В 2015 году мы впервые попали в Индию, так как целью было встретить Новый год на берегу океана (ну ладно, моря), то мы не стали сильно фантазировать с маршрутом, и просто поехали на взятом на прокат Энфилде, в сторону Гоа. Из достопримечательностей видели Агру и Гвалиор, а остальные города по дороге были только местами для ночевки.
В 2016 году мы подошли к вопросу более серьезно. Отпуск у меня был полтора месяца, спешить было некуда и поэтому мы замахнулись на более серьезный маршрут на юг, до Каньякумари, а потом опять же в Гоа. Спустя год, я решилась представить на суд общественности свой отчет по этой поездке. Отчет возможно немного специфический, так как в основном рассказывает именно про дороги, да еще и от лица пассажира. Так получилось во-первых потому, что сами мы информацию по такому типу не нашли, когда собирались, и я подумала, что может кому-то это всё же пригодится. Во-вторых потому, что именно езда на байке была целью моего спутника, а уж осмотр достопримечательностей и тем более пляжный отдых, были “в нагрузку” ко мне :D
Подготовка к поездке - выбор маршрута был обусловлен тем, что нам хотелось побывать, помимо самой южной точки, еще и в Ченнаи, на заводе Royal Enfield. Правда, разложив километраж по дням, мы поняли, что никак не попадаем на организованную экскурсию, которая проходит только во вторую и четвертую субботу месяца. На сайте еще было упоминание какого-то музея при заводе, поэтому всё же сделали Ченнаи одной из ключевых точек на маршруте.
Мы не ранние пташки и не любители спешить куда-то, тем более по индийским дорогам, поэтому закладывали дневной пробег в 250-350 км. Помимо городов с достопримечательностями, которые требовали более подробного осмотра, были выбраны приблизительные города для ночевки. Гостиницы нигде, кроме Дели (чтобы получить визу) заранее не бронировали, так как дороги довольно непредсказуемые. Так что озабочивались поисками ночлега только тогда, когда солнце клонилось к закату. Чем дальше от Дели, тем меньше вероятности за вывеской Hotel встретить именно отель, а не ресторан, так что если городок совсем дикий и без букинга, то в гугле надо вводить Lodge, Rooms или Guest house и на эти же вывески обращать внимание.
Деньги наменяли сразу в Дели, так как желания тратить кучу времени на поиски банкоматов в глуши не было никакого, и так были сложности с разменом крупных купюр, мы же попали в самый разгар денежной реформы.
Но на заправках, коих много везде и проблем с ними нет никаких, мы старались расплачиваться картой, так как это чуть ли не единственные места (кроме супермаркетов в Гоа и некоторых отелей), где можно тратить безналичные деньги.
Байк в прошлом году брали у братьев-сикхов из Saraswati motors в районе Карол багх, они не подвели, поэтому в этот раз, предварительно списавшись с ними, собирались брать там же.
С собой везли запас влажных салфеток (в продаже их видели только в Гоа), антисептика для рук, спальники и простыню, чтобы стелить поверх постельного белья в бюджетных отелях. Так же, уже на месте закупались спиралями от комаров.
Сим-карту покупали в Дели, брали Airtel, активировалась она примерно за полдня, хороший интернет был по всему маршруту.
15 декабря
Путешествие началось замечательно - предварительно зарегистрировавшись дома на рейс Аэрофлота, мы заявились в аэропорт, где на стойке нам сказали, что нам повысили наш эконом до бизнеса. Это мне-то, я уж и забыла когда обычными рейсами летала, последнее время только лоукостеры в различных видах. В услышанном я сомневалась до самой посадки в самолет. А вдруг вообще не пустят? А вдруг кормить не станут? Ну и всякий такой бред в голове, хотя неоднократно читала о внезапном повышении класса обслуживания, правда забыла почему так обычно делается. Но Аэрофлот не обманул, приветственное игристое, кресла-кровати, тапочки и "изысканная" еда. Вкусно, конечно, жрать тунца с каперсами и лосося в сетке из слоеного теста, но как-то не сытно. Зато лежа спалось хорошо, не то что в лоукостерах, где спинки даже не откидываются. В аэропорту Дели, постояв в одной из очередей поменяли немного долларов, получили "неразменные" 2000 купюры, которые сначала долго пытались впарить в кассе метро, не понимая, что нас оттуда направляют для размена не наружу, а в другую кассу, где мы стали обладателями богатства в виде кучи сотенных купюр. На метро доехали без приключений, а дальше нам надо было пересечь вокзал, чтобы добраться до отеля на мейн-базаре. На вокзале было забавно - нас пытались убедить, что нам нужны билеты для того, чтобы подняться на ж/д мост, но так как мы в прошлом году уже повелись на несколько разводок, то в этот раз все были посланы.
С отелем (Mahesh guest house) немного прогадали в этот раз, реально ночлежка, но зато мы смогли расплатиться старыми пятисотками и нас пустили с раннего утра. Отдохнув, после ночного перелета поехали на моторынок выбирать коня.
16 декабря
Индийцы, как и мы, не любят работать с самого утра, поэтому забрать байк мы смогли только к обеду, остальной день прошел в организационных хлопотах - купить шлемы, масло, расходники, обменять деньги, чтобы на следующий день сразу выехать в сторону Агры.
17 декабря
Дели-Агра. Если в прошлом году этот отрезок пути был самым ужасным в плане трафика, то в этот раз навигатор направил нас на очень пустое, очень скоростное и очень дорогое шоссе. Первый раз попали на пункт оплаты для "2-3 wheeler", за 150 км взяли 200 р, с легковушек что-то ок. 450 р. Зато пролетели их часа за 2, что для Индии очень бодро. Так как на полтора месяца надо довольно много денег, то решили особо не шиковать, поэтому в Агре остановились в хостеле (Namastey hostel) за 200 р. Отдельная комната, размером с кровать и место для войти. Зато туалет с душем в номере и весьма просторные. Подробно Агру мы посещали в прошлом году, так что в этот раз только прогулялись в сторону Тадж Махала и завершили день в кафе при гостишке.
18 декабря
Агра-Гвалиор. Из Агры выехали по плану, ехать недолго, 120 км всего. Но, как и в прошлом году, iGo завел нас в самый центр старой Агры, в такие переулки, где и на мотике еле протиснешься. Зачем он это делает, непонятно, причем перед выездом посмотрели, нормальными дорогами собирался нас везти, но не утерпел, завез хрен знает куда. Час потеряли. Перекусить остановились в одной из дальнобойных кафешек на трассе, по прошлогоднему опыту знаем, что в таких местах кормят вкуснее всего. Местные с удивлением смотрели, как мы с удовольствием наворачиваем стручки чили :) При расчете нас в первый раз решили ободрать, как туристов, денег запросили в два раза больше, чем в Дели за похожую еду :( в Гвалиор в итоге мы попали за час до заката, пока заселились, уже смысла не было куда-то ехать. А так хотелось с другой стороны в форт попасть. До сих пор это была самая интересная достопримечательность из всех виденных в Индии, желтые уточки в украшении стен форта поразили в самое сердце. Надеюсь только, что завтра мы найдем под чьим присмотром оставить мот со всем барахлом, чтобы заехать туда перед отъездом из города. Оставаться еще на день смысла нет, отель (Gulmohar guest house) дороговат для нас, 800 р. Правда чистый и с горячей водой.
19 декабря
Гвалиор-Джанси-Орчха. Сегодня был замечательный день - на удивление рано проснулись и поняли, что есть время посмотреть те джайнские скульптуры тиртанкаров, которые я хотела с прошлого года увидеть. Впечатляющие. Правда самую большую сфотографировать не получилось, она была видна только с узкой и крутой дороги, развернуться или остановиться было неудобно. После вчерашних блужданий по Агре, решили не доверять iGo, а ехать по проверенной временем и разными дорогами maps.me. И эта программа не подвела, по дороге в Орчху она показала, что мы будем проезжать форт Джанси. Время было, решили заехать и не пожалели. Довольно интересный форт с кучей разнообразных орудий - огромной бомбардой, мортирами и остатками чего-то похожего на пулеметы максим.
Кстати, сама дорога NH44 была как раз такой, как мне нравится, хорошее покрытие, но с периодическими подставами, так что не разгонишься. В обед, в придорожной дхабе нас опять обобрали - какая-то печальная тенденция.
Довольно рано мы приехали в Орчху, отель (Temple View Guest House) я забронировала на букинге с утра (опыт показывает, что поиски в интернете продуктивнее, чем обход гостишек живьем), недорого, забавно - мотик нужно было закатывать внутрь здания :) вот только селили нас долго и мы не успели посмотреть местный дворец или что там. Так, полазили где было бесплатно и погуляли по самому городку. Первый раз увидели столь немноголюдный индийский город, тем более, что он туристический, но непривычно пусто. Зато уютно, мне очень понравилось, весьма рекомендую.
И вообще, всего 500 км на юг, и тут уже жара днем, наконец можно погреться.
20 декабря
Орчха-Каджурахо. Это был насыщенный день. Правда пораньше, как я хотела, встать не получилось, но хотя бы часов в 10 утра вылезли из номера. Тут же подбежал "отельер" с завтраком и чаем. Вообще, надо сказать, нас в Индии поражают люди, которые работают практически "джаст фо фан". Потому что теплый номер на двоих с чистым санузлом, приветственным чаем и завтраком нам обошелся в 350 рупий (хотя на букинге 400 без налога стояло). Да и в целом хозяин поразил своим неназойливым дружелюбием и радушием.
После завтрака мы пошли осматривать местные дворцы. Очень меня радуют местные средневековые строения, архитектура ни разу не похожа на то, что можно увидеть в Европе. Залезли на самый верх первого дворца, Радж махала, кажется. Я там по стеночкам передвигалась, так как от четырех этажей вниз, отгораживали перила ниже колена О_о Красота неимоверная. Второй, главный дворец, Джахангир махал, даже меньше понравился, но с него лучше видно всю огромную территорию, с неплохо сохранившимися храмами, дворцами и кенотафами.
Уходить не хотелось, но надо было, так как 170 км по индийским дорогам мы в лучшем случае должны были проехать до заката. Не получилось. Последние 30 км мы ехали по темноте. Да ну на хрен такие экспириенсы. То, что было преимуществом трассы NH39, узкой деревенской дороги, стало её ужасом. В кромешной темноте прямо на нас двигалось по 6 фар с дальним светом подряд. И то ли это 6 мотиков, то ли 3 грузовика, фиг поймешь. В итоге пристроились к вонючему минивэну и более менее безопасно ползли за ним. После поворота на Каджурахо, лично я, как спасение, восприняла дорогу с разделительной полосой. Что впрочем не помешало встретить пару встречных скутеров на нашей полосе.
Здесь мы опять заселились в самый дешевый отель (Hotel casa di William), но такого домашнего ощущения, как в прошлом, уже не было.
Так как я с утра, за ненадобностью, убрала пуховик в дальнюю сумку, то после заката замерзла як цуцик. Хот эн Саур суп не помог, пошли искать мне вайн шоп, любезная туристическая полиция нам подсказала дорогу, а потом к нам присоединился индиец из Брянска, развлекал разговорами на русском. Мы так и не поняли, он мутный и ему от нас что-то нужно или тоже дружелюбный. Вот этот момент наверное больше всего напрягает в путешествиях - вроде человек по хорошему подходит, а в итоге "мы сами не местные... " или наоборот, шарахаешься заранее, подозревая в корысти, а он чисто по доброте душевной помочь хочет.
21 декабря
Каджурахо. Здесь был запланирован целый день, всё-таки это оригинальное место, требующее детального рассмотрения :D Ночь была ужасной, отельный супчик нам таки вышел боком. Поэтому завтракать там же мы не решились и отправились на поиски еды для местных. Не успели дойти до центра, как нас нашел вчерашний "соотечественник" Лаки. Пригласил к себе домой на чай, после того, как мы посмотрим храмы.
Позавтракав омлетами мы пошли в храмовый комплекс. Потрясающие штуки. Ни на что не похожая архитектура (правда в Гвалиоре в прошлом году мы видели два храма этого же периода). Каждый сантиметр не маленьких строений покрыт барельефами и узорами. Ну и конечно не просто узорами, а с эротико-порнографической тематикой. Но такого рода изображений не так уж много, как мне казалось из различных описаний. В общем с удовольствием провели там несколько часов, а потом пошли знакомиться с местным бытом. Ожидая подвоха, если честно. Но нет, всё было весьма мило, индийская семья, чай, разговоры. В итоге нас еще и на вечеринку пригласили, с переодеванием меня в сари, на память. Отказываться мы не стали, в конце концов почему бы и нет. Но сначала надо было еще бесплатные храмы посмотреть, благо они недалеко от города. Джайнские храмы не очень интересные, а другие такие же как платные, только среди поля с мусором, детишками и свиньями :)
А потом мы опять пошли к Лаки, пока он с друзьями в другом доме готовил запрещенную ему курицу, Тёма (мой спутник и собственно водитель нашего “Энфильда”) сидел с его папой и соседями возле тазика с углями, в которых запекалась совсем как русская, картошка, меня в доме мама Лаки и его невестки наряжали в сари и всякие блестящие штучки, плюс первый раз мне нарисовали узоры хной. Было немного неловко оказаться объектом такой заботы, но любопытно, да. Потом конечно же нафотографировались в местном стиле и я с облегчением сняла с себя всю амуницию. Потом была местная самогонка и карри из курицы. В принципе мы решили, что все это было сделано из человеческого любопытства, даже несмотря на то, что один из друзей Лаки в итоге, часов в 11 вечера, затащил нас в свой магазин и развел таки на покупку сувениров.
22 декабря
Каджурахо-Амангиндж. По плану надо было проехать 250 км до Джабалпура. В принципе у нас уже закончились известные туристические места и теперь мы просто двигаемся на юго-восток, в Ченнаи, по дорогам, о которых нам ничего не известно. Первой неизвестной дорогой оказалась эта. И с самого начала стало понятно, что план наш весьма оптимистичен, потому что дорога была трындец, грунтовка, перемежающаяся островками асфальта и таких было километров 20. Потом мы въехали на территорию нац. парка Панна и дорога стала отличной. По небольшим живописным горкам, с разными обезьянами вокруг. Тут-то нам бы и радоваться, но на равнине у нас пробило колесо. Возле палатки с конфетами-сигаретами нам сказали, что шиномонтаж в километре назад. Сначала Тёма отвез мотик, потом на местном населении, на двух дырчиках нас отвезли туда с багажом. Ремонтника мы прождали два с лишним часа, я уже и поспать успела на их кровате-столах. Хренов мастер еще час ремонтировал камеру, и выехали мы только за полчаса до заката, понимая, что Джабалпур нам точно не светит и добраться бы по темноте в город за 100 км. Не тут-то было, через несколько километров колесо опять спустило. Это было в какой-то деревне, где оказался более современный шиномонтаж. Там нам заменили камеру. И мы поехали в кромешной темноте дальше. Но еще километров через 5 наше колесо опять спустило. Вокруг поля, непроглядная темень и только звезды огромные висят. Уже было собрались искать место для палатки, как увидели вдали огонек костра. Пошли к людям. Спросили где деревня, оказалось в километре. Ну че, Тёма мужчина сильный, дотолкал. Нашли очередной шиномонтаж, где оказалось, что трындец пришел покрышке. Магазин в 7 км, но уже закрыт. Там же, как нам сказали, есть лодж. Очередной мастер приделал к новой камере разрезанную старую, типа "индиан текникс" и сказал, что мы доедем, но без багажа. Сумки взяли местные, и процессией из трех мотоциклов мы поехали в ближайший городок. Дорога к нашему ужасу превратилась в каменную грунтовку и колесо опять спустило. Но до города оставалось пару километров и мы их проехали уже так, на спущенном, один фиг менять. Привезли нас в ночлежку по цене каджурахского отеля, но с общим туалетом в коридоре, кстати, весьма чистым. Мы и этому были рады, очень уж не хотелось ночевать в полях в палатке.
23 декабря
Амангиндж-Джабалпур. Утро в Амангиндже удалось - рядом с гостиницей был пятачок на котором мы из множества точек с едой и чаем выбрали самые многолюдные и позавтракали за 30 р на двоих. Особенно доставил способ “сервировки” самос - свежепожаренные пирожки нам повар разломил в тарелке пополам и полил соусом. Чай в этом городе готовят тоже своеобразно, с помощью горна. Потом мы с большой помпой, сбежался наверное весь город посмотреть на нас, отъехали от гостиницы и направились в сторону Джабалпура, в который не добрались в предыдущий день. Первые сто километров была вообще отличная дорога, NH43, настолько немноголюдная, что этот район всё-таки можно считать глухоманью, но очень приятной. Был правда кусок дороги, километров 5, с отличным на вид асфальтом, но с огромными, хаотично разбросанными дырами, как уж так получается, даже представить не могу.
А потом мы свернули на NH30, и хоть статус у них одинаковый, но в остальном разница огромная - загруженная грузовиками, вся в населенных пунктах и весьма среднего качества. Поэтому в Джабалпур мы приехали не так рано, как могли и долго искали гостиницу (hotel Vasu), стоя рядом с ней, только потому, что она хоть и была на букинге, но вывеска, видимая издалека, была только на деванагари. Не стали даже думать о каких-нибудь достопримечательностях, а тупо залегли в номере смотреть видоклипы из индийских фильмов. Вообще я не уверена, что мы до Ченная еще станем искать что-то интересное, города для ночевок выбраны крупные, потому что в них проще найти отели, а вот ездить по ним лишние километры в поисках какого-нибудь не очень примечательного храма или дворца не очень хочется.
24 декабря
Джабалпур-Нагпур. Дорога, дорога, дорога... Хорошая, плохая, отличная, ужасная, вообще трындец и опять отличная. 275 км по таким дорогам, это всё-таки сложно. Я хоть и сижу сзади и ни на что повлиять не могу, но очень переживаю за наши колеса - как медленно не ползи, всё равно в самый неподходящий момент в тени от дерева, из-под грузовика внезапно вылезет огромная дыра. А местами обычная двухполосная NH44 превращалась в NH7 и становилась отличной магистралью с разделительной полосой, и тогда было хорошо - можно глазеть по сторонам, да и вообще глаза отдыхают на линии горизонта, дома такого нет - взгляд упирается в стены и заборы коттеджных поселков.
25 декабря
Нагпур-Армур. Как всё-таки различаются вроде бы похожие по характеристикам индийские города. Джабалпур оставил о себе не очень приятные впечатления - пыль, пробки и т.п. А вот Нагпур мне понравился - современный, довольно чистый город, даже не смотря на строящееся метро вдоль дороги, почти без пробок. Так что географический центр Индостана задал хорошее настроение с утра. Продолжила его дело трасса, всё та же NH44, только почти на всем пути в идеальном состоянии. Несмотря на то, что выехали не так рано, как хотели, в начале двенадцатого, до заката проехали значительное по здешних меркам расстояние в 320 км. Остановились в маленьком городишке Армур, примечательном разве тем, что здешний чай по вкусу похож на тайский оранжевый, просто не такой интенсивный и цвета обычного.
