И снова Чак Паланик. (начала читать Удушье») 01.06.11, «проглотила» прям на работе за пару дней.
Если бы меня спросили: что вы боитесь рассказать о себе миру? Я ответила бы не задумываясь: «я грызу ногти и считаю гением Чака Паланика. Это – такой возмутительный автор, пристрастие к которому для многих кто "в литературной теме" может характеризовать меня как личность неоднозначную, радикальную, бунтарскую, излишне умную, а кто-то посчитает - и как опасную…»
Сразу напомнило фразу: «прочла все заметки на стенах общественного туалета, что бесспорно характеризует меня как человека любознательного))))
Но люди любят ставить на других свои штампы. Пускай. Кто-то не смеет ориентироваться без подсказок, предпочитая жить под диктовку…
Ясно одно: многих знакомых удивило и насторожило бы очевидное несочетание моего спокойного вида, детского голоса, примерного поведения и благожелательного образа с общим фоном творчества этого мятежного автора «на грани и за гранью дозволенного - даже для понимания».
Вот как сказать о нем – коротко?!!
Он – сложный и неоднозначный, как и все знаковые фигуры искусства – ненавидимый, запрещаемый, обвиняемый, признанный, обожаемый… Однозначно только одно: он – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. ЭКСКЛЮЗИВ, но оооочень своеобразный…
Он – автор не для всех. Некоторым читателям до него надо дорасти. Некоторые – не дорастут никогда. Многих он оттолкнет и испугает до негодования, в почитателях останутся только самые смелые и пытливые умы, зато именно они уже 20 лет назад сделали его культом современности, и вряд ли у кого-то из авторов есть столь же верные фаны, готовые благодарить за личный переворот в судьбе.
После него лично я стала адептом веры в себя.
Он убежден, что смысл существования каждого человека – в ЦЕЛЬности, в борьбе, в стремлениях, в преодолении себя, в предельно честном диалоге с самим собой, во внимательности к деталям, в отторжении фальшивого и поисках НАСТОЯЩЕЕГО. Остальное – компенсации, которые могут приобрести уродливые формы (он с радостью готов показать – какие…). И, пожалуй, убежден он в этом не как мыслитель и просто умный человек, а прям как одаренный психолог – доктор, специалист по части человеческих раз-умов… (на сколько я знаю, у него нет соответствующего образования или практики, но бывают же художники-самородки? Почему бы не рождаться самородкам-психиатрам?). То есть его мнение, формально - сомнительное по квалификации компетентности, при внимательном рассмотрении - это гораздо больше, чем просто интересное свободное мнение (вообще не претендует, кстати, на истину в последней инстанции, и ничего не утверждает, просто автор своеобразно фантазирует - без тормазов, а истину в его словах находят читатели – складывают как паззл, и верят ему безраздельно…). Его фантазии на грани и за гранью дозволенного – это скорее научно-медицинская теория относительно устройства психики человек, которая дает ответы на многие сакраментальные вечные вопросы… теория, находящая свое подтверждение у специалистов по человеческим мозгам и душам (например, есть такой русский психолог-кандидат наук, медначальник в Ростове – Михаил Литвак – о том же самом вещает и ПРЕДЕПРЕЖДАЕТ, только далеко не так изощренно! Это после Поланика я стала читать психологов и внимательно прислушиваться к себе!)… И как человек, который в этом поистине разбирается, он доказывает это так… крадучись, постепенно, нещадно, наотмажь… не топорно, но изощренно, регулярно заступая за черту крайности.
Он – переворачивает сознание.
Он – сложный, хитрый, суровый, буквальный автор, способный флегматично, как-будто мимоходом окунуть читателя в безумие. Не показать, а именно ОКУНУТЬ. И он сразу об этом предупреждает: «остерегайтесь если пойдете за мной. Вы соприкоснетесь с таким откровением, которое может изменить ваши взгляды безвозвратно!» Ну, то есть, иногда – предупреждает, иногда – нет. Но в принципе там с первых слов понятно – «Розовых соплей» тут ждать не приходится… он всем дает этот выбор – рисковать ли своим блаженным ограниченным покоем, или двигаться в опасную неизвестность. Он – триллер, но запредельно умный, честный, и потому даже полезный. Он пугает своим тихим спокойным нашептыванием… Он пугает откровенностью и буквальностью, но умеет увлечь настолько, что ты шагаешь за ним в темное и неизведанное, и не хочешь останавливаться. Он – реалист до предельной крайности. Он – гений. Опасный гений.
Он как автор – опасен своей категоричностью. Но он – как отличный словесный шахматист – у него все просчитано наперед…
Он так ставит вопросы о смысле жизни, как не способен больше никто. Он берется за такие темы, какие тронуть больше не решится никто кроме психиатров. Это – автор для умных, пытливых людей, неугомонных в жажде познания, спорщиков. Глупым, внушаемым, имеющим свойство буквально подражать или поверхностным - он может повредить.
Это – автор для смелых людей. Потому что не всякий готов встретиться со своими собственными призраками, и не разбиться об открытие и шокирующее сознание своей несовершенности. Мало кто готов на самом деле. Мы же все – исполнены комплексов, слабостей, подмен… которые прячем как можно глубже. А он – СМЕЕТ вытаскивать их на поверхность… Зато только через это и происходит самая глубокая работа над собой – размышление о смыслах, расстановки акцентов (+ и -) и приоритетов. А этот автор умеет делать прививку от того, во что он окунает… Так что для разумных людей его творчество – не просто «био-добавка» для мыслей от ограниченности, а проверенное сертифицированное лекарство даже от страшных отклонений. Он как никто умеет показать эту размытую границу НОРМЫ, заглянуть в переступившего – изнутри... намекнуть на причины…
В его жутковатый стиль повествования и шокирующую художественную систему координат можно влюбиться, как влюбляешься в пугающую картинку, с которой совсем не хочется встретиться в реальности. «Ужасно красиво сказано» – это про него))). Да еще и полезно! Потому что доходчиво – его шальные мыслишки крадучись минуют все твои защитные системы и барьеры психики и проникают в твой образ мышления, перетряхивая там все, что застоялось…
Вообще, конечно, культовые прозаики и классики современности – потрясают воображение своей смелостью. Иногда создается впечатление, что они, пережив самые страшные проявления жизни теоретически - в своем творчестве, как-будто застраховываются от этого в реальности (ведь зачастую именно пытливость ума и любознательность, особый широкий образ мышления приводит умного человека к грани, за которую никому не рекомендовано заступать… кто-то губит себя по-глупости, а кто-то – от большого ума (у кого я это стыбрила?!)… и лучше поразмыслить об этом на страницах, чем попробовать вживую и пропасть реально – верно? Вот, и они так думают, пишут главным образом для себя… ). Иного объяснения я лично как настоящий трус найти не могу J. А вообще - любопытное предположение, мое собственное! …
Лично я, как человек ТОЖЕ весьма неглупый, упорно отвергаю необходимость переходить определенные грани ради ПОЗНАНИЯ. Меня пугает точка невозврата. Иногда мне кажется, что умные авторы – Коэльо, Вишневский, Поланик - делают это намеренно… подводят к этой точке так реалистично… Может, то, что меня это пугает – и есть свидетельство моей НОРМЫ? Заглянуть – другое дело – но только на чужом примере! Чтоб больше неповадно было! Спасибо умным авторам!). Ведь только так можно увидеть эту размытую границу и не заступить за нее? Они помогают ОСОЗНАННО делать свой выбор?... Только Коэльо, например, подстрекает Jк действию, полноте жизни и экспериментам, а вот Поланик – предупреждает: «оглянись, куда ты мчишься? Включи СОЗНАНИЕ! Хватит бессознательно ГНАТЬ!». Вообще-то, Коэльо – он тоже про «хватит», только «сидеть и смотреть как жизнь проходит мима». Вод ведь уникальные стили! Хотя в принципе, они оба – об одном и том же - оба пугают бессмысленностью существования…. Только – с разным настроением и принципиально разными приемами. Коэльо пугает пустотой, а Поланик – жестокими компенсациями собственногоподсознания. В любом случае все они призывают к честности с собой. Только Коэльо – само воодушевление, Поланик – готовая самодиагностика…
А Вишневский просто встряхивает эмоции. Тоже иногда – полезно.
Когда читаешь этих авторов, хочется с ними познакомиться, спросить – как они к этому пришли, или хотябы изучить биографии… у меня вообще страсть к неординарным биографиям – вот где следует искать самые замысловатые причинно-следственным связи…
Коэльо – бывший узник психушки по воле родителей – пишет про «знаки судьбы», Поланик – бывший сборщик автомобилей кажется) и волонтер в хосписе для смертально больных - про «знак, что «что-то тут не так(?)» *почесывая в недоумении затылок*», в Вишневский просто все крушит все, чтоб потом как патологоанатом чувств объяснить с научной точки зрения….
А есть те, кто просто повествуют, и делают это изумительно.