В воскресенье 24 мая завершает свою работу 62-й кинофестиваль Канны 2009.
А в пятницу вне конкурса состоялась долгожданная премьера фильма культового режиссера Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнасса». Говорят, что это одна из самых фантазийных лент, которые снял Гиллиам, да всего современного кино.
Плюс ко всему, в этом фильме про бродячего волшебника сыграл свою последнюю роль Хит Леджер. Хит Леджер умер и досняться у Гиллиама не успел, но его партию доиграли Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл. Они появляются уже тогда, когда сюжет разворачивается в воображаемом мире, по другую сторону магического зеркала доктора Парнасса.
Перед каннской премьерой Гиллиам рассказывал: «Все мы, вся съемочная группа, хотели, чтобы фильм был закончен – ради памяти Хита Леджера. Хит с таким энтузиазмом вкладывался в этот проект, всех на площадке заряжал такой энергией, фонтанировал идеями, каждую минуту предлагал что-то интересное».
Персонаж Леджера скрывается от русской мафии в вагончике бродячего волшебника. Аттракцион, который показывает каждому, заглянувшему в зазеркалье свой рай, оказывается Тони, герою Леджеру по душе. Кому не хочется, как-будто наяву, осуществить свою мечту о деньгах, славе и наслаждениях! А то, что ты теряешь лицо (буквально – превращение из Леджера в Фаррела, Деппа или Лоу) и заведомо обманываешься воображариумом не больно-то волнует.
Воображариум доктора представляет некий вариант Зазеркалья, существующий за кулисами уличного театра. Сам театр странствует по Лондону различных эпох, но, оказавшись в его закулисье, можно попасть куда угодно: в заоблачные миры, в ад, даже в Россию, наполнившую чопорный Лондон разудалыми гангстерами и их веселыми подружками.
Сам доктор Парнас в исполнении Кристофера Пламмера - подобие доктора Фауста, заключившего сделку с дьяволом много столетий тому назад и выкупившего бессмертие за судьбу своей не рожденной еще дочери. Вместе с бессмертием доктор получил дар пробуждать в окружающих пылкое воображение. Именно этим и занят театр, патронируемый самим Сатаной, который ждет, когда созреет обещанный ему плод - девственница Валентина.
Вот только сам этот театр, при всей своей бравурности и возможности дарить счастье никому не нужен. Зажечь свое воображение приходят считанные зеваки, задуматься о смысле жизни которым по больше части некогда. У каждого в современном мире слишком много суррогатов и надуманных проблем, отвлекающих внимание от насущных жизненных дел.
Критики предполагают, что такая же судьба ждет и сам фильм Гиллиама: придут посмотреть на еще живого Леджера, полюбуются вычурными картинками, а о том ради чего все это затеяно - даже не задумаются.
Этот фильм - развернутая метафора, в основе которой стоит философская тема выбора. Выбор всегда труден, а ошибка чревата трагедией.
После того как Хит Леджер умер, автор сделал почти невозможное: он переписал сценарий картины, сохранив всю работу Леджера.
Обычно в конце фильма в титрах пишут: фильм режиссера такого-то. Эта премьера была закончена титром: фильм друзей Хита Леджера.
Терри Гиллиам сказал в фильме и свое прощальное слово Леджеру. Когда по реке вечности плывут корабли с портретами звезд, ушедших в расцвете жизни: Рудольфо Валентино, Джеймса Дина и других, Тони - герой Хита Леджера - уже в облике Джонни Деппа, говорит, что все они вовсе не ушли от нас, они остались с нами - навсегда молодыми.
На самом фестивале последний фильм Хита Леджера встретили довольно равнодушно. Многие критики были просто шокированы, когда увидели в начале фильма героя, свисающего с лондонского моста с веревкой на шее.
И хотя обозреватели были добры к покойному актеру в его последней роли, они не казались настолько увлеченными ни Терри Гильямом, ни его фильмом.
Джеймс Кристофер, критик британской газеты «TimesOnline» пишет: «На Леджера смотришь как на чудо», - но добавляет про сценарий что он «слабый, недоступный пониманию и безнадежно неубедительный».
Критик из «Guardian» Питер Брэдшоу заявляет, что фильм милый, но рассчитан разве что на поклонников и что извилистые перипетии фильма утомляют, постоянно напоминая, насколько все «воображаемо».
Лично я с нетерпением жду этого фильма. Говорят что и фильм "Братья Гримм" Терри Гиллиама с Хитом Леджером не имел успеха. Но мне этот фильм запал в душу, несмотря на его показную фантазийность и где-то наивность.
Надеюсь что вечная история сделки с дъяволом в интерпретации Гиллиама и Леджера будет фильмом не для всех. Потому что большинство из нас давно уже выбрало такую сделку, правда сильно продешевив в отличии от Тони, которого сыграл Леджер.
Интересное в сети: