письмо со страхом
09-10-2010 17:52
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Не было времени никак написать, но вчера я увидела вас во сне и решила, что время писать письма и время отправлять письма.
Во сне мы почему-то ходили по продуктовому магазину и почему-то Мотя Пирогов с нами.
А сегодня, кстати, снился грустный Вогман, у которого был протез вместо ноги.
Поздравляю с прошедшим Суккотом и, на самом деле, ужасно завидую вам - всем тем, кто празднует праздники. Иногда мне даже не совсем верится, что вот евреи действительно живут в шалашах да еще и целую неделю. При мне, просто, никогда Суккот не праздновали, и страшно сказать - читала только в книжках…
Надеюсь, я никого не обидела в прошлом письме по поводу религий... я не хотела, да и не я первая подняла этот вопрос... Но накопилось столько переживаний по поводу евреев и остальных 70 народов, что сейчас я разверну ужасно откровенную демагогию по этому поводу.
Ежели что - не держите зла.
По поводу христиан. Была ошарашена тем фактом, что в Москве существует церковь св. Косьмы и Дамиана, в которой, похоже, есть значительная часть школы по иудаике, в т.ч. Марта, Вогман, мальчик Вася Можаев (брат Ани Вайсборд). Собственно, понятно почему. Там умные священники, которые знают иврит и греческий и периодически цитируют Талмуд. Там многое совершается не совсем по традиционному канону, в частности восстановлены некоторые утерянные традиции. И музыка на редкость красивая, видимо, современного происхождения со сложными гармониями.
Правда ли, что Талмуд пишет, что гои не должны быть идолопоклонниками, а следовательно, монотеистические аврамиистические религии вполне себе разрешены?
Утешает во всем этом Спиноза. Жил же как-то человек и ничего вроде…
Мое Ученичество у Вогмана как раз и началось с плаканья ему в жилетку по поводу религиозных войн, которые вдруг стали меня очень касаться и причинять очень ощутимую боль. Особенно, это проявилось на Сеферской школе, когда по приезду с курса лекций про противостояние евреев и христиан я чуть ли не рыдала в трубку Максиму Леенсону (тогда мы очень активно дружили). Но кто, кроме Вогмана мог бы хоть как-то объяснить феномен Самбатиона (и не только его): в комнате сидят четыре участника Самбатиона, совершенно случайно собравшихся, и вдруг оказывается, что только один из них – галахический еврей, но трое христиан, двое из которых вообще не имеют еврейских корней. Но, при этом, от иудаизма получают кайф христиане, а еврей вообще ни во что не верит. Это реальная история.
Я прекрасно осознаю, что я лишь гость в шатрах Шема.
На всех школах по иудаике со мной всегда где-то к середине происходит что-то странное. Вдруг приходит момент, когда я начинаю либо петь русские народные песни (неспроста тогда Марта духовные стихи запевала!), либо играть фуги Баха, произведения Рахманинова или музыку из «Бориса Годунова» Мусоргского.
Почему так происходит? Хорошо ли, что существует Самбатион, на котором сосуществуют разные люди, носители таких разных культур? Диалог?
В этом вопросе такая недоговоренность! И известная доля лицемерия.
Я не имею права жить в еврейской традиции, а уж тем паче каббалой заниматься. Я же не Кроули и не Франк в конце-то концов и, к примеру, смешивать сфирот с Троицей совсем не собираюсь. Мухи должны быть отдельно от котлет. Мухи красивые, причудливые и интересные, но котлеты – это то, что ты ешь и чем насыщаешься. И мне жаль, потому что я с детства мистик по своему восприятию мира, мне жаль, потому что каббала – это воистину первоисточник для всех остальных мистических учений, и мне жаль, потому что это дико интересно, но я не имею права, и это я чувствую. Есть, конечно, академическая отмазка, но она даже у Вогмана слаба.
С другой стороны. Раньше я позволяла себе быть «евреем» только раз в сезон во время поездок на школы. Теперь из-за изучения иврита, хождения на эшколоты у меня творится что-то странное.
В частности, я совершенно перестала понимать европейскую музыку. Ведь когда исполняешь музыку по-настоящему, ты должен быть полностью в ней, должен раствориться в ней, пропускать ее через себя. В игре на музыкальных инструментах есть что-то мистическое. Бывает, что пианист играет все правильно, профессионально, но видно, что музыка не живет внутри него. И во мне совершенно перестала жить европейская музыка Баха и Бетховена.
Теперь о жизни.
Есть у меня близкая подруга Олеся, еще с шестого класса школы. Замечательная девушка, учится на архитектора в МАРХИ, но никак с иудаикой не связана, и вообще не связана с какой-либо религией.
