с 1963 года на Гран-при чемпионатов мира погибло 25 человек (гонщики, шесть зрителей, двое судей и обслуживающий персонал)... Перелом основания черепа считается в этих кругах "профессиональной травмой"... Кто же эти отчаянные парни-автогонщики — избранные счастливчики, баловни судьбы, имеющие недоступное большинству удовольствие красиво играть со смертью в «догонялки», или же, напротив, несчастные безумцы, вынужденные ходить по краю смертельной пропасти на потеху публике, жаждущей зрелищ?..
[показать]
не для слабонервных
"Почему я занимаюсь таким рискованным делом, как автогонки? Потому что оно мне по душе. И не только из-за денег. Просто я страстно люблю то, чем занимаюсь, пусть даже это и связано со смертельным риском". Эти слова принадлежат двукратному чемпиону серии CART Алессандро Занарди. А произнес он их всего за сутки до роковой гонки по треку "Лаузитцринг"...
[показать]
Алессандро, автомобиль которого буквально разорвала на две части врезавшаяся в него другая машина, в одно мгновение лишился обеих ног выше колен...
[показать]
История одного из лучших гонщиков мира оказалась прервана большой кровавой точкой...
[показать]
Впрочем, затем чудо — рукотворное — все же произошло. Потерявшему в результате страшной травмы около 70% крови гонщику грозила верная смерть, если бы не помощь, немедленно оказанная ему главным врачом медицинской службы CART Терри Трэммелом...
[показать]
Хирурги в Берлинском госпитале, куда затем доставили Занарди, констатировали: "Еще каких-то десять минут, и мы уже не смогли бы спасти его…"
[показать]
Но оставшийся без обеих ног Алессандро Занарди проявил потрясающий оптимизм и силу воли. Спустя всего пару лет он повторил подвиг советского летчика-героя Алексея Маресьева (книгу о котором, «Повесть о настоящем человеке», передала ему дочь писателя Бориса Полевого, Алессандро читал в период реабилитации)...
[показать]
Он вернулся за руль спортивного автомобиля и ныне с успехом выступает в чемпионатах по автогонкам!..
[показать]
Но это уникальный случай. А риск получить тяжелые травмы или даже погибнуть неизменно сопровождает автогонки, особенно самые экстремальные из них — гонки Формулы-1... Гран-при США. Ее "героем" стал немецкий гонщик Ральф Шумахер...
[показать]
В то роковое мгновение его автомобиль шел на скорости 320 км/ч...
[показать]
И врезался в бетонный барьер задней частью под углом в три четверти — это самый опасный вариант удара, при котором гонщик наименее защищен от травм...
[показать]
Потянувшиеся затем долгие мучительные минуты ожидания, в течение которых Шумахер оставался в машине, в том числе и после прибытия бригады медиков, заставили подумать о худшем и вспомнить самые черные страницы истории Формулы-1…
[показать]
В тот раз, однако, можно считать, обошлось...
[показать]
Но все же столь сильный удар не прошел для него даром. Причиной того, что Ральф не смог самостоятельно выбраться из машины, были сильнейшие боли в области позвоночника. Специалисты выявили две трещины. Вердикт врачей — три месяца без гонок...
[показать]
Но еще лет десять назад все было далеко не так оптимистично... В 1978 году на трассе Гран-при Италии в Монце в страшную аварию попал швед Ронни Петерсон...
[показать]
Тогда на огромной скорости столкнулись сразу десять машин...
[показать]
Над трассой стоял такой дым, что снимать не могли даже телевизионщики...
[показать]
Да и огонь был тогда еще смертельным припятствием...
[показать]
Когда гонщика доставили в медицинский центр, он был в сознании, но у него были раздроблены ноги и обожжены плечи и грудь...
[показать]
Рентген в госпитале выявил 27 переломов! Гонщику сделали переливание крови и уложили на операционный стол...
[показать]
Однако, несмотря на оптимистичный прогноз итальянских хирургов, на следующий день ему стало значительно хуже: он не приходил в сознание, начал задыхаться, а искусственная вентиляция никак не могла восстановить уровень кислорода в крови. К тому же отказала почка, а неврологическое обследование выявило серьезные повреждения мозга...
[показать]
История практически повторилась и в дни печально известного "черного уикенда в Имоле"... Тогда погибли двое. Первым был новичок Роланд Ратценбергер...
[показать]
Этога была его вторая Формула-1... На квалификационном круге гонщик сделал ошибку и вынужден был проехать по гравию, из-за чего передний спойлер его машины оказался повреждён...
[показать]
Затем спойлер оторвался, и машина потеряла прижимную силу...