26 декабря
Армур-Сурьяпет. Штат Телангана явно не из бедных, та самая 44я трасса в отличном состоянии до самого Хайдарабада, не загруженная совсем, городки все вокруг чистые, новые, туалеты через каждые несколько километров. А окружная вокруг Хайдарабада вообще хайвеище - по 4 полосы в каждую сторону, разрешенная скорость 120 км. Один недостаток - 2х и 3х колесному транспорту на нее вообще нельзя выезжать, но мы об этом не знали :D 50 км до съезда на NH65 пролетели за полчаса наверное. И как-то сразу, после поворота на восток изменился пейзаж, пошли рисовые поля с торчащими высокими пальмами и невысокими скалами. Выехав довольно поздно проехали не напрягаясь ок. 310 км и в намеченной вчера точке стали искать ночлег. Гостиницы тоже улучшились, за 650 р номер уже не в ночлежке, а Баладжи Гранд Хотеле! Большой, чистый, с кондиционером и горячей водой. А уж еду принесли прям с фуд-дизайном.
27 декабря
Сурьяпет-Сурьяланка-Бапатла. Сегодня ночью, наконец, стало жарко в номере. До этого был пипец разной степени замерзания, особенно в Каджурахо было холодно до такой степени, что я прижималась к бутылке с кипятком до ожогов. Но теперь хорошо, можно мыться в прохладной воде и не кутаться в спальник. В дороге, правда, я еще в теплом, но видимо тоже пора переходить на облегченную форму одежды, так как 30 градусов днем. Пейзажи совсем южные - пальмы, хлопковые поля, дядьки в юбках разной длины и море! Сегодня решили немного изменить планы и подъехать к морю. Бенгальского залива мы еще не видели. Посмотрели. Индийский пляж зрелище не для слабонервных - мусор, толпы народа и попрошайки :) Но мои нервишки слегка пошаливают, поэтому я смогла только помочить ноги и мы поехали искать ночлег. Агрегаторы отелей в таких городах конечно ничего не показывает, хорошо хоть Google Maps какие-то кроватки рисует. Причем сложность в том, что большинство того, что имеет в наименовании Hotel это ресторан, а Гугл не разбирается. В итоге увидели на карте лодж, это однозначно гостишка. Ага, ни одной буквы на латинице, только телугу. Но на удивление действительно гостиница, да еще и с возможностью селить иностранцев (этот момент тоже надо учитывать, некоторые индийские отели в глуши имеют право селить только индийцев).
29 декабря
Бапатла-Саллерупета. Спешить некуда, до Ченная 400 км, в нем придется остановиться до Нового года, так как дальше идут немного курортных городов и найти там дешевое жилье 31 числа тот еще квест. Так что с утра поехали не торопясь никуда, по деревенской дороге. Ага, такой по две полосы в каждую сторону, разделитель посередине, а вокруг весьма зажиточные дома, сплошь свежепокрашеные, с блестящими коваными деталями, в общем приятно посмотреть. Южные штаты вообще видимо не из бедных - нас тут стали обгонять всякие бмв, ауди, да шкоды. Да и люди, кстати, тоже появились вокруг высокие, да откормленные. Мужчины в юбках, с усами, и за 100 кг - колоритно смотрятся:) Еще из отличий - много христианских церквей вокруг, в центре мы их совсем не видели, и где мы были на Рождество (не помню), даже символики праздничной не было, а тут везде звезды вифлиемские висят огромные. Изменилась еда - раньше везде были самосы, теперь вада (пончики) и доса. С утра позавтракали досой - большой блин, в качестве начинки манная каша с чили, и сверху ореховый соус. Вкусно, дешево (20р) нажористо, я даже не осилила. Потом до вечера есть не хотелось. Ночевать заехали в небольшой город с дорогими гостиницами, пришлось платить почти 900 р, ибо дальше ехать пришлось бы по темноте, да и что-то утомила меня всё-таки эта езда.