Однажды в ужасной спешке вваливаюсь я на Эшколот. Вдруг совершенно внезапно сзади меня обнимает моя русоволосая Олеся!
Она тут! И сидит не больше, не меньше, а в полметре от Вогмана, с которым, разумеется, не знакома!
Сразу в моем сознании появляется какое-то гадкое и смутное предвкушение мессианского времени (« лев и ягненок», и Суккот только что) и наступает шок.
Я истерично ору во весь голос на все почтенное собрание: «Как? Каким образом ты тут оказалась?»
Смотрю на Вогмана вопрошающим взглядом, полным мольбы.
Вогман, как всегда, невозмутимо отвечает: " Беггинс, об этом еще Владимир Ильич писал: «Узок их круг, страшно далеки они от народа»."
А за день до этого, я как раз впервые зачитывала Олесе Танах по телефону - Екклезиаста (просто очень его люблю и хотела просветить).
Потом я нахожусь в дикой эйфории от факта, что Эшколот - не только для евреев и вообще настолько демократичный проект, что туда могут приходить абсолютно все, вне зависимости от национальности, религии, даже уровня знаний.
Я все восхищалась, что, мол, как это все здорово, вот, дружба народов ... пока Вогман не сказал, что что-то подобное «Эшколоту для всех» было в Германии 30-х годов. Этим замечанием Вогман меня убил наповал...
Читаю.
Читаю Бруно Шульца, который, как мне кажется, по настроению очень перекликается с рассказами Маркеса и со 100 летами одиночества. У обоих - невероятно атмосферное описание маленького затерянного городка и его эксцентричных жителей. Макондо и Дрогобыч...)
Следующее на очереди - Хвалы Бешту (купила) и учебник по истории России (я все-таки решила в ИСАА поступать, правда, я совершенно из-за учебы и работы не успеваю готовиться к экзаменам...)
«Кончаю! страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю.. Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю».
Пыталась внести искренность.
П.с.
лекция Моше Иделе про музыку и каббалу была для очень широкой публики, а посему она была очень пространная: обо всем и ни о чем. Мне не понравилось, потому что ничего нового я для себя не узнала (вторая лекция про хасидизм была поконкретнее и поэтому вызвала больше энтузиазма). При этом к лекциям о музыке и о возникновении хасидизма прилагались каббалистические тексты, которых подробно он не разбирал. Я же потом их сама почитала, и у меня появились вопросы, на которые Вогман не смог мне ответить. Я, конечно, не имею права….но, с другой стороны, ведь эти тексты предназначались же непосвященной публике.
В общем, прокомментируйте как-нибудь…
1)Меир ибн Габбай, из книги «Святое служение» (4.24)
«Лютня («киннор») – это буквы каф, вав, нун, реш, из которых складываются слова кав нер (лампада), в этом тайный смысл того, что горит и жаждет приобщиться к тому, что выше. Голубой огонь лампады стремится ввысь, чтобы соединиться с белым огнем, и когда они соединяются и сливаются, получается «киннор», слияние «невесты» со своим «возлюбленным» в великолепии песен ее».
2)Аноним (школа Авраама Абулафии), из сочинения «Светоч Божий»»
«Так вот, известная тройная перестановка, благодаря которой раскрываются тайны творения, нуждается прежде всего в буквах , огласовках и мелодии. А поскольку перестановка связана, как будет ясно из дальнейшего, с тремя буквами, необходимо сочетать с ними пять огласовок и соответствующие им мелодии.»
А еще ранее он говорит о знаках кантилляции: зарка, тарса твир, ревиа, гереш. Где можно про них узнать?
3) П.п.с. Еще зимой у нас был Бейт-мидраш, на котором мы проходили текст про волны ( в вашем переводе).
р.Хаим Виталь, Ликутей-Тора.
Ведь известно нам, что все меры происходят из тайны черной свечи, и если природа милосердия - прибывать, подобно водам, суды и строгость кладут пределы всему, как это подобает каждому в отдельности. Так и волнам позволено вознестись каждой на свою
собственную ступень: одни восходят только раз, другие дважды, а третьи – наоборот, спускаются вниз, и еще ниже нисходят четвертые и т.д. Подобно этому происходит и с песнопениями, которые исполняли левиты, голос которых восходил и нисходил по тоновой лестнице. В сущности, любая мелодия отличается высотами и нисхождениями голоса, регулируемыми с помощью черной свечи, поэтому песнь - это проявление Строгости. Знай, что когда вздымаются волны, доходят они до Высших волос на голове или в бороде (Долгого лика), и становятся эти волосы подобными струнам арфы, источающей мелодию. Тема эта объемна, но здесь мы больше не можем продолжать наших рассуждений
Если в Sound Forge открыть аудиофайл, то мы как раз увидим эти самые волны! Нет?
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote