефть на российском рынке ее продавать невыгодно, нефтяники хотят живые доллары, надо же им на что-то небоскребы и яхты покупать. Поэтому в своем отечестве мы имеем дефицит предложения. А так как экономика (в частности - транспортные перевозки и местами даже промышленность) как-никак, но все же растет, мы имеем классическую ситуацию эконом. теории: растущий спрос встречает сокращающееся предложение. Рост цены - закономерный итог.

3) а третья беда наша - посредники. Самим по себе нефтекомпаниям цену до бесконечности поднять нельзя, обвинят в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, да и народ взбунтуется. Зато можно поставить между собой и покупателем посредника.
Вот где, господа, и зарыт золотой телец.
Действительно, самим нефтяником не до продаж каждому аэропорту и колхозу, и собственный отдел продаж им в штате держать не с руки - лишние расходы и усложнение организационной структуры. Короче, мышиная возня. Быстрее и проще сбыть товар оптом, а там пусть оный оптовик и продает конечным потребителям. А по какой цене - того они, нефтяники, не ведают, и в том ни разу не виноваты.

Но известная всем закономерность такова, что продавец сырья прибыль имеет минимальную. Это, кажется, понимают уже все, кроме наших доблестных нефтяников, продолжающих гнать на запад сырую нефть. Но и нефтяники, как выясняется, не совсем глупы...
Они активно занимаются созданием топливных трейдеров, этаких формально независимых отделов продаж, зарабатывающих на разнице между отпускной ценой собственно компании, и ценой для конечного потребителя. В итоге, потребители раскошеливаются на большие суммы, нефтяники все в белом, трейдеры сыты и прибыль не упущена.

Разрыв наблюдается в другом месте. Нефтяники могут сколько угодно рассуждать про свои "рыночные" действия и "конкурентные", но при этом подозрительно совпадающие при закономерно несовпадающих затратах цены. А авиакомпании, как ни крутись, имеют дело с людьми. У которых зарплаты в массе своей пока еще далеки от мировых.
За счет чего же расти авиаторам, если цена на их услуги растет быстрее доходов населения, что приводит к сужению потребительской аудитории и снижению спроса? Да, пока рост есть, но обеспечивает его растущий бизнес - мало чувствительная к цене аудитория. Но в конце концов, либо этот ресурс будет исчерпан, либо цена станет критично высока и для него.

Подливает, увы, масла в огонь, а не керосина в авиадвигатели, тот факт, что покупкой-продажей топлива у нас занимаются не открыто, на бирже, как это происходит в цивилизованных странах, а по личной, так сказать, договоренности между продавцом и покупателем. И никто толком не знает, кто, кому, сколько, почем и на каком основании.

Словом, дело ясное, что дело темное. Но парадокс-то на лицо - российским авиакомпаниям порой дешевле обходятся заправки в зарубежных аэропортах. Те, кто летает только по России, проигрывают. Доходы падают, сокращаются возможности обновлять стремительно стареющий парк самолетов. Все труднее вкладываться в развитие аэронавигации.

Финал прозаичен. Мелкие перевозчики просто вылетают с рынка, а внутренние авиалинии умирают. Допустимо ли это в стране с такой огромной территорией, где есть места, куда "только самолетом можно долететь"?
Самолеты, выработавшие свой ресурс по 2-3-4 раза, падают как спелые груши, а ведь это жизни людей.

Когда я вижу заброшенные аэропорты и удручающее, а порой ужасающее состояние еще действующих, мне живо представляется постапокалиптический мир. Неужели мы никогда не станем гражданами, а всегда будем населением, не занятым в добыче и продаже нефти и, следовательно, глубоко лишним для этой страны?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
_Ноэлль_ 01-07-2008-22:16 удалить
Исходное сообщение Otrajenie Неужели мы никогда не станем гражданами, а всегда будем населением, не занятым в добыче и продаже нефти и, следовательно, глубоко лишним для этой страны? [/more]
кхе-кхе...буду краток: да!:)


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дело пахнет керосином... | Otrajenie - Байки зазеркалья | Лента друзей Otrajenie / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»