30 декабря
Саллерупета-Ченнаи. Даже особо писать нечего, доса на завтрак и есть не хочется до вечера. Ченнаи оказался не таким ужасным, как я боялась. Широкие улицы, светофоры, где-то там рядом море. Отель (Victory Mansion) на тихой улочке рядом с улицей всяких изготовителей табличек и что самое главное, печатей (это просто то, чем я занимаюсь в жизни) :D Из неприятного - maps.me, выручавший нас даже в запутанных улицах старой Агры (а там реально трындец), абсолютно неправильно показывает улицы Ченнаи. Эстакаду там, где её еще нет, поворот там, где его уже нет, поплутали вчера, пока не включили Гугл. К iGo уже даже и не обращаемся.
30-31 декабря
Ченнаи-Мамаллапурам-Ченнаи. Три дня передышки в большом городе оказались очень даже неплохи. Правда отель оказался не только без вай-фая, но и мобильный интернет там не ловил, так что ниже будет длинно, за все дни.
30 числа сделали то, ради чего собственно Ченнаи и появился в наших планах - отметились возле завода Роял Энфилд. К сожалению по времени никак не попадали на экскурсию по фабрике, но хоть так, а обещанного на сайте завода музея, они еще не построили. Потом завезли мотоцикл на обслуживание в официальный сервис, а сами поехали в ж/д музей, смотреть на британско-индийские паровозы. Музей небольшой, экспонаты пошарпанные, зато везде можно полазить и все потрогать. Обратно была веселая дорога - туда мы доехали на Убере, с карточки у меня при заказе снялась предварительная сумма, и по окончании поездки они еще раз захотели всю сумму снять, а столько денег у меня там не оказалось. Теперь у меня в программе задолженность, которую я никак не могу оплатить, соответственно не смогли заказать такси обратно на сервис за мотиком. Нашли рикшу, не знающего английский и город, полпути ехали по моему телефону, а потом он сел. Вот уж мы поплутали... Но всё кончилось хорошо, мотоцикл забрали, до отеля доехали.
31 числа с утра поехали в Мамаллапурам, благо он недалеко от Ченнаи. Походили по камням и горкам бесплатного храмового комплекса. Везде были как обезьянки, с нами фотографировались раз 10. На платный прибрежный храм смотреть за 500 р с человека задушила жаба, поэтому пошли на пляж, искать бесплатную точку осмотра :) Пошли "индийским" путем, мимо сувенирных палаток, обжорных рядов и т.п. Пришли на пляж. Никогда не видела столько людей до вчерашнего дня (потом увидела еще больше). На камнях было еще забавнее, чем в парке с храмами. Стоило нам там появиться, как индийцы со всех сторон стали подбираться ближе, "сельфи" уже делали просто на нашем фоне :D Зато на пляже с другой стороны прибрежного храма было практически пусто, вот же ж как ими стадный инстинкт владеет. И вообще очень прилично - отели, торговые улочки, кафе, Геленджик в общем. Вечером мы вернулись в Ченнаи, чтобы отметить новый год на одном из самых длинных городских пляжей (имени меня :D) Marina Beach. И вот там было эпически - наверное половина восьмимиллионного города решила сделать так же. Пробки из двухколесного транспорта совсем не то, что скучные автомобильные. А когда еще вся эта пробка хором ревет и орет "Хэппи нью еар!" Улицы возле пляжа были перекрыты, километры стоянки мотоциклов и скутеров, стоящих в несколько рядов очень плотно тоже интересное зрелище. В общем пробрались в толпе на пляж, пошли ближе к морю, идти замучались, ширина пляжа чуть ли не полкилометра, зато у воды было малолюдно, если можно так сказать :) После встречи нового года вся многотысячная толпа от набережной стала подходить к морю, тени в темноте... Чтобы не стереться от объятий, рукопожатий и селфи мы постарались ускользнуть в отель. Почти без потерь получилось. Кстати в Ченнаи на НГ намного приличнее конечно же, чем в Гоа. Людей больше, но пьяных почти нет, никто руки не целовал и на колени от восторга не становился, к счастью.