[показать]
Она сорвалась с трассы и на скорости свыше 300 км/ч врезалась в бетонную стену...
[показать]
Удар пришёлся по касательной, и машина, многократно перевернувшись, пролетела ещё около ста метров...
[показать]
Открытый огонь тоже не заставил себя ждать...
[показать]
Ратценбергер получил тяжёлую травму головы...
[показать]
Он скончался через час после трагедии, не приходя в себя...
[показать]
Айртон Сенна... Перед началом сезона, в одном из интервью, на вопрос об изменении правил "Формулы-1" он сказал: "Предстоит сезон со множеством аварий. Я даже рискнул бы сказать, что если ничего не произойдет, мы будем счастливы".
[показать]
Говорят, в тот день у Сенны было очень плохое предчувствие..
[показать]
1 мая 1994... На седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари лидер гонки - Айртон Сенна на «Вильямсе-FW16» вошел в резкий левый поворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон...
[показать]
По данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час...
[показать]
3 мая газеты взорвались заголовками типа «РОКОВАЯ ОШИБКА СЕННЫ!» Технический директор Патрик Хед цитировался итальянскими и бразильскими газетами : "Айртон Сенна сделал ошибку. Мы проверили телеметрическую информацию. Он слегка поднял ногу, как раз на уклоне, в месте, где гудронированное шоссе изменяется. Это вызвало потерю силы давления на заднее крыло, поэтому машина продолжала двигаться прямо". Это версия номер один.
[показать]
Версия номер два. Покрытие трассы в Имоле весной 1994 года полностью обновили. И многие команды жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Чтобы его увеличить, обычно чуть снижают давление в шинах, добиваясь большего пятна контакта с дорогой. Однако в этом случае машина начинает скрести днищем по неровностям дороги...
[показать]
Версия номер три. Конец стартовой прямой и вход в Тамбурелло оказался усыпан обломками разбитых машин. Один из них мог повредить покрышки...
[показать]
Но все три эти версии были отвергнуты при продолжении рассмотрения дела в суде...
[показать]
Четвертой причиной аварии могло стать физическое состояние пилота. Отключение сознания...
[показать]
Подтвердить или опровергнуть эту догадку невозможно. Причем не помогут даже результаты вскрытия - медицина не всесильна. Но тут масла в огонь подливают люди, знавшие Айртона по гонкам...
[показать]
Они вспоминают, что иногда, для обострения реакции он надолго задерживал дыхание. И все же обморок здорового, сильного, тренированного спортсмена выглядит весьма маловероятным...
[показать]
Оставалась еще версия, которая и была подтверждена технической экспертизой - поломка рулевого управления...
[показать]
Камера, установленная на "Бенеттоне" следовавшего за лидером Шумахера, ясно показала, что машина Сенны в какой-то момент внезапно сошла с траектории поворота и пошла прямо. Такое могло произойти, если сломалась рулевая колонка...
[показать]
Мало того, на многочисленных снимках с места трагедии можно было ясно различить рядом с разбитым кузовом рулевое колесо и фрагмент рулевой колонки. Так что, именно эта версия показалась специалистам наиболее вероятной...
[показать]
В апреле 1997 года были названы главные обвиняемые: технический директор «Вильямса» Патрик Хэд, бывший главный конструктор команды Эдриан Ньюи, и официальные представители автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги. Все они, конечно же, отрицали выдвинутые обвинения. Даже несмотря на шлем, насквозь продырявленный осколком именно рулевой колонки...
[показать]
Прямых доказательств нет, считали они, хотя куда уж прямее...
[показать]
16 декабря 1997 года судья Антонио Костанцо подвел итог делу, которое журналисты всего мира называют не иначе, как "самой черной главой в блистательной истории" "Формулы-1". Чуть более минуты понадобилось председателю суда. чтобы огласить приговор, оправдавший всех шестерых "подельщиков", обвиненных прокурором Болоньи Маурицио Пассарини в непредумышленном убийстве трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны 1 мая 1994 года во время "Гран-при Сан-Марино"... В общей сложности заключительное заседание в городской дискотеке Имолы, переоборудованной в зал суда на время слушаний, длилось пять минут.
[показать]
И вообще, перелом основания черепа - самая опасная и самая... распространенная травма. Везет только самым удачливым. В 1995 году в Аделаиде, на трассе Гран-при Австралии, повезло Мики Хаккинену...
[показать]
Машина финского гонщика в ходе тренировки потеряла управление и, совершив полный оборот, врезалась в ограждение на скорости почти 200 км/ч...
[показать]
Финну невероятно повезло: авария произошла всего в считаных метрах от места дислокации дежурной бригады медиков...
[показать]
Мгновенно на месте аварии оказались врачи. Сняв с Хаккинена шлем и увидев, что тот буквально захлебывается кровью, специалисты предприняли радикальное, но единственно правильное в этой ситуации решение — провести трахеотомию прямо на месте, даже не извлекая пилота из кокпита машины...
[показать]
Бригада действовали быстро и слаженно, и мгновения спустя пострадавший смог дышать самостоятельно, после чего уже его извлекли из разбитой машины и отправили в госпиталь...
[показать]
Там ему еще пришлось провести несколько дней в состоянии комы, но зато потом он пошел на поправку. Однако последствия той аварии проявляются и поныне — например, в явно замедленной речи Хаккинена и его нервозности...
Однако надо отметить, что благодаря современным средствам безопасности за десять лет, прошедших с момента фатальной аварии Айртона Сенны, в Формуле-1 не погиб ни один гонщик. А Ярно Трулли, который тремя неделями спустя в ходе Гран-при Великобритании попал в схожую аварию и автомобиль которого даже совершил в воздухе сальто-мортале с приземлением вверх дном (то есть головой гонщика вниз!), отделался еще легче — всего лишь ушибами и сотрясением мозга — и даже смог самостоятельно выбраться из вдребезги разбитой машины...
[показать]
Испытание огнем... Автомобиль Формулы-1 можно сравнить с пирожком с начинкой, в качестве которой выступает сам гонщик и… большое количество бензина. К тому же по ходу гонки предусмотрены дозаправки, когда в бензобаки за считаные секунды вливаются десятки литров топлива, так что чуть ли не в каждом Гран-при хоть у одного автомобиля, но взрывается мотор...
[показать]
В 1994 году во время Гран-при Германии весь мир наблюдал в телетрансляции драму, разыгравшуюся во время дозаправки одной из машин: бензин, выплеснувшийся из заправочного рукава, попал на раскаленные детали автомобиля, и мгновенно и автомобиль, и гонщик в нем, и бригада обслуживающих машину механиков оказались в огромном огненном шаре...
[показать]
Но механики, пытаясь спастись, катались по земле, а пилоту Йосу Ферстаппену и это средство было недоступно: он сидел, пристегнутый ремнями, в тесном пространстве горящего автомобиля!..
[показать]
Однако благодаря уже очень высокому на тот момент уровню противопожарной безопасности в Формуле-1 все отделались лишь легкими и средней тяжести ожогами...
[показать]
Сегодня во время аналогичных пожаров обходится и вовсе без каких-либо ожогов: современные системы пожаротушения и огнеупорная амуниция гонщиков и механиков делают свое дело...
[показать]
Так что Йосу Ферстаппена можно считать сильно пострадавшим...
[показать]
Но так было отнюдь не всегда. В 1973 году в голландском Зандфорте молодой англичанин Роджер Уильямсон проводил всего лишь вторую гонку в Формуле-1, когда на восьмом круге из-за неисправности подвески он не удержал машину в повороте...
[показать]
Ее занесло и выбросило с трассы на барьер, протащило вдоль него, после чего она развернулась поперек трассы, перевернулась и вспыхнула как спичка...
[показать]
Пожарного расчета, поскольку это не предусматривалось правилами того времени, рядом не было, был лишь так называемый пожарный наблюдатель — буквально в считаных шагах от горящей машины, но ему не разрешалось выходить на трассу, пока не будет остановлена гонка...
[показать]
Да и вообще все окружающие растерялись или просто не решались подойти к машине...
[показать]
Лишь земляк Уильямсона Дэвид Перли, увидев, что случилось, остановился, выскочил из машины, схватил огнетушитель с ближайшего противопожарного щита и начал тушить огонь, пытаясь спасти товарища...
[показать]
Но все было тщетно — он, как и медики, сразу доставленные к месту аварии, так и не смог подойти достаточно близко и освободить Роджера от ремней...
[показать]
Позже помочь ему кто-либо был уже бессилен — парень сгорел заживо.
[показать]
Аналогичный случай произошел на трассе "Нюрбургринг" с чемпионом мира Ники Лаудой, но ему повезло, - лишь множественные следы от страшных ожогов и полное отсутствие волос на его голове напоминают ныне о той трагедии...
[показать]
Его товарищам удалось вытащить его из полыхающей машины, хотя и сам он к тому времени уже горел, как факел...
[показать]
В госпитале его уже даже успели привести к последнему причастию — настолько он был плох...
[показать]
Но австриец выкарабкался, вернулся за руль гоночной машины уже через пять недель (!), уступив сопернику в тот год всего одно очко в борьбе за очередной титул чемпиона мира...
..........................
статья взята здесь