Все же, это безумно интересно - жить по разным книгам, и вживаться в мировоззрение авторов, в их философию, примеряя все вышесказанное на себя.
Читаю "Игру в бисер". Пока все в процессе. И пока что затронута одна из вечно неразрешиммых тем, которая перекликается и со Степным волком ,и с Кастанедой, и с Портретом Дориана Грея, да и вообще со всем.
По Герману Гессе ... Хотя...хрен с ним с Гессе... вообще о людях и мировоззрениях, как это я себе предствляю, исходя не только из конкретного автора, а вообще из всего, что мне доводилось читать и слышать.
1) Мир:
Если человек не быдло и не тетя Дуся с лавочки с семечками и сплетнями, если он имеет какие-то мысли и чувства, то он живет душевной жизнью.
Мир это..
Жизнь во всех ее проявлениях от уродливого ,ужасающего, трагичного, до прекрасного, эмоционального, возможно детского, как то любовь ко всему миру и ко всем людям,
это постоянное импульсивное развитие жизни человека, ее контрасты и непредсказуемость, как то эстетика карнавала жизни в искусстве романтизма,
зависимость человека от собственных страстей, неконтролируемый перепад чувств от полной эйфории до глубочайшей депрессии.
Худшая форма и последняя стадия всего этого - мертвость души, черствость сердца, цинизм, к которым приходит человек, разочаровавшись в мире, а когда человек возрождается из пепла, оживляя свою эмоциональность, все возвращается снова.
Это возникает, как у сильных, так и у слабых.
Жизнь, которая периодически завязывается в узлы, заходит в тупики.
Сильные люди все время разрубают эти узлы , с кровью, отрывая от себя куски мяса.Это постоянная борьба и постоянные вызовы судьбе, Богу у смельчаков - у сильных людей, которые способны на борьбу и на решительные действия, чтобы изменить свою жизнь. Человек-еретик, дъявол-искуситель. В реальности же этот бой проигран уже изначально, так как человек пытается зубами прогрысть бетонную стену, а эта непробиваемая стена все больше и больше обагряется их кровью.
Слабые же просто опускают руки , занимаясь самокопанием, саможалением. Их жизнь лишена даже радости сильных от их борьбы и иллюзорных побед над собой и своей судьбой.
Вывод:
Жизнь в конце-концов всегда становится серой, несмотря на то, являлся ли ты в начале ее супервосприимчивым к окружающему миру ребенком ,
и ты либо превращаешься в жалкого нытика, который с одной стороны бежит от жизненных контрастов, стремясь к среднестатистическому счастью, к комфорту, мещанству и умеренности,а с другой стороны, достигая желанного спокойствия и благополучия, чувствует себя несчастным , так как жизнь-то оказывается сера и повседневна.
Не помогает и разнообразие , которое такой человек ищет во внешнем мире - так как он гоняется за призраками, погрязая в мире иллюзий, которые постепенно начинают все также обесцениваться.
либо становишься постоянным мазохистом, который черпает силы в своей боли, которая иногда и в лучшем случае окупляется мимолетным счастьем,
либо остаешься ребенком, закрывая на все глаза, а следовательно не развиваясь, и изголяешься вовсю , чтобы не потерять детское мироощущение, которое все равно в итоге проходит,
а так как ты был все это время ребенком и не научился драться , ты стновишься при благоприятных обстоятельствах добропорядочным филистером, а при неблагоприятных - эгоистичным нытиком, зацикленном на себе и своих собственных проблемах.
2) Второй мир связан с жизнью духовной, отрешенной от мира окружающего нас.
Лично я в этом нифига не смыслю и на своем опыте не прочувствовала.
Тем не менее, умные люди пишут, что:
В смирении перед Богом и обстоятельствами жизни и есть настоящая, истинная свобода человека,
что в отказе от мирского, от страстей, от перепада чувств в медитации ( у одних культур),в молитве ( у других) люди находят покой и умиротворение,
что разнообразие жизни идет не от внешнего мира, а изнутри тебя, во внутренней жизни, не смотря на то, что внешне жизнь монаха кажется статичной, неразвивающейся,
и тогда постижение вечного, истины, совершенства становится смыслом жизни человека,
а борьба идет не с внешним миром, а с самим собой.
И вот у Гессе как раз описывается подобный уклад жизни Ордена ученых, уединившихся для занятий наукой, искусством и медитацией, со строгой иерархией, который противопоставлен обычному миру.
Возникает вопрос:
насколько такая жизнь соответствует человеческой природе, насколько это естественно для человека, должен ли каждый человек в идеале стремиться достичь этого или это дано только избранным?
И не пропадает ли острота восприятия мира в этом случае? А такие сильные чувства, как влюбленность, юмор? Противопоставляются ли они покою и тихой радости? Неужели человек обязательно должен поменять мирские радости на радости духовные и насколько равноценен будет этот обмен? что есть суррогат чего?
Мне почему-то кажется, что отрицать мир, в котором мы живем, в пользу мира святых и отшельников нельзя, если ты не узнал его во всех его проявлениях, не вобрал в себя все, что можно было выдавить из него.
Нельзя ли соединить эти два мира, но не впадая в ту умеренность ,что является синонимом благополучия, и не впадать в тот душевный покой, который граничит с мертвостью? Можно ли это соединить,или это будет дилетантство на каждом из путей?
П.С. Мне кажется, что и в этом мире вечное можно добывать по крупицам, находить проявления бесконечности, божественного во всем, и находить истинное счастье, из обрывков которого и складывается жизнь, наполненная смыслом.
И есть люди, которые помогают находить эти кусочки .
[476x600]
п.с. дочитала о взаимопроникновении этих двух миров, и изменении мировоззрений каждого из ее представителей - Йозефа и Плинио. Не сомневаюсь, что Гессе здесь в том числе имел в виду сонатную форму, отражающую философскую идею: тезис+антитезис =синтез)))))