Бессон, Люк (Besson, Luc) |
|
Автор следующих книг:
Режиссер в фильмах:
Люк Бессон родился 18 марта 1959 года, в Париже, в семье инструкторов по подводному плаванию. Вместе с родителями он много путешествовал, с детства отлично нырял, плавал, занимался подводной фотосъемкой. Мечтал в будущем изучать подводный мир, а именно дельфинов. Но однажды, во время одного из погружений произошел несчастный случай, из-за полученной травмы Люку запретили заниматься подводным плаваньем.
Уже через год, в 1984 году он снимает полнометражный, но из-за недостатка средств немой и черно-белый фильм «Последняя битва» (Le dernier combat). Причем делает он это уже на собственной студии Les films du loup («Фильмы волка»). Позже он ее переименует в Les films du dauphin («Фильмы дельфина»). В этом фильме он впервые снимает Жана Рено, который в последствии станет визитной карточкой режиссера, его талисманом и «Альтер-эго». После выхода картины в свет Люк Бессон был причислен к второй французской Новой Волне (начиналась которая с Жан-Жака Анно и Лео Каракса), а картина получила два приза на фестивале фантастических фильмов в Авориазе. Через год успех был упрочен следующей работой «Подземка» (Subway, 1985). В ней уже полностью проявился специфический стиль Бессонна: напряженное действие и вместе с тем мелодраматизм, несоответствие внутреннего мира героев Бессонна с внешним миром, музыка Эрика Сера и участие актера Жана Рено. Вершиной режиссерской карьеры Бессона стал фильм «Никита» (Nikita, 1990). Картина имела огромный кассовый успех, Бессон получил всеобщее признание. (Во время съемок фильма он сломал ногу и развелся с женой). В своей шестой по счету и первой с участием американцев (а, следовательно, дорогой) картине «Леон» (Leon, 1994), Бессон развил образ мрачного киллера, заявленный в «Никите». Но, несмотря на ошеломляющий успех, фильм так и не завоевал ни одного «Сезара» (Люк даже расплакался из-за этого прямо на церемонии). Спустя 15 лет Бессон вновь попал в Голливуд, правда, уже именитым режиссером. Его фильмы этого периода уже весьма американизированы. И в свою новую работу «Пятый элемент» (The Fifth Element) 1997 года он уже привлекает американских звезд Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена (последний блестяще сыграл еще в «Леоне»), а также супермодель Милу Йовович. (Надо сказать, что наброски к этому фильму Люк сделал еще в детстве). На постановку картины было затрачено $90 млн., были использованы потрясающие декорации, костюмы Жан-Поля Готье, традиционная для бессоновских картин музыка Эрика Сера. Фильм окупился, собрав по всем миру $266 млн. Однако следующая «американизированная» режиссерская работа Бессона – пафосная историческая драма «Жанна д’Арк» (The Messenger: The Story of Joan of Arc, 1999) все с той же Милой Йовович (уже его женой) была раскритикована и провалилась в прокате. После чего Бессона решил уйти из режиссуры и заняться продюсированием, тем более что опыт такой работы у него уже был: «Такси 1-3», «Холодная луна» Патрика Бушите, «Не глотать» Гэри Олдмена, «Поцелуй дракона» с Джетом Ли, «Фанфан Тюльпан» Кравчика (Fanfan la tulipe, 2003). В 2000-м году он начинает создание кинопроизводящей компании Europa для продвижения европейских проектов в области кино. Люк часто выступает сценаристом своих фильмов. Сценарии драмы «Дансер» (Dancer, 2000), трагикомедии «Ямакаси» (Yamakasi, 2000), комедии «Васаби» (Wasabi, 2001), боевика «Перевозчик» (Transporter, 2002) и многих из уже вышеперечисленных фильмов — написаны самим Люком Бессоном. Фильмография (включает только режиссерские работы): «Предпоследний» (L’Avant-dernier) — 1983 Премии и награды: Премия «Сезар» в категории «Лучший режиссер» за фильм «Пятый элемент» (The Fifth Element) – 1998г. |