Об образовании в современной России не говорит нынче только ленивый. Причем говорят все больше не самые приятные вещи, и, что самое неприятное, отнюдь не безосновательно. Правда, все то, о чем столь много судачат на разных углах и уровнях, по большей части лишь симптомы болезни.
Одним из таковых порадовал недавеча публику и господин вятский губернатор Белых Н.Ю. Решил он, видите ли, отправить сына учиться в Англию, о чем и не замедлил сообщить широкой публике. И ничего в том, казалось бы, сенсационного нет. Уж сколько лет дети российской элиты учатся по заграницам, и никогда данные факты не вызывали ни малейшего общественного резонанса. Потому, быть может, что никто по ним отродясь не отчитывался.
А Никита Юрьевич решил отчитаться. И вот что из этого вышло.
Вспоминается строчка из Высоцкого: "У ней имелись веские причины..." У г-на Белых они тоже имелись. В частности, отсуствие времени на ребенка из-за высокой занятости, и желание, чтобы отпрыск фамилии "рос как все", а не как сын губернатора. Похвально. В определенном смысле.
Но возникает пара вопросов.
Вопрос 1. Неужели г-н Белых полагает, что в этой стране только он один желает устроить ребенка в приличный пансион, обеспечивающий достойное образование и воспитание?
Удивительно, но факт - таких людей в России хватает. И большая часть из них, увы и ах, не могут себе позволить обучение одетей в Англии. Вот и получается, что заграница не по карману, а на родине предложений нет. А губернатор, заметьте, губернатор региона, а не просто какой вышедший погулять бизнесмен, решил свою проблему и гордится этим.
Вот если бы г-н Белых был бизнесменом, честно заработал деньги сыну на Англию, слова бы против не сказала. Да и вообще, собственно финансовая сторона вопроса здесь меня интересует минимально. Вопрос в этической стороне. Что должен делать губернатор в условиях существования подобной проблемы? Писать в блоге, что решил отправить сына в Англию, или же взяться за создание соответствующего заведения на родине?
Так что все-таки должен делать достойный политик и общественный деятель, который тут не очередной временщик? Отсылать ребенка в Англию, делая хорошую мину при плохой игре, то бишь говоря, что "и у нас все тип-топ, но у меня свои причины", или браться за создание условий здесь, чтобы потомки вспомнили с благодарностью?
Высказывания в духе: "Сына-то мне сейчас учить, но я работаю, чтобы в России было. Когда-нибудь" вызывают сугубо приступы зубной боли. Потому что у нас в России "когда-нибудь" все есть. И отличная система образования, и даже коммунистический рай. Только вот конкретно сейчас ничего нет, и эта ситуация с течением времени не меняется. И не изменится никогда, пока у власти будут временщики, у которых у самих все есть уже сейчас, хоть и в англиях-америках, поэтому народ они легко и непринужденно кормят пресловутыми "когда-нибудь".
Будет ли решать проблему тот, над кем не каплет?
Ответ всем давно известен.
Вопрос 2. Почему в Англии дети герцогов учатся в местных школах "как все", а в России это невозможно?
Тут виноваты ведь не дети, и даже не учителя. Виноваты родители.
Немыслимо, чтобы какой-нибудь английский лорд примчался в Итон выяснять, почему его сынок не получил отличной оценки. Потому что его, этого лорда, интересуют знания сына, а не показуха в табеле. Там сыну не придет в голову жаловаться родителям на наказание, потому что тогда родители ему еще добавят.
Но наших доблестных "элитных" как раз одна только показуха и интересует. Они ею пожизненно занимаются на работе, и даже в своей семье уже не могут остановиться.
А еще потому, что у них на все право есть. В том числе и на вмешательство в работу учителя и директора. Потому что есть в них пафос и высокомерие, и "какая-то там училка" никакого права называть их отпрысков дураками в письменной форме, в смысле, в форме постановки плохих оценок, не смеет. Потому что они привыкли лечить симптом, то бишь оценки, вместо проблемы, то бишь тупости наследничков. И, вылечив, спокойно спать, не опасаясь проверок.
Самое же обидное, что те из "элит", кто это понимает, и кто не хочет так себя вести, не решают проблемы здесь, не одергивают зарвавшихся коллег и подчиненных, кошмарящих учителей, а отсылают детей подальше, и тоже спят спокойно. Как страусы, сунувшие головы в песок. Потому что они такие же временщики, как и первые, только чуть более цивилизованные.
Один великий человек сказал однажды, что русский человек только тем и хорош, что сам о себе прескверного мнения. Но надо же когда-то, тем не менее, приобретать самоуважение. И уважать окружающих, не теряя при этом чувства собственного достоинства.